Русская линия | 01.02.2012 |
Святитель Марк Эфесский (1392−23.6.1444) — один из последних великих византийских богословов, выдающийся защитник Православия в борьбе с попытками навязать Православной Церкви Ферраро-Флорентийскую унию с католиками.
[Память его была установлена на день 19 января, хотя преставился святитель 23 июня 1444 г.; ошибочен и часто встречающийся год кончины — 1457 г.]
Марк родился в Константинополе, его отец был диаконом и сакелларием при храме Святой Софии, мать была дочерью врача. Марк получил прекрасное образование и уже в раннем возрасте занял должность отца при храме Св. Софии. С юности Марк имел склонность к богословию и аскетической жизни. Будучи духовным сыном Константинопольского патриарха Евфимия, Марк стал приближен к императорскому двору и привлек внимание Императора Мануила II, который сделал его своим советником.
В 1418 г. Марк оставляет Константинополь и принимает монашеский постриг в обители на острове Антигон. Вскоре, опасаясь турецкого завоевания, монахи покинули обитель и Марк возвращается в Константинополь и поселяется в Манганской обители. Император Иоанн VIII, сменивший Мануила, также высоко ценил Марка, о чём свидетельствует ряд сочинений святителя, написанных по просьбам Императора, чтобы дать ответы на вопросы богословско-философского характера. В 1437 г. по воле Императора Марк становится митрополитом Эфесским и 24 ноября вместе с ним и Патриархом в составе делегации православных епископов отправляется на церковный Собор с католиками в Италию, который продлился два года и получил название по местам заседаний как Ферраро-Флорентийский собор.
9 апреля 1438 г. состоялось открытие Собора. На нем решили создать комиссию по изучению догматических расхождений между римской и православной Церквами и выработке условий заключения унии. От православной части комиссии только Марк Эфесский и Виссарион Никейский были уполномочены публично выступать в дискуссиях с католиками, что свидетельствует о высоком авторитете свт. Марка.
К началу работы Собора свт. Марк отнесся с должной христианской доброжелательностью и надеялся на возможность преодоления препятствий к унии. Он приложил огромные усилия для разъяснения ошибок римских богословов, противоречащих догматам Вселенских соборов (в частности вопрос о филиокве — исхождения Святаго Духа якобы также и от Сына). За время работы соборной комиссии Марк написал ряд выдающихся богословских работ: «Десять аргументов против существования чистилища», «Сумма изречений о Святом Духе», «Главы против латинян», «Исповедание веры» и «О времени пресуществления». Однако старания его не возымели воздействия даже на его православных собратьев, склонявшихся к принятию унии. Нововведения западных епископов были признаны в итоге «правомочными» с оговоркой, что Восточные церкви не станут вводить их у себя. 6 июля 1439 г. греческая делегация, включая Императора, подписала унию.
Для этого с православной стороны решающими оказались не богословские, а государственно-политические соображения: Византия не имела надежд сопротивление в одиночку наступавшим туркам. Как последняя надежда на помощь и была для византийцев уния с христианским Западом.
Марк стал единственным из числа греческих иерархов, кто не признал унию, полагая, что предательством истины нельзя обрести помощь Божию в обороне Второго Рима. И это имело огромное значение: даже папа Евгений IV, не видя подписи Марка на акте соединения церквей, разочарованно сказал: «Мы ничего не сделали». В своём «Окружном Послании против греколатинян и постановлений Флорентийского Собора» свт. Марк писал: «Итак, братие, бегите от них и от общения с ними; ибо они — „лживи апостоли, делатели нечестивии, преобразующеся во Апостолы Христовы“.».
1 февраля 1440 г. греческая делегация вернулась из Италии в Константинополь. По словам историка Дуки встреча их была безрадостной и на вопрос «победили ли мы?» -они сами же признали: «Продали мы веру нашу, променяли блогочестие на нечестие; изменив Святым Дарам, стали азиматами-опресночниками».
Константинопольский Патриарх Иосиф II скончался в 1439 г. еще во Флоренции, и по возращении Императора в Константинополь место предстоятеля было предложено исповеднику Марку, но он отказался принять патриаршее достоинство на условиях унии. Патриархом был избран Митрофан II, сторонник унии.
Тем не менее, народ не желал признавать унию. Византолог Г. А. Острогорский пишет: «Решения, принятые на Соборе во Флоренции, не имели никакого значения. Византийский народ был против постановлений Феррары и Флоренции со страстным фанатизмом, и в то время как все увещания сторонников Унии игнорировались, пламенные проповеди Марка Евгеника везде находили восторженный отклик». Вокруг Марка сплотилась многочисленная партия непризнавших унию, многие из подписавших буллу епископов взяли свои подписи обратно. Отрицание свт. Марком об унии было поддержано монастырями, имевшими большое духовное влияние на народ.
Следует подчеркнуть, что на Руси уния была сразу же отвергнута, хотя митрополит Исидор, грек, назначенный из Константинополя главою Русской Церкви, подписал унию на Соборе. Вернулся он в Москву уже в сане кардинала как посланник папы Римского и с католическим крестом. На первой же литургии прозвучало имя папы как главы Церкви и было зачитано решение Флорентийского собора, что ввергло народ столбняк. Первым опомнился Великий Князь Василий II, назвавший Исидора «ересным прелестником, лютым волком, лжепастырем, губителем душ». Исидору пришлось бежать из Руси к папе. Поэтому и подвиг свт. Марка Эфесского особенно почитался на Руси.
Недолго пробыв в Константинополе, свт. Марк уезжает в свою митрополию в Эфес, бывший уже под властью турок. Оттуда он направлял новые многочисленные послания против унии, которые настроили против него Императора. Приходилось претерпевать и гонения магометан, паства быстро оскудевала из-за массового бегства (эмиграции), поэтому свт. Марк тоже решил уйти из-под турецкой власти на Св. Гору Афон, однако добраться туда не удалось.
Когда корабль, на котором плыл свт. Марк, пристал к острову Лемнос, митрополит был арестован по указанию Императора Иоанна VIII и заточен в местную крепость Мундрос, в которой провёл два года. В это время он не переставал вести переписку, в которой по прежнему резко критиковал унию и призывал верующих держаться Православия.
К осени 1442 г. свт. Марк был освобожден из заключения и вернулся в Константинополь, где продолжил свою борьбу с унией. Бывший в то время Константинопольским Патриархом Григорий III Мамма придерживался унии и был противником Марка. Несмотря на это, по свидетельству великого ритора Мануила, Марк добился перелома в отношении к унии: «подъявши многие труды и из обманутых там одних вновь обративши, в том числе и самого приснопамятного царя.». О перемене взглядов Императора пишет и сам Марк: «Император. открыто говорит, что кается в совершившемся и слагает вину на покорившихся и подписавших Унию».
Скончался свт. Марк 23 июня 1444 г. в Константинополе после двухнедельной тяжелой болезни. Умирая, свт. Марк обратился к присутствующим с напутственным словом, записанном Георгием Схоларием, в котором он даже в момент смерти проявляет себя как непримиримый борец с унией. В этом же слове Марк напуствует будущего патриарха Георгия Схолария стать вместо него борцом за сохранение Православия. Святитель был погребен в Манганской обители в Константинополе.
Исповедническая стойкость свт. Марка — единственного не подписавшего унию участника Собора! — принесла с Божией помощью должный плод: при последнем византийском Императоре Константине на Соборе в храме Св. Софии в 1450 г. в присутствии трех Восточных Патриархов уния была разорвана, Григорий Мамма был низложен, сторонники унии объявлены предателями, а святителю Марку были возданы почести как борцу за истину Православия. Но к сожалению, Божия помощь так и не нашла себе достойного приложения для защиты Второго Рима — он пал 29 мая 1453 г.
Последующие византийские Патриархи, хотя и под властью турок, вновь стали придерживаться Православия. В 1734 г. при Константинопольском Патриархе Серафиме I Марк был причислен к лику святых. А подвиг его стал ободряющим примером для многих православных подвижников во всем мiре, которым также приходилось отстаивать истину Православия в одиночку, не соглашаясь на капитуляцию перед давлением заблуждающегося или приземленно-конформистского большинства. В ХХ веке об этой параллели часто приходилось вспоминать в России в связи с сопротивлением исповедников, не покорившихся требованиям лояльности богоборческой власти. И чем ближе к концу истории, тем чаще святитель Марк будет служить образцом поведения и спасения для истинно православного человека.
Использована книга: Архимандрит Амвросий (Погодин). «Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния». Джорданвиль, 1963.
http://rusk.ru/st.php?idar=52931
|