Русская линия
Православие.Ru Ольга Кирьянова09.04.2003 

КОНФЕРЕНЦИЯ «СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ В ВИЗАНТИЙСКОЙ, СЛАВЯНСКОЙ И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ИКОНОГРАФИИ»: ДИСКУССИИ И ВЫВОДЫ

1−3 апреля в Москве состоялась международная научная конференция «Святитель Николай в византийской, славянской и русской литературе и иконографии». Ее организаторами выступили Православный Свято-Тихоновский Богословский институт и Российский Гуманитарный Научный Фонд.
Личность архиепископа малоазийского города Миры Николая — одного из самых чтимых на Руси святых, всегда привлекала внимание ученых, и в дореволюционной России ему было посвящено немало исследований. По вполне понятным причинам эта работа в отечественной науке была прервана на долгие годы, однако в последнее десятилетие в этой ситуации наметился существенный и отрадный сдвиг. Сегодня предпринимаются попытки объединить усилия всех тех исследователей, кто в своей научной работе обращается к разным аспектам Жития святителя Николая. Этой цели была призвана служить и прошедшая в Москве конференция. Встречи ученых, специализирующихся на этой тематике, ранее трижды проводились в Санкт-Петербурге, однако научный форум такого масштаба в столице проводился впервые. Начало его работе было положено молебным пением святителю Николаю, совершенным в храме Николы в Кузнецах его настоятелем, протоиереем Владимиром Воробьевым — ректором Богословского Института. Для поклонения была вынесена икона святителя Николая с частицей мощей.
Работа конференции продолжалась три дня и была построена так, что заседания тематических секций: агиографии, гимнографии и иконографии проходили последовательно. В ней приняло участие около тридцати ученых — историков, филологов, искусствоведов из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Твери, Киева, Одессы. Открыл конференцию доклад Председателя правления Православного общества «Скиния» А.В. Бугаевского, который рассказал о работе по составлению новой редакции Жития святителя Николая, проделанной вместе с архимандритом Владимиром (Зориным). Новая редакция Жития составлена на основе обобщения древних греческих, латинских и славянских рукописей, а также снабжена обширным научным комментарием. По мнению Бугаевского необходимо издать книгу о святителе Николае, в которую бы вошли не только древние тексты Жития, но и работы современных исследователей. Последний раз подобного рода издание вышло в свет девяносто лет назад. Как отметил докладчик, существенным недостатком дореволюционных изданий является то, что в них жизнеописание святителя Николая содержит деяния, совершенные не только им, но и другим святителем Николаем — епископом Патарским, жившим в VI веке при императоре Юстиниане. Сегодня, когда этот факт научно доказан, необходимо восстановить достоверный текст Жития.
О почитании святителя Николая святителем Московским Макарием рассказал профессор МДА, доктор богословских наук архимандрит Макарий (Веретенников). Будущий московский Первосвятитель начал свое церковное служение в Можайском уезде, где было прославлено деревянное скульптурное изображение святителя Николая — Николы Можайского в одной руке держащего храм, а в другой — обнаженный меч. Еще в период пребывания Владыки Макария на Новгородской кафедре им было освящено несколько новых храмов с престолами во имя святителя Николая. Интересно, что именно в это время в Псков монахами из «литовских земель» был привезен резной деревянный образ святителя Николая. Необычное изображение вызвало смущение православных псковичей, которые обратились за разъяснениями к новгородскому архиепископу. Памятуя о Можайске, где также был чтим резной деревянный образ святителя, Владыка рассеял сомнения благочестивых псковичей. При активном участии святителя Макария началось всероссийское почитание Великорецкого Вятского образа святителя Николая, который был чудесно явлен в 1383 году около города Хлынова. В 1554 году храм, где находилась икона сгорел и вятские жители обратились к царю с просьбой о помощи. Повелением государя образ был на время принесен в Москву и поставлен в Кремлевском Успенском соборе «против митрополичьего места» рядом с Владимирской иконой Божией Матери. В торжественной встрече святыни принимал участие Московский митрополит Макарий, который, будучи искусным иконописцем, затем совершил поновление образа.
Закономерный интерес вызвало выступление монаха-доминиканца священника Джерардо Чоффари, который более тридцати лет служит в базилике святого Николая в Бари. Профессор, доктор восточного богословия он является одним из крупнейших в мире специалистов по кругу вопросов, связанному с перенесением мощей святителя Николая из Мир Ликийскийх в Бари. В кулуарах участники конференции с горечью констатировали, что за рубежом практически нет ученых, занимающихся подобной проблематикой, что свидетельствует о кризисе западной церковно-исторической науки. Авторами большинства исследований на эту тему созданных в Европе в XX столетии являются русские исследователи-эмигранты. В этой связи большую ценность приобретает научный вклад Джерардо Чоффари, который, являясь архиварием базилики в Бари, имеет доступ ко многим уникальным источникам.
Перенесение мощей святителя Николая в Бари нашло широкое отражение в латинских источниках XI века и славянских рукописях, сравнительный анализ которых и стал темой сообщения о.Джерардо. По его информации, в архивах кафедрального собора и базилики города Бари хранятся четыре древнейших латинских списка, которые являются полностью оригинальными: их авторы имели возможность записать повествования непосредственных участников события, в том числе и моряков, находившихся на корабле, доставившем мощи в Бари. Примечательно, что эти моряки впоследствии обладали правом на определенный процент с дохода, ежегодно получаемого храмом в день празднования перенесения мощей святителя Николая. Такой привилегией пользовались их внуки и правнуки вплоть до XV века. По словам Джерардо Чоффари сегодня святитель Николай по-прежнему чтим в Италии, где ему посвящено множество храмов, однако в своего рода «общем рейтинге» святых Католической Церкви он занимает примерно девятое-десятое место. Отвечая на болезненный для католиков вопрос: могут ли мощи святителя Николая быть принесены в Россию, так как это было с честной главой целителя Пантелеимона, он сказал: «Мы-доминиканцы были за это, но мы только хранители, а не владельцы святыни, окончательное решение — за Ватиканом. Кроме того, по словам Джерардо Чоффари «такую акцию нужно осуществлять постепенно, нужно подготовить народ, потому что жители города Бари, узнав о том, что мощи будут переданы в Россию, были против. Православные иногда думают, что католики более поверхностны — это правда, но святитель Николай любимый святой даже атеистов в Бари».
Своего рода сенсацией стал представленный кандидатом исторических наук, научным сотрудником Института всеобщей истории РАН А.Ю.Виноградовым анализ Синайского списка Жития святителя Николая, составленного в XII—XIII вв.еках, который ранее не был доступен исследователям.
С большим интересом восприняла аудитория сообщение аспирантки Российской Академии музыки С.А.Черкасовой, посвященное славянской гимнографии в честь святителя Николая. По ее данным еще в XVII веке на Руси совершалось общецерковное празднество не только 6 декабря и 9 мая, но отмечалось также Рождество святителя Николая. Свидетельства о существовании такой службы относятся еще к XII—XIII вв.екам. Интересно, что текстологически служба Рождеству святителя Николая перекликается со службами Рождеству Христову и Пресвятой Богородицы. Совершались на Руси общецерковные празднования и в честь Вятской Великорецкой и Зарайской икон святителя Николая.
В ходе работы гимнографической секции прозвучал доклад О.В. Мартынова — регента столичного храма Рождества Иоанна Предтечи, преподавателя Московских православных регентских курсов. Он рассказал об особенностях современного исполнения в московских приходах богослужебных песнопений, посвященных святителю Николаю. Доклад был проиллюстрирован тропарем и стихирами святителю в исполнении смешанного хора, выступление которого доставил массу отрадных впечатлений присутствующим.
Немало интересных фактов прозвучало и на заседании секции иконографии. В частности Н.Н. Никитенко, заведующая научно-исследовательским отделом национального заповедника «София Киевская», сделала доклад, посвященный образу святителя Николая в стенописи Киевского Софийского собора. На мозаиках и фресках Софии Киевской изображены около пятисот святых, персонификация которых представляет собой масштабную задачу решением которой занималось ни одно поколение ученых. Многие из этих изображений повторяются дважды и трижды, но больше всего встречается изображений святителя Николая, которые присутствуют в пяти разных частях храма. Анализируя принцип их расположения, исследовательница пришла к выводу, что оно является глубоко символичным и напрямую связано с подвигом Крестителя Руси — святого равноапостольного князя Владимира. Например, в святительском чине росписи главного алтаря собора один за другим следуют Епифаний Кипрский, священномученик Климент, папа Римский, святители Василий Великий и святитель Николай. Такой подбор святых Никитенко объясняет тем, что в день памяти святителя Епифания Кипрского была освящена Десятинная церковь, в приделе которой были положены мощи святителя Климента, взятые князем Владимиром из Корсуни. При Крещении Киевский князь был наречен в честь святителя Василия Великого — небесного покровителя правившего тогда Византией императора Василия Болгаробойцы, при Патриархе Константинопольском Николае.
В ходе дискуссий участники конференции не раз отмечали важность междисциплинарных исследований и сотрудничества ученых разных направлений в изучении Жития и деяний святителя Николая. Ими, в частности, была высказана идея о необходимости издания ежегодного научного сборника. Эти положения нашли свое отражение в резолюциях московской конференции. Предполагается, что следующая подобная встреча ученых пройдет в Вологде весной 2004 года.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru