МОСКОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВВ. МУЧЕНИКОВ КИРА И ИОАННА НА СОЛЯНКЕ
Замечательная московская церковь во имя свв. Кира и Иоанна стояла до революции на Солянке. Единственная в Москве освященная во имя этого праздника, она была поставлена в честь восшествия на русский престол императрицы Екатерины II, которое состоялось в день памяти святых Кира и Иоанна 28 июня (11 июля) 1762 года. Этим и объясняется столь редкое для Москвы посвящение храма. Святые мученики Кир и Иоанн пострадали в Египте в начале IV века н.э. во время уже угасавших, но все еще сильных римских гонений на христианство. На исходе III столетия, ознаменовавшемся особо яростными преследованиями христиан императора Диоклетиана, святой Кир был знаменитым врачом в своем родном городе Александрии. Всем сердцем веруя во Христа, он не брал платы за свое искусство врачевания, безвозмездно лечил и телесные недуги и душевные заболевания, и, проповедуя христианскую веру, обращал в нее многих язычников. В начале правления Диоклетиана, когда ужесточились гонения на христиан, святой Кир удалился в Аравийскую пустыню, принял подвиг иночества — и продолжал чудесно исцелять по молитве страждущих людей. Слава о святом облетела весь христианский Восток. Его будущий сподвижник, св. Иоанн жил тогда в античном городе Эдессе в Малой Азии. Он состоял на военной службе и искренне веровал во Христа. Когда начались гонения, он пришел в Иерусалим и там услышал о святом Кире. Душа его воспламенилась от рассказов о святом христианине, и он решил разыскать его, отправившись в Аравию. Там св. Иоанн стал другом и последователем св. Кира. В то время в египетском городе Канопе близ Александрии была схвачена христианка по имени Афанасия с тремя дочерьми-подростками: самой старшей исполнилось всего 15 лет. Узнав о том, святые Кир и Иоанн, опасаясь, что женщины не перенесут мучений, поспешили к ним на помощь и посетили их в темнице, убеждая принять мученический подвиг и не отречься от христианской веры. И тогда правитель города повелел схватить святых исповедников и пытать их на глазах Афанасии и ее дочерей, а потом подвергнуть пыткам и женщин. Все они стойко перенесли мучения и были преданы смерти: сначала обезглавлены женщины, а за ними на том же месте казнены святые мученики Кир и Иоанн. Это случилось в 311 году. Они был похоронены в местной церкви св. Апостола и евангелиста Марка. А спустя ровно столетие, в 412 году их святые мощи были перенесены из Канопа в близлежащее египетское село Мануфин. Там прежде было языческое «капище», и место считалось неблагостным. Святой Патриарх Кирилл возмечтал исполнить намерение своего предшественника и освятить местность, чтобы изгнать из нее злые силы. Он горячо молился о том, чтобы Бог помог ему исполнить это. И было ему видение — явился Ангел Господень и повелел перенести в Мануфин честные мощи святых мучеников Кира и Иоанна. Патриарх не только исполнил это перенесение, но и основал в Мануфине православный храм во имя святых мучеников Кира и Иоанна — там стали совершаться чудеса и исцеления больных. С тех пор память перенесения их святых мощей Православная Церковь празднует 28 июня (11 июля). Позднее они были перенесены в Рим и потом в Мюнхен. Ставить в Москве храмы-памятники, освященные по празднику дня восшествия на престол, было старинной и очень крепкой традицией — ведь все русские государи венчались на царство в Москве. Великий князь Василий III поставил в далекой Таганке храм св. Мартина Исповедника. Его сын, царь Иоанн Грозный основал Петроверигскую церковь, от которой до нашего времени дожило только старомосковское название одноименного переулка на Маросейке. Борис Годунов строил в первопрестольной храмы св. Симеона Столпника. А благочестивый царь Алексей Михайлович построил в воспоминание дня своего венчания на царство церковь св. Харитония в Огородной слободе у Красных Ворот, которая и дала название знаменитому местному переулку, связанного с жизнью Пушкина. А фактическая предшественница принцессы Фике на русском престоле (не считая полугодового правления Петра III), императрица Елизавета, построила в Замоскворечье грандиозный храм во имя св. Климента Римского. Солянскую церковь с ним было не сравнить, но и новая государыня, быстро освоившаяся в России, захотела последовать древней русской традиции, укоренить себя в ней и тоже поставить в Москве храм в память о дне своего трудного восшествия на престол. Оно состоялось летом 1762 года в результате очередного дворцового переворота, которые потрясали Россию все XVIII столетие и наряду с предшествующим «бунташным» веком составили целую эпоху российской истории. Супруг государыни и отец наследника император Петр III был схвачен и тайно убит в петербургском дворцовом пригороде Ораниенбауме, — как заявили официально, умер от колики. Торжественная коронация Екатерины состоялась в Успенском соборе московского Кремля уже в сентябре того же 1762 года. Первые ее мероприятия по увековечению своего правления начались уже спустя полтора года. В 1764 году в Замоскворечье на Большой Ордынке стали строить церковь св. Екатерины, — в честь небесной покровительницы царствующей императрицы. Для работы был приглашен архитектор Карл Бланк. Кроме сооружений по высочайшему заказу он еще построил в Москве Троицкую церковь в Серебряниках близ Солянки и храм Николы в Звонарях на Рождественке, а некоторые исследователи даже называют его автором знаменитого дворца Апраксиных на Покровке, который ранее считали творением самого Расстрели. Строительство велось под наблюдением вельможи И. Бецкого. В том же году именно по его инициативе на Москворецкой набережной состоялась закладка самого грандиозного начинания Екатерины в Москве — Воспитательного Дома для сирот и подкидышей с домовой церковью, также освященной по тезоименитству государыни в честь св. Екатерины, почитавшейся покровительницей детей и новорожденных. И сама императрица стремилась следовать этому своими благочестивыми начинаниями. А в 1765 году, когда обе екатерининские стройки были в разгаре, поблизости от Воспитательного Дома на маленькой Солянке в самом центре Москвы началась третья — торжественно заложили церковь во имя свв. Кира и Иоанна. Общее руководство работами было поручено тоже Бецкому. И поскольку храм строился в честь государственного события и относился лично к императрице, средства на него, как и на строительство Екатерининского храма в Замоскворечье, были отпущены из гоф-интендантской конторы — то есть из государственной казны. Раньше на том месте на Солянке, названной от находившегося на ней казенного склада соли, с незапамятных времен стояла древняя двухпрестольная Троицкая церковь. В 1754 году она сгорела и была восстановлена через четыре года, но, по одному свидетельству, «неудачно». А потом императрица пожелала иметь здесь, вероятно, рядом с Воспитательным домом, другую церковь, тоже связанную с ее царствованием. Архитектором пригласили того же Карла Бланка, который возвел ее в красивом барочном стиле к 1768 году. Уже в январе состоялось торжественное освящение этого храма, и на празднике присутствовала сама императрица. Для посещения государыни и в ее честь в церкви устроили особое царское место, которое хранилось тут до революции как памятная достопримечательность. По окончании праздничного богослужения императрица немедленно отбыла в Санкт-Петербург. В 1812 году солянский храм пострадал от наполеоновских солдат, но был восстановлен и так хорошо, что уже в 1873 году его передали для устройства Сербского подворья — накануне Русско-Турецкой войны, когда славяне особенно сильно страдали от турецкого угнетения, террора и геноцида. В начале 1870-х годов Московский Славянский Комитет под председательством профессора Московского университета, историка М. Погодина, подал прошение Обер-Прокурору Святейшего Синода, графу Д.А.Толстому о создании в Москве Сербского Подворья на том основании, что Сербская Православная Церковь до сих пор не имела его в дружественной Москве. А оно было бы необходимо и своевременно в столь тяжелое для братских славянских народов время и стало бы центром оказания им всесторонней помощи. Например, помимо сбора пожертвований Подворье смогло бы готовить сербских и болгарских студентов в русских духовных учебных заведениях. Доходы же Подворья поступали бы в распоряжение Митрополита Сербского, который распределял бы их по своему усмотрению. И для его устройства Святитель Иннокентий (Вениаминов), Митрополит Московский и Коломенский, особо старавшийся над учреждением в Москве Сербского подворья, предложил церковь свв. Кира и Иоанна. 12 мая 1873 года личным Указом императора Александра II Сербское подворье было учреждено в Москве при храме на Солянке. Тогда рядом с ним по проекту архитектора М. Шуцмана была еще выстроена шатровая часовня святого Саввы Сербского в псевдорусском стиле и с кокошниками — большевики разрушили ее вместе с храмом. Здесь, на Солянке, в церкви на Сербском подворье молились о даровании славянам победы над турецкими завоевателями. Оно просуществовало до 1918 года. После революции в 1920 году настоятелем храма был назначен священник о. Серафим Батюков, потом ушедший в затвор. Он вспоминал, как однажды пришел к одной прихожанке на дом служить молебен. По окончании службы он отправился кропить жилище святой водой. И когда священник окроплял огромный шкаф, стоявший в комнате, то его охватило какое-то неведомое радостное трепетание. Он тогда не понял этого чувства — но после закрытия храма именно в этом шкафу была спрятана верующими храмовая икона святых мучеников Кира и Иоанна. Храм закрыли в 1932 году. Перед праздником Благовещения были арестованы последние два его священника. А в 1934 году храм окончательно сломали и выстроили на его месте безымянный одноэтажный павильон с магазином. Ныне — это Солянка, 4. Никаких следов пребывания здесь храма, даже в местных названиях улиц и переулков, нет. В этот же день, 11 июля, празднуется чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». В Москве ее список находится в изумительной Успенской церкви в Гончарах на Таганке, кстати, неподалеку от Солянки — надо только перейти Яузу и подняться вверх на Таганку по высокой Швивой горке. В XVII веке этот дивный храм выстроили себе местные гончары, жившие тут слободой и давшие название местности. Не закрывавшаяся в советские времена маленькая пряничная церковь поражает своей красотой. Внутри ее благолепно расписанные своды расположены так низко над головами молящихся, что создается ощущение очень уютной, богатой, сказочной пещеры. Особенно красива она в зимние вечера, когда за окнами храма светят огни городских фонарей и в них кружатся снежинки, а внутри, в старинной темной позолоте храма горят только свечи и сверкают разноцветные огоньки лампад и праздничных гирлянд. И лишь у самого иконостаса храм неожиданно взмывает к небу. Здесь, в этой сказочной старомосковской церкви и находится ее главная святыня — чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». На ней Божия Матерь изображена с тремя руками — двумя правыми и одной левой. С такой иконографией связано древнее предание о чуде Пресвятой Богородицы, явленном иконописцу св. Иоанну Дамаскину, который и написал этот образ. Когда в VIII веке при византийском императоре Льве Исаврийском начались иконоборческие гонения, святой Иоанн, житель сирийского города Дамаска, был ревностным защитником иконописи. За это император оклеветал его перед Дамасским правителем, у которого св. Иоанн занимал высокий государственный пост: будто бы он втайне писал к византийскому императору враждебные письма против своего господина. Разъяренный правитель приказал отсечь у св. Иоанна Дамаскина правую руку, писавшую эти письма, и повесить ее на городской площади, чтобы другим было неповадно иметь против правителя враждебные помыслы. Приказ был немедленно исполнен, и, когда гнев владыки утих, св. Иоанн просил вернуть ему отсеченную руку. Тем же вечером св. Иоанн стал молиться перед иконой Божией Матери об исцелении руки «для пользы верным» — чтобы и дальше он смог писать иконы. И во сне св. Иоанну явилась Пресвятая Богородица и молвила ему: «Вот рука твоя здорова, и не скорби больше. Исполни то, что ты обещал Мне в своей молитве». Проснувшись, он обнаружил, что его отсеченная кисть чудесным образом приросла к суставу, и от раны не осталось и следа. В благодарность св. Иоанн сделал из серебра изображение ручной кисти и приложил ее к чудотворной иконе, отчего она и стала называться «Троеручицей». Еще в 1661 году список с этой чудотворной иконы был передан в дар патриарху Никону из Хилендарского монастыря на Афоне. Патриарх отдал его в новоустроенный Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, а в 1716 году именно с него в свою очередь сделали еще один список, который и поместили в приходскую Успенскую церковь на Таганке. Знаменательно, что другой образ «Троеручицы» помещен за стеклом на наружной стене храма со стороны Гончарной улицы, и прохожие могут помолиться ей в любое время суток. Промыслом Божиим именно в этой церкви 17 июля 1948 года было открыто Болгарское подворье, действующее в ней до сих пор.