Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургПротоиерей Евгений Попиченко03.02.2012 

Величие человеческого призвания — возможность соединения с Самим Богом
3 февраля — день памяти преподобного Максима Исповедника

В VII веке в Восточной Церкви возникло лжеучение монофизитов,Преподобный Максим Исповедник которые признавали в Иисусе Христе одну Божественную природу (естество) и отвергали Его совершенное Человечество. Защитниками ереси были два патриарха, Александрийский и Константинопольский. Ее держался и греческий царь Ираклий, который издал указ в подтверждение ереси. Бывают такие невыносимые обстоятельства в государстве, когда не только светская власть, но и духовная оказывается в прельщенном ложными понятиями о духовной жизни состоянии.

Во Христе Церковь исповедует два естества — Божеское и Человеческое, две воли — Божескую и Человеческую, во Христе осуществляется примирение человека с Богом именно в том, что Его воля на протяжении всей жизни была абсолютно послушна воле Бога, Отца Небесного, тем самым исцеляя поврежденное Адамом человеческое естество: Адам, первый человек, отвернул свою волю от Бога, разорвав связь с Жизнью, став смертным и телесно, и, что самое страшное, духовно. И многие тысячи лет люди жили в состоянии противления Богу, а следовательно, в состоянии глубочайшего несчастья.

Жили до тех пор, пока в мире не появилась сначала Та, Которая смогла всем Своим существом отозваться Богу на Его призыв: «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». И именно Она становится Дверью в этот мир для Богомладенца Господа Иисуса Христа, Который исцеляет человека, освобождает от вечной смерти.

Православное учение об истинном положении дел, о том, как в Боге соединены две воли, нашло твердого защитника в лице преподобного Максима. Он и словом, и писанием убеждал верующих твердо стоять за истину. По его совету Римский епископ Мартин созвал в 649 году Собор в Риме, на котором ересь и ее защитники были осуждены. Император Константин II, преемник Ираклия, сам державшийся монофизитства, приказал схватить Мартина, привезти в Константинополь; вместе с ним взяли и преподобного Максима.

Участь последнего была очень печальна: разного рода пытками пытались его склонить к ереси, держали в темнице, жестоко били, топтали ногами. Но преподобный, несмотря на истязания, оставался непоколебим и твердо защищал Православие. Наконец, император приказал вырезать ему язык и отрубить правую руку, чтобы он не мог ни словом, ни писанием провозглашать истину. После этого исповедника с позором влачили по городу, а потом сослали в заточение на восточный берег Черного моря. Много страданий перенес святой, прежде чем достиг места ссылки. Прибыв туда, преподобный три года томился в темнице под надзором жестоких стражей и скончался в 662 году.

Всегда потрясает, когда в очередной раз читаешь и узнаешь о том или ином подвижнике, исповеднике: как человек смог пройти через все жесточайшие испытания, искушения, чем он поддерживал свой дух, в чем черпал силы? И вообще, почему до смерти остался верен той идее или тому учению, которому следовал, почему сохранил верность истине?

Человек может отдать за что-то свою жизнь только при одном условии: если будет очень крепко, до самоотвержения любить. Человек любит Родину и готов отдать за нее свою жизнь. Человек любит ближних и идет служить туда, где ради ближних приходится рисковать своей жизнью. Человек любит Христа и готов претерпеть всевозможные муки, лишь бы остаться с Ним. Господь однажды сказал: «Познайте истину, и она сделает вас свободными».

Откуда у святых исповедников такое упорное, ревностное стояние за Христа, на чем оно основано, чем питалось? Конечно, не только теоретическими представлениями, что когда-то при Понтии Пилате жил Иисус из Назарета. Одних знаний, пусть даже самых истинных, недостаточно, необходим опыт жизни. На языке Священного Писания слово «познать» означает не только узнать со стороны, а соединиться, узнать внутреннюю жизнь в другом человеке или в Боге. Например, в отношении мужчины и женщины сказано: «Адам познал Еву, и она родила ему сына» — произошло плотское соединение, и это выражается словом «познание».

В духовной жизни познание Бога — это узнавание истин веры и непосредственное соединение с Самим Богом. Господь, придя на Землю, прожил с учениками три с половиной года, в окончании Своего земного пути собрал их на вечере, взял хлеб, вино, благословил, преломил, раздал ученикам и сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». Потом Господь Иисус Христос благословил чашу с вином и, подавая ученикам, сказал: «Пиите от нея вси: сия есть Кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание».

Величие человеческого призвания — возможность соединения с Самим Богом и душевно, и духовно, и телесно. Высочайшее откровение о человеке дано в христианстве: человек — это не просто тварь, не просто венец творения, это сын Божий. Человек может стать Богом по благодатной сопричастности, и эта возможность дается Церковью в центральном ее таинстве — Евхаристии, в Причастии Божеского Естества. Именно поэтому святые, зная Бога изнутри, будучи с Ним соединены и молитвенно, и благодатно через таинства Церкви, понимали, что им есть что терять: Бог — совершенное Существо, жизнь с Ним — это блаженство, смерть за Него — это только обретение вечной жизни. А жизнь вне Бога, без Бога — это медленная смерть. Поэтому они готовы были претерпевать невозможные страдания и пытки, лишь бы не потерять эту жизнь.

Вот и нам нелишне задать себе вопрос: «Жительствует ли в нас жизнь Христова? Насколько мы с Ним соединены в Богообщении?». И призадуматься. И начать изменять свою жизнь.

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at52225


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика