Татьянин день | Протоиерей Александр Дягилев | 11.02.2012 |
Для Православной Церкви появившийся осенью 2010 года в Санкт-Петербургской епархии проект «Супружеские встречи» всё ещё остаётся чем-то непривычным. Его руководитель протоиерей Александр Дягилев не скрывает, что он и его супруга Любовь воспользовались опытом католиков. В Римско-Католической Церкви «Супружеские встречи» — целое движение, существующее с 1977 года.
«Супружеские встречи» появились в Польше по инициативе священника Стефана Богушевского и семейной пары Ежи и Ирены Гжибовских, задача движения — помогать супругам преодолевать кризисы отношений и сохранять семьи. Отец Стефан, в свою очередь, адаптировал для религиозной среды некую канадскую светскую программу. Что касается России, то первым, кто попытался внедрить эту методику в православную среду, был протоиерей Александр Мень. Узнав о польских «Супружеских встречах», он захотел реализовать что-то подобное на своём приходе, связался с супругами Гжибовскими и даже послал четыре супружеские пары из числа своих прихожан в Польшу для изучения методики. Это было в августе 1990 года, а в сентябре того же года отца Александра не стало. И когда посланные в Польшу пары вернулись, на приходе был новый настоятель, который это начинание не поддержал. Так что идея была подхвачена только спустя 19 лет, когда об этом узнали отец Александр Дягилев и матушка Любовь.
В современном светском обществе развод часто уже даже не рассматривается как проблема. Иное дело — среда верующих, где люди хотя бы пытаются сохранить традиционное представление о семье. Тем не менее, проблема стоит очень остро — в том числе, и для членов Православной Церкви. В общем-то, всё давно известно: в семье первоначальная влюблённость мужчины и женщины рано или поздно растворяется в бытовых заботах, в то же время накапливаются неразрешённые конфликты, что и приводит к кризису в отношениях. Часто у супругов пропадает даже само стремление понимать друг друга — они привыкают к тому, что их внутренние миры перестают соприкасаться. Бывает, что близкие люди годами не обсуждают самые важные вопросы.
Протоиерей Александр Дягилев: Для меня, как для священника, часто возникала проблема: жена жалуется на мужа или муж жалуется на жену. Как правило, они приходят по отдельности. Но даже если приходят вдвоём, ты понимаешь, что не можешь прийти в их семью, начать жить их жизнью, говорить: «Ты скажи ему это, а ты скажи ему вот то». В Православии есть очень много книг о духовной жизни, об искушениях, но книги эти написаны преимущественно монахами и для монахов. Насколько древний монашеский опыт применим для современных мирян — большой вопрос. А о том, как жить супругам, литературы очень мало, и часть из того, что есть — a’la «Домострой». Тема эта востребована. Некоторых пугает тот факт, что мы взяли за основу католическую методику, хотя я всячески подчёркиваю: во-первых, никакие вероучительные вопросы здесь не поднимаются, во-вторых, взяв методику за основу, мы учитываем православную специфику.
Изначально «Супружеские встречи» — это некое сотрудничество кризисной семейной пары, семейной пары, уже преодолевшей кризис и желающей помочь в этом другим (так называемой ведущей пары) и священника. Поскольку в Православной Церкви есть женатое духовенство, то в православных «Супружеских встречах» обязательно участие и матушек. Принцип такой — люди (в том числе, и священники), прежде всего, делятся собственным опытом. На практике это выглядит так: для нескольких семейных пар (среди которых и священник с супругой) организовывается выезд за город с вечера пятницы по вечера воскресенья. Супругам предлагается оставить все житейские дела, даже детей, чтобы они могли посвятить время только друг другу и молитве. Людей важно вырвать из привычной среды обитания и отвезти туда, где ничто не будет напоминать об их обычных занятиях.
Протоиерей Александр: Требуется загородный дом, относительно дешёвый, но в котором каждой паре можно было бы предоставить отдельную комнату, в котором какое-то помещение можно было бы переоборудовать под трапезную, а какое-то — под часовню, либо чтобы храм был совсем рядом с этим домом.
После заселения в дом кризисным семейным парам последовательно предлагается для обсуждения 11 тем для бесед, касающихся разных аспектов семейной жизни. Среди этих тем есть, например, такие: «Что такое диалог и правила диалога», «Супружество в Божием замысле», «Наши чувства», «Наши маски», «Бог в нашей жизни». Эти темы обсуждаются всеми собравшимися, но предполагается, что супруги должны обсудить эти темы и вдвоём. Самые сложные темы предлагаются в субботу, когда чисто технически труднее всего прервать программу, уехать в город. После проработки каждой темы читаются особые молитвы о семье, в пятницу и в субботу служится вечерня, а в воскресенье утром — Литургия и, после оставшихся трёх бесед, благодарственный молебен.
Протоиерей Александр: Акцент делается на то, что люди просят Бога обновить те дары, которые даются в Таинстве Венчания, и помочь правильно их использовать. Можно нарисовать такой образ: горит костёр, огонь на дровах — это дар Божий. Просто сваленные в кучу дрова — это ещё не костёр. Но даже если огонь и появился на этой куче дров, всё равно он рано или поздно потухнет, если сознательно не заготавливать и не подкидывать вовремя новые дрова. Многие люди, когда женятся, думают, что та любовь, которая у них есть в начале, будет всегда. На самом деле, нет. Даже Божий дар, который даётся в Таинстве Венчания, может исчезнуть, если его целенаправленно не поддерживать сознательными усилиями.
В программе могут принять участие только семейные пары, которые признаются таковыми Церковью, то есть она не предназначена для людей, состоящих в так называемом «гражданском браке». Что же касается степени воцерковлённости участников программы, то понятно, что это должны быть люди, по меньшей мере, лояльно настроенные по отношению к Церкви. В программе может принятие участие и некрещеный человек, если он не против присутствия духовенства. Для некоторых людей «Супружеские встречи» становятся первым серьёзным поводом задуматься о вере.
Но выездом за город на выходные, пусть и очень насыщенным событиями, но коротким, «Супружеские встречи» не ограничиваются.
Любовь Дягилева: После завершения двухдневного выезда мы не просто расходимся. С теми парами, которые этого хотят, мы ежемесячно собираемся вместе, чтобы поддержать друг друга, пообщаться, попить чаю. Но ещё эти встречи тематические. Задача — построить диалог. Диалог — это и путь духовной жизни, и идея, вокруг которой существует всё движение «Супружеские встречи». Надо постоянно об этом вспоминать.
Протоиерей Александр : У этого диалога четыре принципа: слушать прежде, чем говорить; делиться, а не спорить; понимать, а не оценивать; прощать — это прежде всего. То есть последовательность такая: двухдневный выезд — это основное, потом — встречи супружеских пар, на которых выделяются люди, которые могут и хотят сами помогать другим преодолевать кризисные ситуации — и священнические семьи, и из мирян. Когда количество ведущих пар станет уже серьёзным, можно будет образовывать центры в других местах. Дело в том, что одной супружеской паре неполезно принимать более чем в двух таких выездах в год — иначе это становится уже актёрской игрой, театром.
В перспективе отец Александр и матушка Любовь думают о том, чтобы проводить встречи для семей, желающих взять приёмного ребёнка, а также проводить беседы с людьми, только собирающимися вступить в брак. Здесь они ссылаются на одно из выступлений Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, в котором он говорил о необходимости не только подготовки человека к принятию Крещения, но и подготовки к Венчанию.
Надо сказать, что не только в православной среде, но и когда-то у католиков эта методика поначалу вызывала сомнения. Однако методика работает — это не стопроцентная гарантия сохранения семьи, но всё-таки большое количество положительных результатов привело к тому, что на западе «Супружеские встречи» стали международным движением. Православный же центр «Супружеские встречи» сейчас находится в структуре отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии и пользуется особой поддержкой епископа Гатчинского Амвросия.
К сожалению, на сегодняшний день у православного центра «Супружеские встречи» нет своего загородного дома, сотрудники центра пользуются гостеприимством католиков — у них есть подходящий дом близ Санкт-Петербурга, который сдаётся под христианские проекты. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира на время проведения православных «Супружеских встреч» часовня при этом доме переоборудуется для проведения православной Литургии. В будущем отец Александр думает построить такие дома при двух храмах, в которых он является настоятелем — храме святого Александра Невского в Красном Селе в Санкт-Петербурге и храме Преображения Господня в деревне Загубье.