Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургПротоиерей Евгений Попиченко14.02.2012 

Чудо встречи человека и Бога
15 февраля — Сретение Господне

Сретение, в переводе на русский язык с языка славянского,Сретение означает «встреча». Встреча человека и Бога. Господь Иисус Христос в Евангелии неоднократно напоминал, что «пришел не нарушить Закон, а исполнить», раскрыть более глубокие стороны Закона Божия. «Ни единая иота и ни единая черта от Закона не будет потеряна», — в другом месте говорит Господь. Своей жизнью Он показал, что заповеди Божии исполнимы: Он выполнил весь Закон, быв послушным Отцу Своему Небесному.

Праздник Сретения как раз показывает послушание и великое уважение Господа Иисуса Христа к Закону. Об этом повествует евангелист Лука в начале своего Евангелия: по истечении положенных Законом сорока дней очищения младенец своими родителями приносился в храм Божий для посвящения Богу. Всякий младенец мужеского пола, «разверзающий ложесна, свято Господеви наречется» — первенцы посвящались Богу на служение. Опять же по Закону Божию, должна была приноситься искупительная жертва от этого служения. Богатые люди приносили в жертву Богу ягненка или двух ягнят, а те, что победнее, приносили двух птенцов голубиных.

У храма супружескую чету с Младенцем Иисусом на руках встретил очень старый священник, праведный Симеон. Он, восприняв Младенца, произнес дивную песнь: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов», — и благословил Бога, как говорится в Священном Писании.

Встреча человека и Бога — всегда чудо, величайшее событие в истории Вселенной: именно для того Бог и создал весь мир, чтобы человек, встретив Бога, полюбил Его всей душой, всем сердцем, всем умом и никогда с Ним более не расставался. Об этом и повествует все Священное Писание.

Святитель Фотий в Х веке очень точно заметил: «В человеке я вижу тайну богословия». Смысл Библии, Священной истории не в том, чтобы что-то рассказать о Боге, о Его явлениях в этом мире, нет; очень важно человеку рассказать о нем самом, о человеке — кто он такой с точки зрения Бога и что он значит для Бога.

Этот удивительный вопрос в Библии звучит несколько раз: «Что значит человек для Бога?». Мы слишком легкомысленно относимся к самим себе, потому что не знаем правды. Мы думаем, что человек — это какой-то прибор, механизм для получения удовольствия. Нужно просто найти кнопочки, вовремя на них нажимать, и у человека все будет «в кайф». На самом деле человек более значимое существо, чем весь космос и вся Вселенная: все, что во Вселенной, есть в человеке, то есть все материальное в человеке присутствует. Но в человеке есть то, чего нет во Вселенной, — вечный бессмертный дух, душа, созданная по образу и подобию Божию.

Вопрос о человеке звучит из уст пророка Божия Давида: «Господи, я так мал и ничтожен (а это говорит царь), я так немощен, — но Ты помнишь меня, посещаешь, спасаешь. Что такое человек, что Ты, Господи Всевышний, помнишь о нем, и сын человеческий, что Ты его посещаешь?».

За несколько веков до Давида другой ветхозаветный праведник, Иов задает Богу тот же вопрос. Книга Иова — это книга страданий. Господь любит Иова, но эта любовь оказывается обжигающей: Господь попускает дьяволу прикоснуться к его жизни. И Иов в момент немощи души, некоторого ропота, обращает к Богу этот вопрос: «Господи, сколько можно, я ведь не преступник, не богохульник, — почему Ты вновь и вновь посещаешь меня? Дай мне хоть умереть спокойно». Но потом праведник справляется с малодушием и, когда жена приступает к нему с пожеланием: «Сколько тебе можно терпеть? Где твой Бог? Похули Бога и умри, хватит страдать», он ей отвечает: «Безумные слова слышу я от тебя… Бог дал, Бог взял — если мы от Бога принимаем доброе, неужели злого не можем от Него потерпеть?».

Между этими двумя точками — вершиной радости и глубиной скорби находится ответ на вопрос: «Что такое человек, почему он значим для Бога?». Хочется закончить словами святителя Иоанна Златоуста: «Если вы хотите увидеть величие человека, его предназначение, осознать его значимость, не стоит искать человека в палатах царских, среди знатных мира сего. Поднимите свои очи к Престолу Божию, и там одесную Бога вы увидите Человека — Богочеловека Иисуса Христа».

Только человек может быть соединен с Богом и обрести с Ним вечную жизнь. Только у человека есть душа, которая при определенных условиях может быть Царствием Божиим внутри нас. Только ради человека Господь стал Человеком и отдал Свою Жизнь на Кресте. Будем дорожить своим призванием, чаще задумываться, в чем цель и смысл человеческой жизни. Помогай нам всем Господь.

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at52256


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru