Православие и современность | Святитель Николай Японский | 16.02.2012 |
16 февраля Русская Православная Церковь празднует память величайшего православного миссионера XX века равноапостольного Николая, архиепископа Японского, основателя Православной Церкви в Японии. Молитвенно вспоминая в этот день святителя Николая и его труды на благо Церкви Христовой, предлагаем вам одну из его проповедей.
В Священном Писании сказано: «Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение: управи сердце твое, и потерпи. И не скор буди во время наведения: прилепися Ему, и не отступи, да возрастеши напоследок твой». Все мы, находящиеся здесь, конечно, приступили работать Богу и, таким образом, хорошо знаем, что служить Богу — значит понуждать себя на труд. Но мы знаем также, что в этом служении заключается и великая радость. Ибо Бог Всевидящий не только видит работающих Ему, но и помогает им и, как Милостивый, любит их. Однако путь работания Богу исполнен опасностей и преткновений, немощей и падений, поэтому и учит нас Священное Писание, что если кто хочет служить Господу Богу, тот должен приготовить душу свою к искушениям.
Искушения бывают двух видов: первый — испытания, посылаемые свыше; второй — соблазны снизу. Об искушениях свыше Писание говорит нам следующее: «Как огнем искушается золото и серебро, так Бог искушает сердце человека». Золото бывает чистое, бывает с примесью, а бывает и поддельное. При испытании огнем чистое золото не терпит никакого ущерба — напротив, становится еще прекраснее; от золота с чуждыми примесями отделяется его чистая часть; а поддельное золото в конце концов обращается в нечто, не имеющее никакой цены. Подобным образом и добродетели человека могут быть подлинными, могут быть смешаны с самомнением, гордостью или другими страстями, а могут быть и вовсе поддельными, ненастоящими, как это было у лицемерных фарисеев. Таким образом, искушения, посылаемые свыше, определяют качество добродетелей человека. Бог с самого начала знает сердце человека, поэтому искушения посылаются не для того, чтобы Бог узнал, каковы наши добродетели: делается это для самого человека — чтобы тот, если увидит в них примесь лжи и подделки, покаялся и обратился к добру. Да не лишимся и мы таких искушений, посылаемых нам свыше.
Кроме этого, однако, существует еще один род искушений, а именно соблазны, приходящие от диавола, который влагает тьму в мысли человека, вливает различного рода нечистоту в его сердце, приводит его в смятение и, таким образом, ввергает человека в злые дела — с целью отвратить от Бога души людей, работающих Ему.
Приступив работать Богу, мы должны помнить, что постоянно находимся посреди этих искушений и соблазнов. В Писании сказано: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить». Все катехизаторы и священники находятся под пристальным вниманием диавола, который, желая низложить их, выпускает множество огненных стрел. Самая опасная из них — самодовольство и гордость, ибо многие из катехизаторов выходят на проповедь еще совсем молодыми, а люди уже называют их учителями и наставниками. Нет ничего удивительного в том, что диавол, пользуясь этим, с легкостью влагает в них гордость; и сколько уже служителей Церкви было сражено этой стрелой! Каждый год мы готовим много катехизаторов, но немало из них падает. В чем же причина? Происходит это от самодовольства и гордости. Если кто-то из христиан пытается увещевать их, они, наоборот, приходят от этого в гнев. Много еще и других огненных стрел у диавола, которыми он сражает не могущих противиться ему. Таковы без исключения все, кто был исключен из списка катехизаторов. И сколько, братия, таких, приступивших работать Богу, но не сумевших преодолеть искушений и павших. Как же это прискорбно!
Поэтому очень важно, чтобы мы всегда готовили себя к искушениям, ибо это является основанием нашей крепости. Если же мы не будем этого делать, то постоянно будем побеждаться соблазнами. Таковых диавол будет поражать своими стрелами и убивать. Сейчас, перед началом Собора, я, воспоминая прошедшее и представляя перед собой грядущее, решил, что все это необходимо сказать вам как наиглавнейшее и наиважнейшее.
О том, какие способы необходимо употреблять нам для того, чтобы приготовить себя к искушениям, ясно говорит нам Священное Писание.
Во-первых, «управи сердце твое», то есть храни сердце твое, исправь дела твои и приобрети добродетели, и таким образом избежишь впадения в соблазн. Подобно тому, как кораблю, если за ним хорошо следить и хорошо управлять им, не будут страшны ни бури, ни бушующие волны, но если не следить за ним хорошо, есть опасность, что он потерпит крушение; и подобно тому, как лошадь, если ею не управлять как следует, может понести и она в конце концов перевернется или упадет в яму, так и сердце человека: если не управлять им хорошо, что с ним произойдет? Только то, что диавол, подойдя к нам, станет влагать в наши мысли разные злые замыслы и приведет в беспорядок наше сердце и наши дела.
Во-вторых, «потерпи». Человек изначально удобопреклонен ко злу, поэтому для того, чтобы победить искушения, необходимо с готовностью терпеть разного рода труды и скорби, сдерживать себя и направлять свое сердце к истине. Если мы не претерпим трудов и скорбей, то мы не сможем преодолеть ничего, ибо без трудов и скорбей кто может победить врага?
В-третьих, «прилепися Богу и не отступи». Прилепившись к Богу, мы будем безопасны в любых искушениях, подобно тому, как кораблю, достигшему гавани, уже не страшны бури.
Такое слово я пожелал сказать вам, братия, перед началом Собора, и хочу, чтобы вы положили это слово в сердцах ваших и хранили его.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=59 253&Itemid=3