Русский дом | Нина Попова | 31.01.2012 |
31 января — 675 лет со времени преставления преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского
По древнему преданию, имение родителей прп. Сергия Радонежского, бояр Кирилла и Марии, находилось в окрестностях Ростова Великого, по дороге в Ярославль. Родители, «бояре знатные», по-видимому, жили просто, были люди тихие, спокойные, по крепкому и серьёзному складу. Кирилл состоял на службе у ростовских князей, был очень близок к ним и не раз сопровождал их в Золотую Орду. Он владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.
Можно думать, что домашний быт их был ближе крестьянскому: мальчика Варфоломея (будущего преподобного Сергия) посылали за лошадьми в поле. Значит, он умел обращаться с ними. И, подведя коня к какому-нибудь пню, ухватив за чёлку, вспрыгнуть на него и рысцою гнать домой. Родители скорее всего были людьми почтенными и справедливыми, религиозными в высокой степени. Помогали бедным и охотно принимали странников.
Кирилл и Мария имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына — будущего основателя Свято-Троицкой Лавры, преподобного Сергия.
В житии его повествуется о том, что за Божественной литургией ещё до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни, потом когда священник произнёс «Святая святым». Преподобные Кирилл и Мария ощутили великую милость Божию, их благочестие требовало, чтобы чувства благодарности к Нему были выражены в каком-либо внешнем подвиге благочестия, обете. И праведная Мария, подобно святой Анне — матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание посвятить чадо Богу. Господь даровал им сына, которого и назвали Варфоломеем.
С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие же дни, если она употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока. Заметив это, преподобная Мария вовсе отказалась от мясной пищи.
Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным, свято хранили заповедь святого апостола Павла: «страннолюбия не забывайте» (Евр. 13, 2). Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника. До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни этой блаженной четы, зато мы можем вместе со святителем Платоном сказать, что их ребёнок показал, что он взращён от доброго, благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили, возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!
Около 1328 г. преподобные Кирилл и Мария переселились из Ростова в Радонеж. Верстах в трёх от Радонежа был Хотьковский Покровский монастырь, в то время одновременно мужской и женский. По распространённому на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и князья, и бояре. Дух иночества сообщился от сына к родителям: в конце своей многоскорбной жизни праведные Кирилл и Мария пожелали принять ангельский образ.
В ближайший монастырь и направили они свои стопы, чтобы там провести остаток своих дней в подвиге покаяния, готовясь к другой жизни. Недолго схимники-бояре потрудились в новом звании. В 1337 г. они с миром отошли ко Господу.
Мощи преподобных схимонахов Кирилла и Марии неизменно находились в Покровском соборе, даже после его многочисленных реконструкций и постройки нового храма на месте древнего. Около мощей читали непрестанно Псалтирь и служили панихиды.
В трудное для русского народа и святой Церкви время не раз проявлялось ходатайство пред Богом за своих земных собратий преподобного Сергия Радонежского и его родителей — схимонаха Кирилла и схимонахини Марии.
В Хотьковском Покровском монастыре молитва родителям преподобного Сергия постоянно читалась. Она была «составлена в 1771 году во время смертоносной язвы. И молитвами угодников Божиих от оной язвы была избавлена вся обитель».
Почитание родителей преподобного Сергия, схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, непосредственно связано с Троице-Сергиевой Лаврой. «Свидетельства церковного предания об их святости многочисленны, они восходят ещё к XV веку. Уже в лицевом житии преподобного Сергия родители его изображены с нимбами».
Предание говорит, что преподобный Сергий дал заповедь — каждый, прежде чем идти к нему, должен помолиться об упокоении его родителей над их гробом. Те, кто предпринимал путешествие для богомолья в Троицкую Лавру, святым долгом считали посещение Хотьковского Покровского монастыря для поклонения гробницам его родителей.
В XIX веке почитание схимонаха Кирилла и схимонахини Марии распространилось по всей России. В сознании нашего народа было зримым и ощутимым духовное общение великого угодника Божия с его праведными родителями — смиренными схимниками, которых он похоронил в Хотьковской обители и на могилку которых, по преданию народному, нередко хаживал при своей жизни из своей пустынной тогда обители.
Имена схимонаха Кирилла и схимонахини Марии были занесены в списки местночтимых святых подвижников благочестия северо-восточной Руси.
3 апреля 1992 г., в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви состоялось прославление схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Канонизация достойно увенчала шестивековое почитание родителей великого подвижника, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.
Адрес Покровского женского монастыря:
Россия, 141 350, Московская обл., Сергиево-Посадский р-н,
г. Хотьково, ул. Кооперативная; тел. (254) 3−00−05.