Русская линия | Владимир Суровцев | 13.02.2012 |
На днях Россия отметила 108-ю годовщину со дня героического боя крейсера «Варяг». В сентябре 2007 года в шотландском поселке Ленделфут на берегу Ирландского моря, где этот легендарный корабль нашел свое последнее пристанище, крейсеру «Варяг» установили памятник — бронзовый крест с барельефом. Об истории «Варяга» и установке памятника русским морякам мы попросили рассказать авторы памятника, народного художника России скульптора Владимира Суворовцева.
Создать памятник крейсеру «Варяг» мне предложила компания «Метрополь», которую возглавляет Михаил Слипенчук. Они занимались темой «Варяга» загодя. Проект состоял в том, чтобы поставить памятный знак на месте гибели крейсера, и когда любой аудитории говоришь, что памятник поставлен в местечке Лендалфут в Шотландии, сразу спрашивают: «как так, почему в Шотландии, крейсер „Варяг“ ведь погиб в Японском море!» То есть эта сторона истории крейсера «Варяг» выпала из памяти довольно значительного количества людей.
Если вспомнить историю, то крейсер «Варяг» строился в Филадельфии на верфях Крампа в 1904 году. Я был на этих верфях, и моя связь с этой историей началась значительно раньше того, как группа компании «Метрополь» обратилась к этой теме. Я по сей день дружу с настоятелем храма Андрея Первозванного в Филадельфии отцом Марком Шином, он бельгиец по рождению, но православный священник. Этот храм построен на средства моряков крейсера «Варяг» и броненосца «Ретвизан», который также строился в Филадельфии на верфях Крампа в это же время. По инициативе офицеров и матросов были собраны деньги, храм был заложен. Корабль ушел служить в Россию, а храм стал строиться. С тех пор этот храм функционирует, и в нем есть несколько реликвий, сохраненных с тех пор. Здесь есть хороший музей, посвященный крейсеру «Варягу», там большая русская диаспора.
Нам удалось с нашим легендарным адмиралом Касатоновым привезти колокола для храма Андрея Первозванного, я их отлил на свои деньги, это было уже много лет назад, прихожане задумали строить колокольню, потому что колокольни не было, долго шли согласования, сейчас идет сбор денег, а колокола там находятся в качестве дара от России.
Если смотреть на тактико-технические данные крейсера «Варяг», по тем временам, это был самый быстроходный крейсер. Он создавался для того, чтобы перекрывать торговые пути возможного противника, то есть не был предназначен для большой войны с броненосными кораблями. Если мы посмотрим на крейсер, то увидим, что у передних орудий нет башни, а это значит, что первый же залп шрапнели или картечи выбивал всю орудийную прислугу, что собственно и произошло во время боя крейсера. Кроме того, корабль был не бронированный, только в некоторых местах лежала броня, то есть он был практически открыт для любого снаряда.
Мы понимаем героизм экипажа крейсера «Варяг», его мужество, когда, зная все слабые стороны своего боевого корабля, Руднев, вместе с командиром канонерской лодки «Кореец» Беляевым, приняли решение попытаться вырваться из бухты, где они были заблокированы японской эскадрой из 14 кораблей.
Бой длился очень коротко, и по целому ряду обстоятельств наши пушки не смогли нанести значительного вреда японским кораблям. Хотя в нашей историографии называют несколько крупных попаданий, и уход нескольких японских кораблей с места сражения, японская хроника этого не зафиксировала, так что происходит двойная оценка результатов этого боя. Тем не менее, погибло значительное количество членов экипажа — матросов и офицеров, экипаж проявил абсолютно беззаветную храбрость, вынужден был уже крепко подбитым повернуть назад в свою бухту и по приказу Руднева затопил корабль.
Фактически, в Русском флоте «Варяг» служил один год, потом, поскольку глубина в бухте была небольшая, японцы довольно быстро его подняли, привели в боевое состояние, и почти 15 лет он был японским учебным судном. Как мы знаем, моряки крейсера «Варяг» были в японском плену, и когда они были возвращены на родину, правительство, понимая, что впереди Россию ждут большие испытания, встретило их, как настоящих героев. У нас, как вы помните, в советское время человек, побывавший в плену, считался предателем, а тогда, в Императорской армии отношение было другим — считалось, что если ты попал в плен, значит пострадал за Отечество. Их приняли как героев, наградили ценными подарками, медалями, и это патриотическая волна помогла укреплению авторитета Российской армии и флота, привела к тому, что люди стали собирать средства, и после трагической гибели первой и второй Тихоокеанских эскадр, флот стал быстро восстанавливаться.
Огромную роль в этом сыграл Петр Аркадьевич Столыпин. Если почитать речи на заседании Госдумы, разных комитетов, понимаешь, что это мощнейшая фигура, патриотически настроенная, способствующая возрождению Российского флота. Многие боевые корабли, построенные в то время, в последствие приняли участие в Великой Отечественной войне, и сыграли значительную роль, в том числе и в обороне Ленинграда. Были забиты крепкие сваи в дело возрождения флота.
В 1916 году корабль был выкуплен правительством у Японии, которая уже стала превращать его в мишень для артиллерии, частично восстановлен и некоторое время служил в Мурманске и Архангельске в Северном флоте. Но поскольку прошло уже некоторое количество лет, его решили переправить на реконструкцию — на замену орудий, замену машинных узлов, никто же не знал, что будет революция. Англия в это время находилась в состоянии войны с Германией, но советское правительство отказалось выплачивать свои долги по военным поставкам Франции и Англии, и англичане за эти долги продали крейсер «Варяг» воюющей Германии. Когда этот корабль тащили на разделку на металлолом, как это было с советским флотом, во время шторма лопнул трос, и у поселка Лендалфут его выкинуло на рифы.
Много лет этот корабль, гордость Российского флота, лежал в таком виде на берегу залива, и жители окрестных деревень потихоньку отвинчивали от него разные детали — в поселке Лендалфут есть небольшой музей, и я видел реальные экспонаты с крейсера «Варяг». Потом, по просьбе населения, шотландскими властями было принято решение взорвать его, и крейсер погрузился на дно.
Команда Слипенчука провела исследование, туда были направлены наши водолазы, были интересные находки, репортажи, когда показывали фрагменты крейсера «Варяг», некоторые части были привезены и переданы в музей. Таким образом, поселок Лендалфут приобрел мировую известность, и нам предложили поучаствовать в проекте по созданию памятного знака (нам — мне и моему сыну, выпускнику творческих мастерских Академии художеств). Мы вместе участвовали в создании эскизов в рабочем отделе, а основную работу по созданию самого памятного знака проделал Данила Суворцев. Он создан в виде креста — это старинная русская традиция, памятные места знаменовать крестами с разной символикой. В известной степени мы опирались ещё на проект уже существующего памятника, который установлен в Санкт-Петербурге, но, поскольку мы понимали, что большого музея создать невозможно, мы сделали крест очень ёмким, объемным. На всех его четырех сторонах есть рельефы и разные символы, надписи, изображения различных деталей: на фасаде изображен сам крейсер, летящий на всех парах к бою, наверху Георгиевский крест, как символ мужества, этим крестом наградили офицеров, а медалями солдат. На тыльной стороне — изображение чаек над морем, это, по старинному морскому приданию, символизирует души умерших моряков, а также изображение знака, который носили офицеры участники боя на крейсере «Варяг».
У нас были замечательные архитекторы. К сожалению, всегда забывают, что любая монументальная композиция, это авторский коллективный труд, а значит, есть и скульпторы, и архитекторы. Архитектором был Виктор Васильевич Пасенко, заслуженный архитектор России, замечательный мастер, с которым мы сделали много хороших памятников — это памятник авиаполку «Нормандия-Неман» в аэропорту Ле Бурже, памятник Скобелеву, установленный в Плевне, памятник партизанам на кладбище Пер-Лашез, памятник Барклаю Де Толли, все это мы сделали с ним, и с его творческим коллективом.
Надо сказать, что Михаил Cлипенчук с его командой тоже провели колоссальную работу. Была издана книга одного из величайших знатоков истории «Варяга», был проведен целый ряд выставок, мы вместе с ними подарили бюст адмирала Руднева в музей его имени в Тульской области. Этот музей очень интересен, там и похоронен командир крейсера. Были проведены большие чтения, огромное количество фильмов, было выпущено много баннеров.
Много боевых кораблей, и в российском, и в советском флоте, проявляли чудеса героизма, мужества. Но подвиг крейсера «Варяг», стоит особо и является нашим национальным символом. Хорошо, что память об этом сохранена до сих пор, ее укреплению также послужили замечательные песни, хотя написаны немецким композитором, и слова тоже переведены, но песня стала настолько нашей, боевой, что ни один праздник военно-морского Флота не обходится без этой песни. Она любима по сей день людьми разного поколения.
Если же вернуться к сегодняшним реалиям, то день памяти крейсера «Варяг» должен всё время служить напоминанием о грустных, но совершенно правильных словах, сказанных Императором Александром III: «у России только два союзника — это её армия и ее флот. В этом смысле недавняя акция нашей стратегической авиации очень важна для понимания роли России в современном политическом устройстве мира. Россия — не та страна, с мнением которой можно не считаться. Мы сейчас смотрим на разворот больших политических коллизий и ощущаем, что, с одной стороны от России ушли те, кто назывался союзниками, но, тем не менее, страна крепнет, восстанавливает свой экономический, политический и военный потенциал.
Я думаю, что все патриотически настроенные люди, которые смотрят в перспективе на развитие мировой дипломатии, развитие нашего государства, понимают, что такие акции дают нам ощущение своей силы, гордости за нашу страну и желание каждого на своем месте стремиться к единству государства и укреплению его экономики, политики, обороны и культуры исключительно на благо мира. Чтобы мир, действительно, был многополярным, и никто ни из какого дома, любого цвета, единолично не управлял теми сложными процессами, которые происходят сегодня во всем мире.
Сейчас перед человечеством стоят действительно реальные задачи: терроризм, реальная космическая угроза, нехватка природных ресурсов, полезных ископаемых. И однобокие шаги, с целью ущемить Россию — это всего лишь попытка перераспределения суши, на что, естественно, наше государство не должно идти. И поэтому такие акции придают нам надежду на то, что Россия окрепнет и решит все те проблемы, которые выдвигает нам жизнь.
http://rusk.ru/st.php?idar=53117
|