Русь Державная | Протоиерей Всеволод Чаплин | 02.02.2012 |
В России оживляются дискуссии на темы ее прошлого, настоящего и будущего, и во многом эти дискуссии простимулированы тремя статьями Председателя Правительства России Владимира Владимировича Путина — о стоящих перед нами вызовах, национальном вопросе, состоянии нашей экономики.
Надеюсь, что высказанные идеи и предложения будут широко обсуждаться в обществе и что ход и итоги этого обсуждения повлияют на государственную политику, на расстановку акцентов в совершенствовании нашей политической системы, в экономическом развитии и в переменах, касающихся законодательства. Многое из того, что сформулировано в этих статьях, как мне кажется, является ответом на пожелания разных общественных сил и отдельных неравнодушных людей, в том числе представителей православной общественности. Особенно это касается этнонациональных проблем.
За последние годы в сфере отношений между мигрантами и коренными жителями многих регионов накопилось немало проблем. Однако власти подчас пытались представить дело так, что этих проблем якобы не существует, что о них говорят только алармисты. Но непредвзятый взгляд на наше общественное мнение показывает, что данный круг проблем — один из самых волнующих для десятков миллионов людей.
Хорошо, что в опубликованном тексте о России говорится как о государстве-цивилизации. Говорится и о том, что разрушение СССР означало разрушение исторической большой России, сложившейся в своей основе еще в XVIII веке. В статье цитируются многие отечественные мыслители разных эпох и в целом прослеживается связь между различными периодами нашей истории. Нам действительно такую связь сегодня надо осознать и всячески подчеркивать, чтобы люди понимали: Россия возникла не в 1917 и не в 1991 году, наша история включает в себя княжеский, царский, имперский, советский, постсоветский периоды, и все это единая ткань истории, объединяющая в себе прошлое, настоящее и будущее. Прекрасно, что в статье признается государствообразующая роль русского народа. Будем надеяться, что это признание будет закреплено на уровне права и политики. Впрочем, такое признание не должно означать, что какие-либо из традиционно живущих в России народов должны быть принижены. Тем более недопустимы оскорбления по национальному признаку, разжигание межэтнической вражды по отношению к русскому народу или другим народам. Сегодня слова и действия, разделяющие людей разных национальностей, очень опасны, и эту опасность нужно максимально решительно от страны отвести.
Наконец-то на самом высоком уровне сказано о том, что нужно минимизировать нелегальную иммиграцию, ужесточить правила регистрации и санкции за их нарушение. Последнее, кстати, относится не только к внешним мигрантам, но и к внутренним переселенцам. Такого рода меры будут поддержаны абсолютным большинством народа. Будем надеяться, что они в ближайшее время получат юридическое оформление. Нужно позаботиться и о том, чтобы на деле осуществились предложения, связанные с введением для мигрантов экзамена на знание русского языка, на понимание нашей культуры и государственного устройства. Об этом много раз говорили представители общества, в том числе представители религиозных объединений. Я надеюсь, что при их участии образование мигрантов, в том числе в духе традиционных для России религий, станет частью политики по преодолению сложных отношений между приезжими и коренным населением.
Интересная статья Председателя Правительства посвящена и вопросам экономики. Хорошо, что в ней признается необходимость того, чтобы экономика гарантировала суверенитет страны. В тексте есть и такое важное понятие как промышленная политика. И в этом тексте, и в статье, посвященной национальному вопросу, поднимается тема коррупции и упоминается, кстати, связь коррупции с этническим фактором в экономике. Нужно, чтобы коррумпированные чиновники несли ответственность и чтобы у них исчезали всякие стимулы к получению взяток. Но не менее важно обратить внимание на то, что бизнес, в том числе этнически ориентированный, часто является главным источником коррупции. Иногда он получает основную часть своих доходов за счет незаконных преференций и проплаченных административных решений. Поэтому и осуществляющий коррупцию бизнес должен быть призван к ответственности. Надеюсь, что это будет сделано и что будут приняты такие правовые и административные меры, которые распутают сложные клубки коррупционных схем и ситуаций, в которых полукриминальный бизнес, в том числе этнический, вместе с местными властями, пытаясь застолбить за собой определенные территории и сферы влияния, получает ничем не оправданные преимущества перед другими, ведет себя так, как упоминается в статье Премьер-министра: подавляя конкурентов, расчищая себе место на рынке, используя возможности аффилированных чиновников.
Возникает, впрочем, такой вопрос. В статье предполагается, что мировая экономика будет развиваться линейно, по тому же вектору, что и последние двадцать лет. Однако в этом есть серьезные сомнения, ведь налицо и упадок экономик Европейского союза, и увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными странами, между финансовой экономикой и экономикой товаров и услуг, равно как и другие трудно преодолимые обычными методами кризисные явления в глобальной экономике. Эти обстоятельства вызывают у экспертов и широкой общественности все большую тревогу. Наверняка у некоторой части мировой элиты все чаще возникает искушение решить эти стагнирующие проблемы путем войны, которая поможет обнулить долги, оправдать экономическую чрезвычайщину, поставить под контроль природные ресурсы Земли. Все это возможно уже в текущем году и сегодня об этом предупреждают сотни серьезнейших экспертов. Впрочем, православные христиане (и я в том числе) говорят об этом уже около десяти лет. В этих условиях Россия не может отделить себя от судеб мировой экономики и политики или быть ведомой в определении этих судеб.
Хочется надеяться, что одна из следующих статей Председателя Правительства поднимет вопросы о том, каким Россия хочет видеть мир и как предлагает выстраивать его вместе со своими партнерами. Какие преобразования мы бы предложили мировой экономике? Как ответить на неизбежные вопросы, которые породил кризис мировых финансовых институтов? Можно ли их заменить другими или заставить их измениться? Наконец, как и какими средствами преодолеть тенденцию к навязыванию некоей группой стран своей политической воли другим — тенденцию, которая отвергается большинством населения Земли? Как России обеспечить себе самостоятельную роль в мировых процессах? Какие для этого нужны ресурсы — военные, экономические, политические, интеллектуальные? Как эти ресурсы сохранить или создать?
Надеюсь, что на все эти вопросы — непростые, но волнующие многих в нашем обществе, — будут даны серьезные ответы со стороны нашей власти. Особенно по мере того, как страна будет приближаться к выборам и общественная дискуссия по этим вопросам будет, бесспорно, активизироваться и развиваться.
Диалог между властью и обществом стал гораздо более активным, чем год или даже полгода назад. Надеюсь, что причина тому не только в протестных акциях, но и в нарастающем понимании того, что нельзя осуществлять политику, не прислушиваясь к тому, как твои действия оценивает твой народ. Голос его сегодня все больше становится слышен, надеюсь, что он повлияет на судьбы страны и мира.
Протоиерей Всеволод ЧАПЛИН,
глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества
№ 2 2012 г.