Русская линия
Русский вестник Сергей Писемский08.02.2012 

«Духовное возрождение» на родине первых советов

Начало

«Русский Вестник» несколько раз обращался к вопросу об архиерейском служении епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа, деятельность которого вносит немалое смущение в души православных людей Ивановской области. Вот и на этот раз мы вынуждены высказать суждение о его очередных деяниях.

В г. Иванове, печально прославившемся как родина большевистских «первых советов», на более чем полумиллионный город к 1990 году оставался всего один небольшой Введенский храм. Несмотря на яростное сопротивление власти храм передаётся Церкви, его настоятелем и строителем управляющим тогда Ивановской епархией епископом Амвросием (Щуровым) назначается игумен Амвросий (Юрасов).

Очень быстро во Введенском соборе вокруг о. Амвросия собирается община, и уже в 1991 г. она получает статус женского монастыря, который стал самым крупным по числу насельниц монастырь в России, только чуть позже по численности с ним сравняется знаменитый Дивеевский женский монастырь. Сейчас монастырь, помимо разстроившейся городской территории, имеет ещё 4 подворья (до 50 насельниц) в сельских местностях Ивановской области, возстановив в них совершенно разрушенные храмы.

В те же годы о. Амвросием из его чад собирается братство «Радонеж», которое создаёт в Москве одноимённые православные радиостанцию и газету, сеть православных гимназий, книгоиздательство, паломническую службу и ведёт деятельную миссионерскую работу. Игумен Амвросий, ставший очень известным пастырем и миссионером, в те же годы возводится в сан архимандрита, и в виде исключения, как основатель Введенского женского монастыря (здесь не было монастыря до революции), возводится Синодом не только на должность духовника монастыря, но и на должность настоятеля (по традиции — настоятельницами женских монастырей являются игуменьи).

Фонд «Вознесение»

В Иванове не хватало храмов, сам главный собор города — Вознесенский, по которому некогда город получил название Иваново-Вознесенск, был взорван большевиками в 1930 г. В 2006 году архимандрит Амвросий получил благословение на создание Вознесенского храма, место для него было выделено властями в центре города у вокзала (недалеко от Введенского монастыря). Благословение дал епархиальный совет под председательством архиепископа Амвросия (Щурова).

Для сбора средств на строительство храма Вознесения Господня духовными чадами архим. Амвросия был создан Межрегиональный Общественный Фонд содействия духовному и нравственному просвещению «Вознесение», который также занимался широкой просветительской деятельностью (в частности — подготовку учителей школ к преподаванию школьникам элементов православных дисциплин). Фонд «Вознесение» и городские власти просили присвоить будущему храму статус «Покаянного храма-памятника в месте начала русской смуты», где в 1905 г. появились первые «Советы».

Президентом Фонда был избран архимандрит Амвросий (Юрасов). Фонд имел благословение Патриарха Алексия II, затем Патриарха Кирилла и митрополита Кубанского Исидора, действовал в 4-х регионах РФ, устраивал учебные летние лагеря для подготовки учителей воскресных школ на черноморском побережье, издавал литературу, помогал детским приютам и т. д. Но главным делом Фонда — было строительство храма Вознесения. Сама Ивановская епархия не потратила на строящийся храм ни одной копейки.

Новый архиерей

Проблемы начались с появления на Ивановской кафедре епископа Иосифа (Македонова). Само вступление его в должность показательно: в день его приезда в 24.00 (!) здание епархии была захвачено и опечатано, а вещи 76-летнего архиепископа Амвросия уже с раннего утра стали выбрасывать на улицу.

Епископ Иосиф (Македонов) считается племянником архимандрита Авеля (Македонова), друга детства митрополита Никодима (Ротова). Если его предшественник архиеп. Амвросий (Щуров) храмы открывал (около 170 за 17 лет), то еп. Иосиф их начал закрывать (уже около 20) за неуплату священниками «налога» в епархию (следует учесть, что по храмам епархия была одной из самых разорённых, а по экономическому рейтингу среди регионов РФ находится на предпоследнем месте).

Запрещены и изгнаны из епархии десятки священников (по некоторым сведениям — до сотни). Так, некто о. N, строивший храм в деревне, был вызван еп. Иосифом и обвинён в краже 2,5 млн руб., при этом ему не было показано ни одного подтверждающего документа. Епископ обещал его посадить в тюрьму, если он не отдаст ему деньги. Напуганный батюшка продаёт квартиру в Подмосковье, купленную когда-то ему родителями, машину, и приносит деньги епископу наличными. Тот забирает деньги, пишет ему отпускную грамоту из епархии и велит убираться прочь, грозя ему тюрьмой, если тот опять появится в епархии. Это только один случай постоянного вымогательства денег с приходов. Еп. Иосиф заявляет так: «Если не могут платить — значит храм им там не нужен. Тогда — закроем».

Неугодное священство подвергается постоянной травле по нелепейшим поводам. Основатель монастыря архим. Амвросий (Юрасов) был снят с настоятельства Введенским женским монастырём («по уставу не положено»), и когда он, как духовник и старший священник большого клира монастыря, подписал расписание месячных служб духовенства монастыря и тогда ещё пяти подворий, висящее в алтаре монастырского собора — он был вызван еп. Иосифом на «дисциплинарную комиссию» епархии. С его точки зрения — составить список служащих должна была игуменья (!).

Отдельная тема — это помощник еп. Иосифа, его секретарь игумен Виталий (Уткин), начавший свою карьеру вместе с Иосифом в рязанском Иоанно-Богословском монастыре. Не касаясь его весьма своеобразных взглядов, обильно разсыпаемых им в интернете (такие как ярый антимонархизм, призывы «войскам подавлять народные волнения и стрелять в народ»), интересна его деятельность вполне материального характера. Иг. Виталий (Уткин), явно с покровительства своего патрона, ездит по епархии и изымает, якобы на «ответственное хранение в епархии» или «на реставрацию», старинные иконы, заставляя настоятелей на их место заказывать копии, но иконы исчезают и их нет в епархии. Распоряжения даются устно, в категорической форме — но не давая расписок в получении икон, чтобы не оставлять следов. Уткин хорошо известен профессионалам чёрного рынка икон. Так, изъяты старинные иконы из древнего храма села Холуй, из храма села Красного под Палехом, из ещё целого ряда храмов. Ряд священников был снят с настоятельства храмами и — кто переведён на другие приходы, а кто и изгнан — именно за то, что отказались своими руками разорять свои храмы и передавать иконы Уткину. Формулировка снятия — «за непослушание правящему архиерею».

Фонд «Вознесение» и новый храм

Как сообщают, оказавшись на Ивановской кафедре, еп. Иосиф заявил окружению, что ему надо избавиться от нескольких священнослужителей, назвав в частности архим. Амвросия (Юрасова), архимандрита Никона (Фомина), схиигумена Митрофана (Лаврентьева) и некоторых иных. С тех пор и началась их постоянная травля.

В 2008 г., когда все проектные работы были завершены, Совет попечителей строящегося храма Вознесения (который возглавляет бывший мэр города Иваново, а теперь замгубернатора А.Г. Фомин) обратились к новому архиерею Иосифу (Македонову) с просьбой освятить место строительства — епископ отказался. Фонд «Вознесение» и городские власти опять обратились с просьбой к епископу Иосифу ходатайствовать перед Патриархом присвоить будущему храму статус «Покаянного храма-памятника в месте начала русской смуты», где в 1905 г. появились первые «советы», но епископ жёстко отказал.

Виталий Уткин от лица Ивановской епархии официально заявил, что епархия к новому строящемуся храму Вознесения не имеет никакого отношения, вызвав у горожан удивление («Ивановская газета»). Но дальше было интереснее.

Губернатор М. Мень и еп. Иосиф приехали в Москву уже к патриарху Кириллу и просили патриаршего благословения на: строительство нового соборного храма Вознесения. Фактически Патриарха ввели в заблуждение, это если очень мягко сказать. Ему преподнесли всё так, как будто такого храма не существует, его строительства не ведётся, зато они — берутся его построить. Патриарх Кирилл дал еп. Иосифу и губернатору Меню благословение на строительство нового Вознесенского храма, добавив, сколько о той встрече известно, что надеется, что не будет в России недостроенных храмов. По имеющимся сведениям — такой храмовый комплекс строить в нищей Ивановской области не на что.

Весной 2008 года еп. Иосиф встречался с теми предпринимателями, которые помогают в Иванове Фонду «Вознесение» в строительстве храма Вознесения (настоятелем которого с самого начала поставлен архим. Амвросий), и спросил: сколько денег надо для достройки храма? Они отвечали, что ещё больше 25 млн., и на его вопрос: найдут ли они такие деньги — те ответили утвердительно. Но начался кризис и строительство затянулось.

В начале лета 2011, на собрании духовенства епархии, еп. Иосиф обвинил руководство Фонда «Вознесение» в том, что они украли более 26 млн руб. и пригрозил Фонду уголовным преследованием, если он не получит этих денег. При этом Фонд «Вознесение» — общественная организация, среди его учредителей нет Ивановской епархии, он ни епархии, ни областной власти никак не подотчётен (он межрегиональный, и осуществляет свою деятельность в разных регионах РФ), аккуратно ежегодно сдаёт свою финансовую отчётность и никак не может быть что-то «должен» Ивановской епархии.

После этого начались доносы (сейчас их именуют «рапорты») еп. Иосифа в Московскую Патриархию и местную полицию.

Донос в Патриархию еп. Иосифа от 12.10.2011 не известен по тексту, но по ответу из Москвы видно, что Патриархия была обманута еп. Иосифом, т.к. в нём прямо указано, что это ответ на его рапорт «:по итогам проведённой Епархиальным управлением проверки деятельности Межрегионального общественного фонда „Вознесение“» — тогда как такой проверки не было, ибо общественные организации в принципе не подотчётны епархиям РПЦ (за тем исключением, когда они ими учреждены или соучреждены). Тем не менее, из канцелярии Патриарха 24.11.2011 в Ивановскую епархию на имя еп. Иосифа поступает резолюция (? ПК-01/2279): «„Патриаршее благословение на деятельность: фонда „Вознесение“ отзывается до полного выяснения обстоятельств его деятельности. Прошу проинформировать об этом руководство Фонда“. Архиеп. Истринский Арсений».

В тот же день (а возможно — и час) еп. Иосиф направляет архим. Амвросию «Указ? 306», в котором сказано: «В соответствии с резолюцией: (следуют повторения текста из канцелярии патриарха) :настоящим указом у архимандрита Амвросия (Юрасова) с 25.11.2011 г. отзывается благословение на занятие поста президента вышеупомянутого фонда вплоть до полного выяснения обстоятельств деятельности этого фонда: еп. Иосиф.»

Но этого мало. Началась компания по оклеветанию руководства Фонда. Так, в прямом телефонном разговоре с прот. Всеволодом Чаплиным, председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, еп. Иосиф заявил, что на Фонд заведено более «20 уголовных дел» (!!). При этом сделанный из Фонда запрос о подобных «делах» — вызвал в Ивановской прокуратуре и поначалу даже в полиции лишь недоумение (от 08.12.2011,? 15−529−2001). Но затем местные полицейские чины во главе с замом начальника УМВД по Ивановской области А.Л. Римским стали пытаться нарыть на Фонд и его основателя компромат, опрашивая местных жителей и прихожан монастыря, «известно ли им, как много денег разворовал монастырь и Фонд?» Такие вопросы вызывали изумление местных жителей.

Также Фонд «Вознесение» был оклеветан еп. Иосифом перед митрополитом Кубанским Исидором, в епархии которого действовали отделения Фонда по подготовке православных учителей. Митрополит Исидор 8 декабря также отозвал своё благословение и распорядился: «С данного числа отделения прекращают свою деятельность».

Но этим, понятно, не кончилось. Последовал новый «Указ? 332 от 12.12.2011 г.», в котором «на основании решений Епархиального Совета и Духовного Собора (??) Введенского женского монастыря г. Иваново (п. 2 Протокола? 14 от 10.12.2011 г.) БЛАГОСЛОВЛЯЕТСЯ:

1. Запретить проживание лиц мужского пола в ограде Введенского женского монастыря города Иваново.

2. Игумении Марии (Перепеча), настоятельнице Введенского женского монастыря г. Иваново, в срок до 10 Января 2012 г. обеспечить создание мужской монашеской общины на подворье Свято-Введенского женского монастыря «Сергиева Пустынь» в д. Стоянцево Лежневского р-на.

3. В состав данной общины включить всех лиц мужского пола (священнослужителей, монашествующих, послушников и трудников), ныне проживающих на территории Введенского женского монастыря:

4. Старшим священнослужителем мужской монашеской общины «Сергиева Пустынь» в д. Стоянцево Лежневского р-на назначить духовника Введенского женского монастыря г. Иваново архим. Амвросия (Юрасова).

5. Для размещения священнослужителей на период несения ими в Введенском монастыре седмичной череды настоятельнице: игумении Марии подготовить место проживания за пределами монастырской ограды.

Еп. Иосиф" (везде сохранена орфография указа)

Если перевести весь этот «Указ» на человеческий язык, то это всё значит, что один из самых уважаемых духовников в России, которого многие почитают за старца, 73-летний архимандрит выкидывается среди зимы из основанного и отстроенного им более чем за 20 лет монастыря на улицу. Причем это решение подаётся так, как сам «Духовный Собор» священнослужителей — сам выставил себя из монастыря, который они окормляют, в самое подходящее, для жизни в чистом поле, время года. Поистине «шедевр» в данном указе — это повеление игуменье женского монастыря (!!) «обеспечить создание мужской монашеской общины», да ещё в срок меньше месяца — уникальный «духовный рывок», не имеющий в современности аналогов.

Примечательно указание игуменье Марии «подготовить место проживания за пределами монастырской ограды» для служащих отцов. Во-первых, для священнослужителей был выстроен отдельный корпус, совершенно отделённый от сестринских келий. Во-вторых, монастырь едва сводит концы с концами, ибо сам строит Вознесенский храм (монастырь — заказчик, а Фонд «Вознесение» является подрядчиком работ по строительству и изыскивает на него деньги), несёт большую социальную нагрузку по помощи бедным и больным, школам и колониям, и не имеет возможности купить в городе жильё для своих священников. И в третьих, но главное: жить монахам на съёмных квартирах, среди мирян — есть для монаха соблазн и нарушение «уставной монашеской жизни» много большее, чем на монастырской территории в отдельном корпусе, чего епископ, обязанный хотя бы формально поддерживать в епархии «монашеские правила» — не может не знать.

Но еп. Иосиф идёт дальше. Он уже отнял у монастыря гостиницу на 50 мест, построенную архим. Амвросием для паломников (приезжавших отовсюду во множестве в Введенский монастырь), чтобы поселить в ней: 5 учениц «иконописного класса» своего микроскопического духовного училища. О духовных училищах — речь отдельная: хоть они формально и есть, но на практике в течении многих лет он очень мало кого рукополагает, и все выпускники Ивановских «духовных школ» (если их можно так громко назвать) — уезжают рукополагаться в другие епархии, хотя, это возможно и оттого, что и они понимают — с каким владыкой придётся имеет дело.

Итоги

Духовенство и насельники Свято-Введенского женского монастыря в г. Иваново решили молить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о даровании монастырю ставропигиального статуса (по возможности — со всеми отстроенными подворьями) и, по возможности, обращение строящегося Вознесенского храма в Патриаршее подворье. Иначе в результате разжигающегося еп. Иосифом и коррумпированной полицией скандала вокруг строительства храма и монастыря могут быть уничтожены и то, и другое. Совет попечителей Фонда «Вознесение» готов просить об этом Святейшего Патриарха Кирилла.

Недавно в в монастыре прошел обыск, при котором были изъяты все документы деятельности Фонда на основании того, что «по их данным», как заявила следователь Осмачко О.Н., у них «есть доказательства» в растрате из Фонда 19 тыс. руб. в начале 2010 г. (!). Документы изъяты без описания и даже без расписки об их изъятии. Были также обысканы помещения монастыря, к Фонду «Вознесения» не имеющие никакого отношения. Нужно ли говорить, что обыском и изъятием этих документов командовал иг. Виталий (Уткин) с группой полиции, причём монахиням и священникам Свято-Введенского монастыря было искренне непонятно: кто из них обыском и друг другом командует?

Были даны два репортажа по Ивановскому телевидению (телекомпания «Барс»), в которых опорочено как руководство Фонда «Вознесение», так и само строительство храма. В первом репортаже 31.12.2011 (http://rutube.ru/tracks/5 191 770.html) было вполне серьёзно, но абсолютно бездоказательно поведано о «жутких преступлениях» в Фонде.

Самое пикантное здесь то, что если сам Фонд — есть юридическое лицо, пострадавшее от чьей-то растраты, — то именно это «пострадавшее лицо» и подвергается атаке и расправе самым ошеломляющим образом.

Второй репортаж — должен был, видимо, исправить идиотизм предыдущего. Что из этого вышло — судить зрителю. Теперь уже А.Л. Римский, выступив по местной телесети, поведал о том, что разоблачена «преступная группа» в лице руководства Фонда «Вознесение», которая расхитила несметные сокровища, увела деньги зарубеж и скупила там недвижимость. Обалдевшие жители Ивановской области теперь, похоже, с помощью тов. Римского, скоро начнут понимать, в чём подлинная причина разрухи в их несчастном отечестве: все их беды — а главное: безысходная нищета и разорение родных предприятий и ферм — именно от того, что появился несколько лет назад в их городе Фонд «Вознесение», который и привёл область к полному разорению:

http://www.rv.ru/content.php3?id=9409


Комментарий из редакционной почты:

В «Русском Вестнике» появилась очередная публикация против епископа Иваново-Вонесенского и Кинешемского Иосифа. Можно было бы не обращать внимания на поток клеветы в адрес архиерея, потому как он исполнен человеком малограмотным, но некоторые подробности этого дела не могут оставить безразличным.

Отца Амвросия я знаю как хорошего батюшку. Но, к сожалению, у доброго батюшки или же у его ближайшего окружения оказались злые, исполненные яда друзья. Потому что только злой человек может опубликовать такое количество сплетен и слухов, даже не проверив их, и только преисполненный яда может изливать его в адрес человека, который совершенно беззащитен. Беззащитен, потому что как епископ Иосиф может оправдаться после того потока грязи, который вылит на него? Не будет же он попунктно оправдываться? Что до утверждения, что автор пасквиля близок к отцу Амвросию, то это бесспорно, так как только человек из узкого круга может знать содержание рапортов и резолюций. Ну что же, у о. Амвросия защитник нашелся, хотя и столь одиозный, что в данном случае разумно говорить о «медвежьей услуге». Попробуем разобраться в ситуации беспристрастно.

Конечно же, в Иваново существовал кафедральный собор, автор здесь вводит читателя в заблуждение. И был он не Введенским, а Преображенским. Введенским назывался совсем другой храм, тот, который большим трудом отвоевал отец Амвросий. И, благодаря именно трудам отца Амвросия храм, никогда, кстати, не бывший собором, стал средоточием замечательного монастыря. Труды батюшки по становлению женской обители трудно переоценить. Бесспорно, практически на пустом месте основана дивная обитель.

Но со строительством Вознесенского храма возле железнодорожного вокзала всё совсем иначе. За семь лет, которые прошли с начала строительства, несмотря на то, что по всему городу стояли ящики для сбора пожертвований (на вокзалах, в самых крупных торговых центрах, числом не менее 30), несмотря на поддержку радиостанции «Радонеж», крупных спонсоров, строительство не продвигалось дальше фундамента. Лишь в последние месяцы началось строительство цокольной части храма, причем читатель сам может оценить, насколько продвинулись работы. Для этого мне пришлось самой залезть на близлежащее дерево. Прочим ивановцам, регулярно жертвовавшим и своих скудных средств на строительство храма, все эти годы был виден лишь только забор, обильно украшенный неприличными надписями. Мне понятно, почему епископ Иосиф заинтересовался этим долгостроем. Никому неизвестный игумен Агафангел (Гагуа) именно за это же время выстроил замечательный храм в центре города, а всемирно известный духовник при поддержке крупного фонда так и остановился на фундаменте. А ведь выделена земля не в деревне Кукуево, а в центре областного города, рядом с вокалом. Вряд ли власти не обращались к епископу со своими недоумениями. Так что, лично мне, произошедшее с о. Амвросием, кажется вполне закономерным. Кстати, у читателя может сложиться впечатление, что епископ обманул Патриарха, попытался отобрать деньги фонда и строительство. Увы, все обстоит совсем не так. Епископ Иосиф и правда начал строительство нового кафедрального собора, но на улице Лежневской, и это строительство не имеет никакого отношения к привокзальному долгострою.

Епископа Иосифа автор статьи обвинил в закрытии многих храмов и массовом запрещении в служении духовенства. Я не имею источников информации, подобных автору «Русского Вестника», но закрытых владыкой храмов я не встречала. Правда, были случаи присоединения мелких приходов к более крупным. Например, храм Михаила Архангела с. Лучкино присоединен к городскому приходу. Но это разумное решение. За 9 лет, которые открыт приход, в самом храме не сделано совсем ничего. Нет даже временных окон и дверей. Священник служит в соседнем селе в избушке, но, как мы видим на фото, здесь тоже незаметно каких либо строительных работ. Если у священника нет возможности полноценно руководить приходом, почему бы и не присоединить его к более крупному? Тем более, что это касается только лишь административного подчинения, службы совершаются с той же регулярностью. А именно — в Изотино примерно раз в месяц, в Лучкино — никогда.

Действительно, епископ Иосиф отправил немалое число духовенства за штат. Причем священнослужители, в большинстве своем, и так находились за штатом епархии, служа без отпускной грамоты в Абхазии, на Кубани, в Грузии и многих других областях и странах. Поступок архиерея понятен.

Протоиерей Николай никуда надолго не уезжал. Просто жил в родном Нижнем Новгороде, а на службы в райцентр приезжал на поезде. Храм, который батюшка начал строить лет 20 назад, так и стоит недостроенным. После нескольких бесед владыка предложил отцу Николаю служение на сельском приходе, но батюшка выбрал уход за штат. А храм всё так и стоит, как это мы можем видеть на фото, недостроенным. Ожидает нового настоятеля.

Игумена Августина владыка назначил настоятелем храма в Иваново. Увидел, что священник дорос до самостоятельного служения. Но отец Августин посчитал, что для него лучше стать наместником монастыря и переехал в Нижегородскую епархию. Там он «прославился» написанием «иконы» ныне здравствующего Патриарха, но быстро исправился. Ну что же, простительно для начинающего наместника.

Многим известна история Михаила Сергеевича Махова. Не все знают, что его, тогда еще протоиерея Михаила, за то, что он не смог справиться с должностью настоятеля в райцентре, перевели в село. Тот не пожелал подчиниться, завел судебную тяжбу с епископом, распространял сплетни, очень похожие на публикацию в «Русском вестнике», и был лишен сана Общецерковным судом. Но, заявляющий со страниц своих многочисленных блогов о том, что он никогда не перейдет ни в какую юрисдикцию, будучи лишенным сана, Михаил Сергеевич придумал нечто необычное. Объявив колодец у своего дома «святым источником», Михаил Сергеевич и свой дом именует теперь монастырем. Такой вот монастырь без единого монаха и во главе с лишенным сана священником. Что же не так сделал епископ по отношению к этому человеку?

А вот игумена Дионисия из упоминаемого в статье Писемского храма в с. Красное епископ никуда не выгонял. Получив выговор за свое поведение, священник посчитал, что лучше будет сменить епархию, в чем ему и не было отказано.

Милицейские сводки прежних лет пестрели сообщениями об ограблении храмов в Ивановской области. Епископ Иосиф принял единственно правильное решение — сохранить иконы в Николо-Шартомском монастыре — месте, имеющем надежную охрану. В храмы, которые не смогли обеспечить надежную охрану святынь на месте (да и как ее обеспечить?) были сделаны копии. Судьбу каждой из икон можно проследить. Каждую икону можно увидеть. А обвинения в адрес игумена Виталия (Уткина) нельзя назвать иначе, как клеветой.

В моем распоряжении нет копий указов, как у автора публикации в РВ. Для подготовки статьи не использовались ресурсы епархии. Все написанное почерпнуто из открытых источников. Единственное допущенное нарушение общественного порядка — лазанье по деревьям возле строительства храма Вознесения Господня в Иваново. Что же до статьи Писемского, то в публикации куча домыслов и странной информации, напоминающей сплетни в среде духовенства. Причем духовенства, близкого к отцу Амвросию. И это неприятно. Наводит на мысль о том, что определенные силы пытаются повредить владыке Иосифу, сместить его с кафедры. Интересно, много ли найдется епископов, 7 лет ожидающих каких либо мало-мальских сдвигов в строительстве храма в областном центре? Прощающих недострой и скандалы с привлечением судебных органов в райцентрах? Оставляющих в штате епархии тех, кто годами отсутствует? Какого такого либерала ожидают те, кто надоумил Писемского на написание пасквиля, предоставил ему материалы внутренней жизни епархии?

Анастасия Васягина, anastasija-vasjagina@ro.ru


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика