Русская линия
Православие.Ru Юрий Клиценко25.11.2002 

СОТВОРЕНИЕ МИРА, СОЗДАНИЕ СКИНИИ И ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ ХРАМА

Современными библеистами установлена взаимосвязь между текстами первой главы книги Бытия, описанием создания скинии (Исход гл. 25−31, гл. 40), а также символами храмового богослужения в 24-й и 50-й главах книги Иисуса, сына Сирахова (P.J.Kearney, «Creation and Liturgy: The P Redaction of Ex 25−40», Zeitschrift fur die Alttestamentliche Wissenschaft 89, 1977; C.H.T.Fletcher-Louis, «The Temple Cosmology of P and Theological Anthropology in the Wisdom of Jesus ben Sira», ed. C. A. Evans, Studies in scripture in early Judaism and Christianity, vol. 8; M. Barker, «Time and Eternity. The World of the Temple», The Month, 1, 2001).
Соответствие последовательности строительства скинии семи дням сотворения мира — очевидно. В книге Бытия каждое из семи повелений Творца начинается словами: И сказал Бог (Быт 1. 3, 6, 9, 14, 20, 24, 26). В 25−31 главах книги Исход каждая из семи речей Бога, посвященных созданию скинии, начинается словами: И сказал Господь Моисею (Исх 25. 1; 30. 11, 17, 22, 34; 31. 1, 12). В 40-й главе Исхода семь этапов создания скинии разделены словами: Как повелел Господь Моисею (Исх 40. 19, 21, 23, 25, 27, 29, 32).
Предлагаемая вниманию читателей сайта «Православие.Ру» заметка представляет собой попытку отметить некоторые параллели между вышеуказанными библейскими текстами и православными чинопоследованиями освящения храма. Я также стремился еще раз подчеркнуть ту истину, что православное богослужение является лучшим введением в Священное Писание.
Семи этапам сотворения мира и создания скинии соответствуют основные архиерейские священнодействия при освящении храма: 1) возложение краеугольного камня в основание храма; 2) сборка престола; 3) окропление престола водой и вином; 4) помазание Святым Миром и облачение престола; 5) каждение; 6) положение святых мощей под престол и в антиминс; 7) Божественная литургия.
Такой порядок чинопоследований зафиксирован в древних восточных и западных богослужебных текстах (John Wilkinson, New Beginnings and Church Dedications, «Creation and Liturgy. In Honor of H. Boone Porter», ed. Ralph N. McMichael, Jr., The Pastoral Press, Washington, 1993). Следует отметить, что чин освящения храма в современных греческих евхологиях не соответствует древней богослужебной практике. В Русской Православной Церкви сохранилась византийская традиция, о которой свидетельствуют средневековые чиновники архиерейского служения и литургические комментарии отцов Церкви (св. Николай Кавасила, «Семь слов о жизни во Христе», слово пятое; св. Симеон Солунский, «Разговор о священнодействиях и таинствах церковных» и «Книга о храме»).
1) В первый день Бог полагает «краеугольный камень вселенной», творит духовное небо и видимую материю, а также свет. В книге Иова Бог говорит о первом дне творения: Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? (Иов 38. 4−7).
Параллелью к этому тексту является описание закладки Иерусалимского храма в 1-й книге Ездры: Когда строители положили основание храму Господню, тогда поставили священников в облачении их с трубами и левитов, сыновей Асафовых, с кимвалами, чтобы славить Господа по уставу Давида, царя Израилева. И начали они попеременно петь: хвалите и: славьте Господа, ибо — благ, ибо вовек милость Его к Израилю. И весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание дома Господня (1 Езд 10−11).
Символика краеугольного камня упоминается в Новом Завете: Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного (Мф 16. 18−19). Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом (Еф 2. 19−22).
В книге Исход в первой, наиболее пространной, речи к Моисею, Господь говорит об устройстве скинии, изготовлении богослужебной утвари и облачений священнослужителей (Исх 25. 1 — 30. 10).
О сотворении света и создании дня и ночи (Быт. 1. 3 5) напоминает ритуал возжигания светильника:
И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним (Исх 27. 20−21; 30. 7−8).
В соответствии с православным чином на основание храма епископ и архитектор совершают разметку фундамента будущего здания. Для разметки выкапываются рвы и углубление на месте будущего престола. Архиерей устанавливает закладной камень и возжигает свет лампады. О древней богослужебной практике свидетельствует святитель Симеон, архиепископ Солунский (XV век): «Архиерей сам берет руками камни и, сошедши в основание, полагает камни крестообразно, благословив их в знак того, что он положил основанием незыблемый камень — Христа. Взяв также лампаду, наполнив ее елеем и возжегши, полагает с благословением в промежутке между камнями, означая светом горнее просвещение от истинного Света и единый истинный Свет — Христа» (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 69).
По освящении краеугольного камня начинаются строительные работы и изготовление храмовой утвари. Православная Церковь сохранила священные библейские принципы и планы храмоздательства, которые Господь открыл пророкам Моисею (Исх гл. 25−31, гл. 40), Давиду (1 Пар 28. 11−19), Иезекиилю (Иез гл. 40−48) и святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову (Откровение святого Иоанна Богослова). В православном богослужении соединяются и соприсутствуют вместе небо и земля, Ветхий и Новый заветы, прошлое, настоящее и будущее. По учению отцов Церкви, храм — это образ сотворенного Богом космоса: «Всею церковью означается сей дольний обитаемый мир и нами зримое небо, ибо когда воссылаем молитвы, стоя перед церковью, почитаем ее небом и вместе раем Эдемским. И самый торжественный чин освящения храма представляет нам его таинственным небом и Церковью первородных, когда же внутри церкви мы совершаем страшное более всех таинств священнодействие литургии, тогда алтарь бывает нам небом, Церковь же означает землю: в нее все стекаются и составляют молитвенное славословие… Красота церкви означает красоту создания, горящие на возвышенном, среди церковного свода висящем паникадиле свечи — лучезарные звезды, а купол его — небесную твердь» (Св. Симеон Солунский, Книга о храме, 17−18).
2) Во второй речи о строительстве скинии Господь говорит пожертвованиях, необходимых для ее содержания: Всякий должен давать половину сикля, сикля священного… Богатый не больше и бедный не меньше полсикля должны давать в приношение Господу, для выкупа душ ваших; и возьми серебро выкупа от сынов Израилевых и употребляй его на служение скинии собрания (Исх 30. 13−16).
Святитель Симеон Солунский учит: «Имеющий намерение создать божественный храм приходит к архиерею и просит на то позволения… Чтобы начав строить храм, строитель не оставил его неоконченным, или чтобы храм, построенный и освященный, не был потом оставлен и не оставался без употребления за недостатком необходимого, посему желающий создать храм только после исследования и после того, как даст обещание достроить его до конца и приготовить для него все нужное, получает позволение строить» (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 69).
Второй день сотворения мира — разделение верхних и нижних вод и создание тверди небесной, которую Священное Писание называет Престолом Божиим (Ис 66. 1; Пс 11. 4).
О втором этапе возведения скинии говорится: И положил крышку на ковчег сверху (Исх 40. 20).
В начале чинопоследования великого освящения новопостроенного храма архиерей кропит святой водой столпы престола, возливает на них воскомастих (специальный состав, сваренный из крошек мрамора, благовонных веществ и натурального пчелиного воска) и утверждает на престоле трапезную доску.
Читается молитва: «Боже Безначальный и Присносущный, иже от не сущих в бытие вся приведый, иже во свете живый неприступнем, и престол имеяй небо, землю же подножие». Архиерей коленопреклоненно взывает ко Господу, Который дал начертание Моисею для скинии, Соломону же широту сердца для устроения храма, а святым апостолам благодать нового служения в духе и истине, и через них распространил Свои церкви по вселенной.
3) В третий день творения Бог отделяет водную стихию от суши и создает моря (евр. jammim).
Строителям скинии Бог повелевает сделать «медное море» (евр. hajjam): Сделай умывальник медный для омовения и подножие его медное, и поставь его между скиниею собрания и между жертвенником, и налей в него воды (Исх 30. 18).
Совершающий освящение храма архиерей омывает трапезу водою. При пении псалма 83-го архиерей и сослужащие ему отирают трапезу четырьмя платами.
Затем, подобно Моисею, окропившему ветхозаветный жертвенник кровью (Исх 29. 12), архиерей кропит престол и антиминсы смешением вина и розовой воды (родостамны) «в знамение того, что на этом жертвеннике по примеру Мелхиседека будет приноситься вино благовонное по благодати и животворное» (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 78). Вино и вода символизируют жертвенную Кровь Христову «поскольку на освящаемом престоле должна возобновляться Голгофская жертва, а Голгофа омыта кровью и водой, истекшими из ребра Спасителя» (Настольная книга священнослужителя, том 4, М., 1983).
Вино также может указывать на растения, созданные Богом в третий день творения.
4) В день четвертый Бог сотворил светила — солнце, луну и звезды.
Моисею Бог повелевает приготовить священное миро и помазать им скинию: Это будет миро для священного помазания; и помажь им скинию собрания и ковчег откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится. Помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне (Исх 30. 22−30).
Исполняя четвертое повеление Божие Моисей также поставил светильник в скинии собрания против стола, на южной стороне скинии, и поставил лампады пред Господом (Исх 40. 24−25).
Псалмопевец пророчествовал: Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его… Престол его, как солнце предо Мною, вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах (Пс 88. 21; 37−38).
Ветхозаветные апокрифы указывают на мистическую связь между помазанием миром и светом: «И помаза мя маслом благим, видения масла паче снега великого, яко луча солнечная светящася» (М.И.Соколов, Славянская книга Еноха Праведного, М., 1910).
Освящающий храм архиерей приступает к помазанию престола и антиминсов Святым Миром. Хор поет: «Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе; яко Миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его яко роса аермонская, сходящая на горы сионские; яко тамо заповеда Господь благословение, и живот до века».
Как после Крещения и Миропомазания человек облекается в белые одежды, так и престол облачается после омовения и помазания святым Миром. Облачения символизируют духовный свет, ибо Бог одевается светом, как ризою (Пс 103. 2). «Трапезофор (индития) служит образом славы Божией, он напоминает и одежды Спасителя, блестевшие как свет… Потом приносится светильник, светильня и свет для возжения елея. Это, с одной стороны, потому что Церковь есть свещник Христов и светильник подзаконный был образом ея; а с другой — потому что елеем знаменуется подаяние божественной милости, а светом возжигаемым — сообщение божественного просвещения» (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 80−81). Согласно ранним византийским и армянским чиновникам архиерейского служения, светильники возжигаются по облачении престола.
Церковные светильники символизируют сотворенные Богом в четвертый день планеты и звезды: «В храме, как в мире видимом, вешаются светильники, как звезды. Круг светильников изображает твердь и круги планет» (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 108).
5) В день пятый Бог создал всякую душу животных пресмыкающихся, живущих в воде, а также птиц.
В пятой речи Господь учит Моисея составлять фимиам для каждения: Возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего половину, и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый, и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас (Исх 30. 34 36).
В ветхозаветном богослужении существовала связь между каждением и животными, которых произвела вода (Быт 1. 21). Для изготовления одного из ингредиентов ветхозаветного фимиама — «ониха» — использовались морские моллюски: «Под онихом разумеют или нарост на раковине, или самую раковину одной из пород улиток, водящихся в водах Индии и Чермного моря» (Толковая Библия под редакцией А.П.Лопухина, т. 1).
В современной русской православной традиции освящения храма, как и в древних византийских чинопоследованиях, о которых пишет святитель Симеон Солунский, после облачения престола совершается каждение. Освящающему храм архиерею подается кадило, и он кадит вокруг престола, жертвенник, алтарь и весь храм. За совершающим каждение архиереем следуют священнослужители, один из которых окропляет стены храма святой водой, а другой помазует Святым Миром крестообразно четыре стены храма, начиная над Горним местом в алтаре и далее над вратами западными, южными и северными.
6) В шестой день творения Господь по Своему образу и подобию создает человека, возделывающего и хранящего Едемский сад — храм Божий (Быт 2. 15). И создал Бог человека и вдунул в лице его дыхание жизни (Быт 2. 7).
Бог указывает Моисею на исполненных Духом строителей и хранителей скинии, прообразующих святых созидателей Церкви Христовой. По толкованию святителя Кирилла Александрийского, исполненные Духом Божиим мастера, трудившиеся над созданием скинии, предызображали апостолов и святых, ибо «они были соработниками Богу, как бы трудящемуся и прилагающему искусство в устроении церквей. Приносили же от своего усердия и благорасположения на дела скинии и все смысленные сердцем, служа образами имевших быть по времени учителей, которые имеют усердие и заботливость о том, чтобы делать дела Божии и все, что клонится к пользе Церкви Христовой» (Св. Кирилл Александрийский, О поклонении и служении в духе и истине, кн. 9). Святые являют образ и подобие Божие, утраченные прародителями Адамом и Евой.
Жертвенная кровь, которую Моисей вылил у основания жертвенника (Исх 29. 12), указывала на души святых: Я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели (Откр 6. 9).
В завершение чина великого освящения православного храма под престолом и в антиминс полагаются мощи святых подвижников.
По свидетельству святителя Симеона Солунского, в Византии при освящении престола в храме находились исключительно священнослужители. Миряне допускались в храм только с крестным ходом со святыми мощами: «При начале совершения освящения изводятся из храма все, не имеющие печати священства. Ибо, во время освящения храма должно присутствовать только небесным, и никто другой не должен видеть священнодействия» (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 72−73).
7) Седьмой этап сотворения мира и созидания скинии — суббота. В шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в седьмой почил и покоился (Исх 30. 17), — этими словами заканчивается Божественное откровение о создании скинии, данное Моисею на горе Синай.
Освящение храма завершают Божественная литургия и Таинство Евхаристии. В новоосвященном храме службы обычно совершаются семь дней подряд.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru