Русская линия
Татьянин день09.02.2012 

Слава России
Исторический календарь проф. Г. А. Любимова

1904 г. — в этот день произошло героическое Крейсер *Варяг*сражение русских кораблей «Варяг» и «Кореец» с японской эскадрой на рейде корейского порта Чемульпо в начале русско-японской войны 1904−05 гг.

К концу января 1904 г. дипломатические отношения между Россией и Японией зашли в тупик, и стало ясно, что война неизбежна.

В это время два русских корабля — крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» — находились в водах нейтрального корейского порта Чемульпо вдали от основных сил русского флота, который базировался в г. Порт-Артур.

Еще до объявления войны японская эскадра блокировала рейд порта Чемульпо, тем самым отрезав русским кораблям выход в море. 6 февраля 1904 г. дипломатические отношения между Россией и Японией были разорваны — началась русско-японская война 1904 — 07 гг.

8 февраля 1904 г. командиры иностранных судов, базировавшихся в порту Чемульпо, получили извещение от командующего японской эскадрой о том, что 9 февраля он собирается атаковать русские корабли на рейде, если те добровольно не сдадутся. Командир крейсера «Варяг» также получил ультиматум с требованием сдаться. Несмотря на нарушение японцами международных норм, запрещающих вести военные действия на территории нейтральных государств, командиры иностранных судов, базировавшихся в Чемульпо, отказались поддержать русские корабли.

Положение русских судов было крайне тяжелым. Им противостояла японская эскадра из семи броненосцев и крейсеров и восьми миноносцев. По своему вооружению «Варяг» мог соперничать с японским флагманом, но орудия на нем были расположены на палубе без броневой защиты, что существенно снижало боевой потенциал «Варяга». Техническое состояние «Варяга» было таковым, что он не имел преимущества в скорости и, следовательно, в маневре перед японскими судами. Ходовые качества и вооружение «Корейца» были несравненно ниже большинства японских судов.

Ситуация казалась безвыходной. Однако устав и традиции русского флота не позволяли русским кораблям спускать флаг перед кем бы то ни было, и капитан «Варяга» В.Ф. Руднев принял единственное возможное для русского моряка решение — принять бой и попытаться прорваться через японский заслон в открытое море. На крайний случай было дано указание подготовить корабли к взрыву. Команды с воодушевлением восприняли известие о предстоящем бое.

Когда «Варяг» и «Кореец» выходили из гавани, команды иностранных судов выстроились на палубах своих кораблей, отдавая дань мужеству русских, шедших в безнадежный бой. «Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть», — писал впоследствии капитан французского крейсера.

В отчаянном бою русские моряки проявили чудеса храбрости, стойкости и боевой выучки. Капитан Руднев, несмотря на тяжелое ранение, продолжал командовать боем. В результате японцы потеряли два корабля, и, кроме того, два корабля, включая флагман эскадры, получили серьезные повреждения. Однако силы сторон были существенно неравными, и «Варяг» в конце концов с большими разрушениями и людскими потерями, поврежденным рулевым управлением и тремя пробоинами ниже ватерлинии вынужден был выйти из боя и вернуться на рейд Чемульпо. Когда стало ясно, что спасти «Варяг» невозможно, Руднев принял решение затопить его и взорвать «Кореец». Команды русских кораблей эвакуировались на иностранные суда, стоявшие на рейде.

В этом бою русский крейсер не уронил чести Андреевского флага, его команда сделала все возможное для сохранения корабля, сумела нанести существенный урон вражеской эскадре и избежать позорного плена.

Во всех странах мира подвиг русских моряков был высоко оценен: они получили множество приветственных телеграмм. В России экипажам «Варяга» и «Корейца» была устроена торжественная встреча, все они были награждены Георгиевскими крестами.

Подвиг «Варяга» стал легендарным, ему посвящены многие песни и кинофильмы. Одно упоминание крейсера «Варяг» наполняет гордостью сердца русских людей.

http://www.taday.ru/text/1 460 006.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика