Русская линия | Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких) | 13.02.2012 |
На оппозиционных Святой Церкви средствах массовой информации появились аналитические статьи с рекламно кричащими заголовками, подписанные псевдонимом «Глеб Коваленко». В них, достаточно осведомлённый происходящим в церковных кулуарах автор-аноним утверждает, что «постоянные члены Синода (УПЦ) создали механизм управления Церковью, который дает значительные полномочия ряду влиятельных архиереев, прямо не декларируя при этом отстранение от власти митрополита Владимира».
Автор обрушивает свой гнев не только на Священный Синод УПЦ, в котором собраны авторитетнейшие Иерархи УПЦ, но дерзает задеть и Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла, и председателя ОВЦС МП Митрополита Илариона (Алфееева), безосновательно допуская их причастность, к якобы совершившемуся в УПЦ «перевороту», звучно именуя его «церковным ГКЧП».
Для молодых читателей напомним, что ГКЧП («Государственный комитет по чрезвычайному положению») — это сокращённое название органа временной политической власти в СССР, сформированного постоянными членами Политбюро КПСС в отсутствие в Москве председателя Политбюро, Президента СССР Михаила Сергеевича Горбачева. ГКЧП возложило на себя ответственность за управление страной на период кризиса советской власти, реально угрожавшего существованию коммунистического СССР.
Проведя такую смелую параллель, «Глеб Коваленко» излагаетличные «канонические» суждения в пользу своего основного тезиса и делает скоропалительный вывод: известные решения январского заседания Священного Синода УПЦ, принятыебольшинством голосов его уставных членов в отсутствие болеющего Председателя Священного Синода, Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Владимира, якобы незаконны.
Внутренний конфликт в УПЦ, — считает «Глеб Коваленко», — действительно имеет место, «но не между Синодом и митрополитом Владимиром, а между Синодом и архиепископом Александром. Это вытекает из синодальных решений», — уверен «Глеб Коваленко», и продолжает: «Архиепископ Александр, принес бы большую пользу Церкви и лично митрополиту Владимиру, если бы устранился от участия во внутрицерковных конфликтах, которые вспыхнули во многом по его вине», — таков путь «нормализации» ситуации в УПЦ от «Глеба Коваленко».
(А некие, особо «демократические» специалисты-филаретовцы по борьбе с «промосковским» Синодом УПЦ нашептывают в уши слабонервных идею проведения, т.н. «альтернативного синодца», видимо, напрочь забыв бесславную судьбу анафематствованного «Филарета» Денисенко и иже с ним раскольников. Однако, непреодолимая проблема для её реализации состоит в полном отсутствии архиереев канонической УПЦ, желающих составить компанию в разбойничем «синодце»).
На наш «непросвещённый» взгляд никакого личного «конфликта» между членами Синода УПЦ и архиепископом Александром не существует, но есть уставная реакция членов Синода УПЦ на острое кризисное состояние здоровья Блаженнейшего Митрополита Владимира, повлекшее практическую приостановку рассмотрения вопросов внутренней жизни УПЦ, относящихся к компетенции и ведению Священного Синода УПЦ.
(Кстати, публикации в СМИ несколько пролили свет на подлинное имя личности, скрываемое под псевдонимом «Глеб Коваленко». При этом внимательные обитатели украинского интернет-пространства не исключили, что соавторами-редакторами творений «Глеба Коваленко» могут оказаться известные «оранжевые» персоналии, поныне тихо подвизающиеся на поприще популярной журналистики в полуофициальных медиа-ресурсах УПЦ МП).
Заметим далее, что не будем фокусировать внимание читателей на личных «канонических» аргументах автора статей: кто и как должен управлять киевской епархией на период, далеко не безнадежной болезни Предстоятеля УПЦ. Это пустая трата времени, ибо вопрос этот в сущности риторический:Блаженнейший Митрополит Владимир, согласно Уставу УПЦ, есть соборно избранный пожизненный Предстоятель УПЦ и правящий архиерей Киевской епархией — по занимаемой им должности.
Духовенство же и миряне УПЦ во всей этой недостойной «синодальной» истерии профессиональных дезинформаторов на униатско-раскольничьих сайтах должны знать и помнить важную каноническую деталь: на сеогодня ни члены Священного Синода УПЦ, ни лично и официально Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Владимир, и никто из епархиальных архиереев УПЦ нигде и никогда не отрицали легитимность заседаний полномочного органа управления УПЦ между её соборами — Священного Синода УПЦ. Равно и все его принципиальные решения.
Более того, решения двух заседаний Священного Синода УПЦ под председательством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела получили одобрение Святейшего Патриарха Кирилла. А от Блаженнейшего Митрополита Владимира Священный Синод, «цементировавший» в последнее время единство епископата УПЦ, получил благодарность, озвученную в известном февральском Обращении Предстоятеля УПЦ в адрес преосвященного митрополита Павла, наместника Киево-Печерской Лавры.
Всех вышеупомянутых авторитетных свидетельств достаточно, чтобы опровергнуть неправедные домыслы докучливых карьеристов и злопыхателей, желающих расшатать единство епископата УПЦ, её каноническое управление и мечтающих о ликвидации канонического церковно-административного единства УПЦ с московским Патриаршим Первопрестолом.
Думается, главное церковно-правовое условие обеспечения канонического порядка в Украинской Православной Церкви — наличие в Уставе УПЦ чёткого механизма реализации её соборно-синодального управления. В том числе, и на случай появления конкретных форс-мажорных обстоятельств.
Было бы желательно для достижения этой конкретной цели поручить (возможно недавно образованной синодальной Редакционной Комиссии) заполнить нормативные лакуны и устранить все двусмысленные формулировки в Уставе УПЦ, чтобы на будущее бесповоротно и надёжно защитить святоотеческий фундамент соборно-синодального управления в Украинской Православной Церкви — внутренне независимой церковной области Московского Патриархата.
Ионафан, архиепископ Тульчинский и Брацлавский, член синодальной Богословско-канонической комиссии УПЦ
http://rusk.ru/st.php?idar=53155
|