Русская линия
Татьянин день Ольга Богданова30.01.2012 

Антоний Великий — первый пустынник

Первая лавра возникла на берегу Нила в начале IV века от Рождества Христова.Преподобный Антоний Великий Это была община монахов, собравшаяся вокруг преподобного Антония Великого, который почитается как основатель христианского монашества.

Давным-давно в городе Александрия лаврами называли улицы, на которых стояли церкви. Прошло время, и этим словом стали именовать места, в которых устраивались многочисленные монашеские общины. Образцом для них служила первая община отшельников, духовным руководителем которой был преподобный Антоний.

Антоний не основывал монастырей и не мечтал о роли духовного наставника — аввы. Люди сами начали приходить к этому человеку, ушедшему жить в пустыню, чтобы уединиться с Богом.

В «Житии» преподобного Антония, которое составил святитель Афанасий Великий и включил в состав наших Четьих Миней святитель Димитрий Ростовский, мы найдем много чудесного, того, что случается далеко не с каждым человеком. Святого Антония почти до смерти избили и измучили бесы, диавол являлся ему то в образе «черного и страшного отрока», то под видом великана; он видел, как сатана препятствует грешным душам возноситься на небеса; наконец, с Антонием разговаривал Сам Господь.

Этим удивительным событиям и подвигам, за которые преподобного Антония стали почитать люди, предшествовала вполне обычная жизнь. Родители его были христианами и воспитывали мальчика достаточно строго: до отроческого возраста «он не знал никого другого, кроме них и своего дома», как говорится в «Житии». Наверное, родители хотели оградить своего сына от всего дурного, что он мог видеть вокруг, до тех пор, пока он не сможет самостоятельно разобраться в том, что полезно для его души.

Будучи подростком, Антоний продолжал жить уединенно. Он любил ходить в храм и слушать чтение Священного Писания (сам читать и писать он не умел до конца своих дней). И делал он это отнюдь не в угоду родителям. Игры, забавы, сватовство, деньги, авторитет в компании друзей — все это не имело для него значения. Потом родители умерли.

В 20 лет Антоний остался один с малолетней сестренкой на руках. Сегодня немало молодых людей — ровесников тогдашнего Антония — ведут самостоятельную жизнь. Студент-четверокурсник вполне может зарабатывать деньги на жизнь и разнообразные развлечения.

Оставшись один, Антоний не стал потакать страстям, которые пробуждаются в каждом человеке. А продолжил вести мирную и спокойную жизнь, по-прежнему посещал храм и воспитывал сестру.

Нередко бывает, что слова Евангелия или проповедь священника в определенный день как будто относятся к тебе лично. Ты воспринимаешь их не как общее наставление, а как призыв, обращенный конкретно к тебе. Так случилось с Антонием. «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною», — услышал он слова из 19-й главы Евангелия от Матфея, «и тотчас, по выходе из храма, продал свое имущество, а вырученные чрез продажу большие деньги роздал нищим, оставив лишь незначительную часть их для своей слабой и малолетней сестры». Даже 300 финиковых пальм он подарил соседям, чтобы избавить себя и сестренку от заботы о деревьях. Вероятно, Антоний был рад, что, подобно Апостолам и мученикам, сумел буквально исполнить то, что заповедал Господь.

Вскоре в храме он услышал другое чтение из Евангелия от Матфея: «не заботьтесь о завтрашнем дне». Решив исполнить и этот завет, он роздал оставшуюся часть имущества, поручил воспитание сестры девушкам, которые посвятили себя служению Богу, и ушел в пустыню.

В тот день Антоний не побоялся сделать выбор, отказаться от всего того, что так ценится в мире, ради того, чтобы исполнить слова Евангелия и приблизиться к Богу. «В этой настоящей жизни цена покупаемой вещи бывает равна тому, чего она стоит, и не более того получает продавец. Но обетование вечной жизни приобретается за слишком малую цену: оно подается нам за жизнь кратковременную… Пусть никто из отрекшихся от мира не думает о себе, что он оставил нечто великое, потому что, по сравнению с небесными благами, вся земля ничтожна и мала. Если же весь мир в совокупности не стоит небесных обителей, то пусть каждый подумает и поймет, что, отрекшись от нескольких виноградников, или нив и домов, или от ничтожного количества золота, он не может — ни говорить, что оставил великое, ни скорбеть, что награду получит незначительную. Подобно тому, кто отказывается от малой медной монеты для приобретения ста золотых монет, — отрекающийся от всего мира, если бы он весь был в его власти, все же в небесном царстве получил бы во сто крат большую награду», — говорил он после своим ученикам.

Став подвижником, Антоний отнюдь не думал полагаться на собственные силы. Если выбор отшельнического пути он сделал, опираясь на слова Евангелия, сам путь он продолжал, руководствуясь наставлениями живших в пустыне старцев. Не умея читать, он чрезвычайно внимательно слушал чтение Священного Писания. Так «что не забывал из читаемого решительно ничего и, при строгом соблюдении всех заповедей Господних, память стала заменять ему самые священные книги».

Преподобного Антония искушал диавол. Видя, что подвижник с помощью веры и молитвы побеждает нечистые помыслы, он решил сыграть на человеческом тщеславии молодого подвижника.

- Многих я ввел в искушение, многих обольстил, но теперь как другими святыми, так и тобой чрез твои подвиги побежден.

- Кто ты, что так говоришь о себе? — спросил его блаженный Антоний.

- Я соблазнитель на блуд, — отвечал дьявол. — Многоразличными хитростями я стараюсь склонить на этот грех всех юношей, почему и называюсь духом блуда. Скольких уже людей, давших обет целомудрия, я склонил к такому греху! Скольких, уже начавших жить воздержанно, мне удалось возвратить к прежней нечистой жизни! Я — тот, за кого и пророк Осия укоряет падших, говоря: «ибо дух блуда ввел их в заблуждение» (Ос. 4:12), и действительно, они были обольщены мною; я же часто искушал и тебя самого, но всякий раз был прогоняем тобою.

Антоний, когда услышал это, то возблагодарил Господа и с еще большею, чем прежде, безбоязненностью сказал врагу:

- Во многом ты посрамлен, во многом пристыжен, почему и чернота твоя и принятый тобою образ отрока суть не иное что, как лишь знаки твоего бессилия. Теперь я уже и не опасаюсь более тебя: «Господь мне помощник: буду смотреть на врагов моих» (Пс. 117:7).

И диавол исчез. Это была первая победа подвижника Антония. Он целиком полагался на волю Божию, понимая, что человеческие силы — это ничто. Когда на Антония ополчались демоны, он спокойно говорил:

- Если, по попущению Божьему, вы имеете силу напасть и поглотить меня, то вот я, — чего медлите? А если вам не дано такой силы надо мной, — то зачем понапрасну и трудиться? Знамение креста и вера в Бога служат для нас неодолимой стеной отражения.

И посрамленные демоны уходили. Раз, после особо мучительной борьбы, Антоний в сердцах воскликнул:

- Где был Ты, милосердный Иисусе? Где был Ты, и почему с самого начала не явился исцелить мои раны?

И был к нему голос:

- Антоний! Я был здесь, но ждал, желая видеть твое мужество; теперь же, после того как ты твердо выдержал борьбу, Я буду всегда помогать тебе и прославлю тебя во всем мире.

Видимо, предшествующая изнурительная борьба была нужна как раз для того, чтобы святой Антоний преодолел свои слабости и, пройдя через испытание, так очистил свою душу, чтобы ему стало возможно приблизиться к Богу и услышать Его голос.

После этого Антоний 20 лет прожил в пустыне в совершенном уединении, только верный друг приносил ему пищу (при этом они не общались между собой). А потом к отшельнику стали приходить люди. Другие отшельники, видя сияющее лицо Антония и его здоровье, упросили его дать им устав.

- Для научения исполнению заповедей Божьих совершенно достаточно и Божественных Писаний; однако нельзя не считать делом весьма добрым и хорошим, если братия взаимно утешают друг друга словами. Поэтому открывайте мне, как дети отцу, то, что знаете, я же, как детям, буду сообщать вам то, что узнал из продолжительного опыта. Прежде всего, пусть у всех вас будет общим правилом, — чтобы никто не ослабевал в подвиге, который он предпринял на себя, но каждый пусть всегда стремится, как лишь начинающий, умножать и увеличивать начатое, — ответил на это Антоний.

- Великую силу, возлюбленные братья, имеют против дьявола чистая жизнь и непорочная вера в Бога. Поверьте моему опыту, — для сатаны страшны бодрствование живущих по воле Божье людей, их молитвы и посты, кротость, добровольная нищета, скромность, смирение, любовь, сдержанность, больше же всего — их чистосердечная любовь ко Христу. Высоко превозносящийся змей сам хорошо знает, что он осужден на попирание его ногами праведников, по слову Божьему: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» (Лк. 10:19).

- Еллины, ища мудрости, едут за море и о пустых учениях расспрашивают чужеземных учителей; нам же вовсе не нужно переходить из одной чужой страны в другую или переплывать, ища Царства Небесного, море, так как Самим Господом нашим Иисусом Христом сказано в Евангелии: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21), и для достижения его нужна лишь одна наша добрая воля.

Однажды, ища мудрости, греческие философы пришли в пустыню к преподобному Антонию.

- Зачем вы, мудрецы, приняли на себя труд идти издалека к неразумному и хотите спорить с неосмысленным?

- Мы считаем тебя не глупым, но, напротив, весьма мудрым, — отвечали они.

- Если вы пришли к неразумному, — снова смело обратился к ним святой, — то труд ваш напрасен. Если же, как говорите, я человек мудрый, то должны следовать тому, кого называете мудрецом, потому что следует подражать мудрым и благочестивым. Если бы я пришел к вам, то мне нужно было бы подражать вам; но так как вы пришли ко мне, как к мудрецу, то будьте же, как я, христианами.

И философы ушли, изумляясь и проницательности его разума.

Монастырь преподобного Антония Великого

Другие философы пришли, чтобы посмеяться над Антонием как человеком неученым и неграмотным.

- Ответьте мне, — сказал он, — что появилось раньше, — ум или письмена, и что из этого дало начало другому: письмена ли создали разум или разум произвел письмена?

- Ум изобрел и передал письмена, — отвечали они.

Тогда Антоний сказал:

- Итак поэтому, в ком здоровый ум, тот может и не нуждаться в письменах.

Умирая, преподобный Антоний просил сохранить место его погребения в тайне, боясь, что кто-нибудь похитит его тело и поместит в церковь, чтобы приманивать туда паломников с их деньгами. Когда святой Антоний почил, ему было 105 лет.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru