В старой Москве имелось множество церквей, освященных во имя святой великомученицы Екатерины — ныне действующие, закрытые, разрушенные, домовые (в том числе в домах старообрядцев), больничные, монастырские и обыкновенные приходские. Такое их обилие объясняется прежде всего тем, что святая Екатерина издревле почиталась покровительницей родов и новорожденных детей, поэтому храмы ей усердно возводили сами московские государи, молясь и о продолжении рода, и о даровании потомства подданным. Почитание св. Екатерины как скорой помощницы в родах связано с преданием о ее жизни. Святая Екатерина была дочерью правителя Александрии в Египте в начале IV века нашей эры. Она объявила, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет ее в уме, красоте, богатстве и знатности. Тогда ее мать, тайная христианка, отвела дочь к своему духовному отцу, священнику, который сказал девушке, что знает такого Жениха. Екатерина, горя желанием увидеть Его, приняла святое крещение, и было ей чудо: она увидела Божию Матерь с младенцем Иисусом. Господь улыбался ей и вручил перстень. Когда видение кончилось, Екатерина увидела на своей руке кольцо. В 305 году, когда в Александрию прибыл римский император Максимиан, в его честь устроили празднества, на которых христиан приносили в жертву языческим идолам. Тогда дочь правителя вышла к императору и открыто исповедала веру во Христа. Тот приказал ее казнить. И святая Екатерина также была небесной покровительницей императрицы Екатерины Великой. В честь тезоименитства государыни в Москве устраивали и обновляли Екатерининские храмы и освящали во имя святой новые домовые церкви при казенных учреждениях. Первая Екатерининская церковь, судя по всему, появилась в Кремле — как домовый храм цариц, царевен и великих княжон, в XVII веке устроенная там при Теремном дворце. В 1658 году придел в честь св. великомученицы Екатерины был основан в Зачатьевской церкви, «что в Углу», на Москворецкой набережной, по повелению царя Алексея Михайловича — в честь рождения у него дочери, нареченной Екатериной. А еще через год царь, находясь на соколиной охоте в районе Подольска, увидел во сне святую Екатерину. И под влиянием чудесного видения основал в том месте Екатерининскую пустынь, а кремлевскую церковь св. Екатерины назначил для венчания царевен и великих княжон. Дочь его, Екатерина Алексеевна, в 1686 году сама выстроила в кремлевском Вознесенском монастыре новую Екатерининскую церковь, появившуюся там еще около 1586 года. Возможно, что в то время ее основательницей была Ирина Годунова, супруга царя Феодора Иоанновича — тогда же она повелела возвести ныне действующую церковь св. Екатерины в Замоскворечье, усердно молясь вместе с мужем о даровании потомства, которого у них долго не было. (Сам царь в молитве возобновил в Москве Зачатьевский монастырь на Остоженке.) В 1612 году тогда еще деревянная Екатерининская церковь на Ордынке стала свидетельницей битвы армии князя Дмитрия Пожарского с польским войском гетмана Ходкевича. По преданию, новая каменная церковь св. Екатерины в середине XVII века и была выстроена на том месте, где терявший силу гетман устроил укрепление, отступив сюда от Климентовского острожка — но и здесь его выбили воины Пожарского. В то время она именовалась «что на всполье» — так в древней Москве называлось начало полей. С приходом к власти императрицы Екатерины II строительство новых и обновление старых Екатерининских церквей, во-первых, возросло, а во-вторых, стало делом государственной важности — у этих храмов появился новый статус. В 1764 году знатный екатерининский вельможа, действительный тайный советник И.И.Бецкий объявил, что из государственных средств и собственным коштом государыни будут строить новое здание церкви св. Екатерины на Ордынке — в ознаменование воцарения императрицы Екатерины. И в 1766—1767 гг. г. именитый московский архитектор К.И.Бланк, — один из авторов будущего Воспитательного дома, выстроил здесь новую Екатерининскую церковь в стиле классицизма — это здание и дошло до наших дней. Тогда же, согласно изысканиям ученых, для украшения и благолепия храма из Кремля была перенесена кованая ограда, прежде стоявшая там между Архангельским собором и Патриаршим двором. (Известно, что в этом храме в праздник св. Екатерины всегда служил всенощную и Литургию патриарх Тихон.) И в том же знаменательном 1764 году на Москворецкой набережной состоялась закладка самого грандиозного начинания императрицы Екатерины в Москве — Воспитательного дома, приюта для сирот, подкидышей и незаконнорожденных детей. Естественно, что его домовый храм был освящен во имя св. Екатерины, покровительствовавшей и самой государыне и малюткам. Сиротские приюты существовали в Москве и раньше, часто при Андреевском и Новодевичьем монастырях. А при Михаиле Федоровиче сиротские дома находились при Патриаршем приказе. В 1706 году митрополит Иов открыл сиротский приют в Холмово-Успенском монастыре под Новгородом, и императорская семья пожаловала на него денежное пожертвование. Петр I тогда повелел по всем губерниям учредить прием незаконнорожденных детей, «дабы вящего греха не делали, сиречь убивства», и сделать дома, где для их воспитания нанять за плату «искусных жен». Уже в 1714 году такой сиротский дом был основан в Петербурге. Однако от этих заведений новый московский приют отличался прежде всего своей идеей. Инициатором его строительства в Москве был тот же Бецкий, замысливший это учреждение в духе идей философии Просвещения, которой так увлекалась Екатерина II. По мысли Бецкого, новый приют представлялся не только благотворительным начинанием государства, но и как питомник будущего «третьего сословия» — не рабов и не господ. Здесь с младых ногтей, вне тлетворного влияния улицы, общества и собственного дома, должен был воспитываться «новый человек», свободный от общественных пороков, — будущий высоконравственный, трудолюбивый и достойный гражданин своего Отечества, к тому же профессионально обученный и способный найти себе место в жизни. Говорили, что Бецкого навели на эту мысль обыкновенные цыплята — страстно увлекавшийся сельским хозяйством, он держал в своем кабинете паровую печь-инкубатор, и выведенные птенцы все время толкались у его ног. Тема сословного воспитания была его idee fixe: в Петербурге Бецкий трудился над устройством и попечением «Воспитательного общества благородных девиц» для девушек дворянского сословия и с отделением для мещанок. Стоит ли говорить, что это детище Бецкого в северной столице, созданное в том же 1764 году, получило в истории название Смольного института. Императрица согласилась и на московский проект Бецкого, и подписала Манифест об учреждении в Москве Воспитательного дома. Место для сего заведения выбрали особенное, — на принадлежавшей казне территории бывшего Васильевского луга. Еще Елена Глинская развела здесь небольшой садик, прозванный то «царским садком», то «царским лужком». По преданию, здесь часто ночевал и даже иногда жил в маленькой хижине Василий Блаженный, и сюда приходил к нему со всей Руси народ с молитвой за помощью. Поэтому и назвали это место его именем со времен Ивана Грозного. В начале екатерининской эпохи тут был Гранатовый двор, где хранилось артиллерийское оружие. 21 апреля 1764 года, в день рождения государыни, при громе пушечного салюта был триумфально открыт Императорский московский Воспитательный дом — для сохранения жизни и воспитания в пользу общества в бедности рожденных младенцев, сирых и не имущих родильниц, как было написано в медной закладной дощечке. В ознаменование сего благотворения, в этот же день под сень святой покровительницы Екатерины собрали более 50 бедных московских невест, оделили их пожалованным императрицей приданым и выдали замуж. И еще около тысячи бедных угостили праздничным обедом. Идея Воспитательного дома полностью воплотилась в его архитектурном здании, — изолированном от всего остального города и величественно монументальном. На постройку, как известно, пошел камень из разобранной стены Белого города. Его поныне существующее здание возводил, по одной версии, тот же К.И.Бланк, строивший тогда и Екатерининскую церковь в Замоскворечье, а по другой — специально приглашенный в Москву петербургский архитектор Ю.М.Фельтен, автор знаменитой решетки Летнего сада. Строительство растянулось на много лет, и известно, что в последние годы под наблюдением именитых зодчих работы выполнял некто Ситников, крепостной мастер Демидова, а достраивал Воспитательный дом и вовсе Жилярди, построивший, кстати, и здание для его Опекунского Совета на Солянке в 1825 году. А уже в 1772 году на 4−5 этажах в главном здании на набережной была освящена благолепная церковь св. великомученицы. Екатерины, еще поновленная в 1854 году известным М. Быковским, сделавшим в нее красивый иконостас. На постройку Воспитательного дома открылась добровольная подписка по церквям всей России. Основной капитал на него дала сама императрица вместе с маленьким наследником, пожаловав от себя единовременно сто тысяч рублей и учредив ежегодный окладный взнос в размере 50 тысяч. Наследник же, будущий Павел I, распорядился выдавать от его имени по 20 тысяч рублей в год. Кроме того, поступали ежегодные пожертвования от благотворителей — от самого Бецкого, от канцлера А.П.Бестужева-Рюмина, от графа А.Г.Разумовского и от миллионера-горнозаводчика П.А.Демидова. За его пожертвование в размере 200 тысяч рублей Опекунский совет поднес ему золотую медаль, а в «Московских ведомостях» по этому поводу было напечатано стихотворение под названием «Вывеска к жилищу Прокофия Акинфиевича Демидова»: Демидов тут живет, Кой милосердия пример дает, Свидетель в том Несчастный дом. Демидов был в восторге и на следующий раз, обещав такую же сумму, принес Опекунском совету вместо денег 4 дорогостоящих скрипки (видимо, на эту сумму) по числу членов Совета, немало обидев их своей чудаковатой выходкой. Были и вовсе неизвестные благотворители, не желавшие раскрывать свое имя, и просто присылавшие деньги, причем иногда в довольно больших суммах. А однажды пришло письмо от принцессы Гессен-Гомбургской, урожденной княгини Трубецкой, просившей воспитывать питомцев на пожертвованную ею сумму, отданную в рост на ежегодные проценты. И те воспитанники, которые содержались именно на эти средства, по выходе из приюта неожиданно получали красивую и знатную фамилию — Гомбургцовы — по 20 человек в год. Прием первых младенцев начался уже в самый день закладки Воспитательного дома. Тогда были взяты на попечение 19 детей обоего пола, найденных у московских церквей. Некоторые из них уже были крещенными, а других крестили по принятии их в приют. Причем первые две малютки — девочка, найденная у Богоявленской церкви в Елохово, и мальчик-подкидыш из Немецкой слободы, были наречены Екатериной и Павлом в честь императрицы и наследника. В московский Воспитательный дом принимали детей не старше двух лет. Из русской истории и литературы известны многочисленные примеры, когда сюда баре отправляли со слугами своих «незаконных» от них детей. До 14−15-летнего возраста полагалась общая программа обучения, а затем их отдавали для профессиональной подготовки. Поначалу мальчиков обучали разным ремеслам и по выходе из приюта они часто становились городскими фабричными рабочими, в том числе и на фабриках, принадлежащих самому Воспитательному дому. А девочек готовили в прислуги по найму в частные дома. Потом уже в учебную программу Воспитательного дома вошла подготовка их в учительницы и воспитательницы с обязательным курсом французского языка, а питомцев стали обучать даже актерскому мастерству. На пожертвование Демидова при Воспитательном доме было устроено Коммерческое училище для мальчиков, чтобы, согласно воле благотворителя, готовить российских подданных «знающими купцами». Позже оно было переведено в Петербург по распоряжению Павла I. А для девочек открыли Повивальный институт, где готовили акушерок. Еще при основании Воспитательного дома при нем был открыт родильный приют, где анонимным роженицам разрешалось даже рожать в маске, чтобы скрыть лицо. Сюда же привозили бедных замужних женщин, не имеющих возможность нанять себе акушерку. После революции здание бывшего Воспитательного дам было занято ВЦСПС и стало называться Дворцом Труда. Домовая церковь, разумеется, была закрыта — есть сведения о том, что она вообще сгорела в первые советские годы. Потом здесь разместилась артиллерийская Академия им. Дзержинского. Само здание Воспитательного дома состоит на государственной охране. Церковь св. Екатерины была и в «московском Смольном» — в Екатерининском женском дворянском институте, основанном в 1803 году как среднее женское учебное заведение для дочерей потомственных дворян. (Центральный Дом Советской Армии на Суворовской площади) Сама церковь, однако, была освящена в честь тезоименитства императрицы еще в 1779 году, в основанном тогда ею здесь Инвалидном доме для престарелых военных. В советское время в помещении закрытой церкви был концертный зал. Домовая Екатерининская церковь была и при основанной в 1775 году по указу императрицы больнице, именно по храму получившей название Екатерининской или Ново-Екатерининской, когда была переведена с Крестовской заставы в новое здание на Страстной бульвар — где она и действует по наше время под номером 24-городской больницы. Ее церковь была освящена в 1833 году в честь небесной покровительницы императрицы.