Русская линия
Православие.Ru Елена Лебедева30.05.2003 

ХРАМЫ СВЯТЫХ КОСЬМЫ И ДАМИАНА

Самая известная московская церковь, освященная во имя святых равноапостольных Константина и Елены, стояла до революции в Кремле, в Тайницком саду «под горою», или на подоле, как тогда называли внутреннюю «низовую» часть Кремля. Она находилась за кремлевской стеной, близ одноименной Константино-Еленинской башни, которой и дала название. Сейчас нельзя даже помыслить проникнуть на эту территорию — а до революции церковь свв. Константина и Елены была обыкновенным приходским московским храмом.
Святые равноапостольные император Константин и мать его царица Елена жили во второй половине III — первой половине IV вв. по Рождестве Христовом. Константин, удостоившийся в истории титула «Великий», родился около 272 года у императора Константция I Хлора и Елены. Мать его была христианкой и после воцарения сына способствовала распространению этой религии и строительству церквей на свои щедрые вклады.
Сам Константин до последних дней жизни оставался язычником и принял крещение только перед смертью, но именно он был первым римским императором, поддержавшим христианскую религию на государственном уровне. Его приверженность как императора христианству связывают со знаменитым чудом, которое было ему во время борьбы за власть, когда Константин воевал со своим соперником Максенцием — а тот яростно отстаивал величие древнего языческого Рима. В 312 году перед решающей битвой у Мильвиева моста близ Рима Константин заснул и во сне увидел на небе светящийся крест и надпись: «In hoc signo vinces» («Сим победиши» или буквально «С этим знаком победишь»). Другое предание гласит, что это знамение Константин увидел наяву. Потрясенный, он дал обет, что если победит, то будет поддерживать христианство. Победа была одержана, сам Максенций утонул в Тибре, а император Константин немедленно исполнил свой обет: уже в 313 году он принял знаменитый Миланский эдикт, по которому христианство было признано официальной государственной религией Римской империи наряду с язычеством. В 321 году именно император Константин объявил воскресенье официальным «днем покоя» — государственным выходным. А в 325 году при участии этого императора в Никее состоялся Первый Вселенский Собор, на котором был принят первый Символ Веры.
Кроме того, император Константин стал фактическим создателем Византии как Восточной Римской империи и основателем Константинополя. В 326 году он избрал своей столицей древний Византий на берегу Боспора. Этот античный город, основанный еще в 660 году до Р.Х. прежде был мегарской колонией, а в I в. до Р.Х. вошел в состав Римской империи. Уже в 330 году Византий был переименован в Константинополь — при жизни императора.
До самой смерти Константин Великий исполнял свой обет и переживал чудесное видение. Именно он стал искать Крест Господень и мать его, царица Елена отправилась в Иерусалим. Животворящий Крест был обретен в 326 году. Этот год историки считают приблизительной датой и кончины святой Елены.
А сам Константин умер в 337 году и перед смертью сам принял святое крещение от Евсевия Кесарийского, который стал одним из его первых биографов. (По другой версии, святой Константин крестился в Риме.)
В русских селах по традиции «на Олену и Константина» сеяли лен и гречиху. Московская церковь во имя этих святых, по преданию, появилась в Кремле во времена великого князя Дмитрия Донского. Она была выстроена близ проездной тогда башни, которая называлась Тимофеевской — по находившемуся рядом с ней двору боярина Тимофея Воронцова-Вельяминова. Теперь его имя вновь носит одна из маленьких улочек старой Москвы — Воронцово Поле (в советское время — ул. Обуха), расположенная близ Курского вокзала, между Земляным Валом и Покровским бульваром: этот старинный боярский род владел там пожалованными землями. В 1376 году последний тысяцкий из рода Воронцовых-Вельяминовых был казнен на Кучковом поле по политическому обвинению в заговоре против московского великого князя — по преданию, он стал последним казненным там, а после того и сам чин тысяцкого был отменен.
Через ворота Тимофеевской башни войско Дмитрия Донского по принятии благословения в Кремле вышло на Куликовскую битву, и через них же великий князь с воинами вернулся обратно в Кремль с победой. Однако в старинных документах встречается и другое имя этих кремлевских башенных ворот — Константино-Еленинские, упоминаемое при построении новых белокаменных стен Кремля между 1362 и 1367 г. г. Значит, тогда церковь Константина и Елены уже стояла в Кремле, что и дало историкам возможность условно определить время ее возведения периодом княжения Дмитрия Донского. Она стояла поблизости от главного и самого крупного древнемосковского торжища, которое находилось около современного Москворецкого моста.
А ныне существующую кремлевскую Константино-Еленинскую башню возвел в 1490 году итальянский архитектор Пьетро Антонио Солари, который спустя всего год построил главную Спасскую башню. А Константино-Еленинская башня в то время была не только боевая, но и проездная, с воротами, ведущими в Кремль. В XVIII столетии проезд уничтожили, так как в самой башне и в наружных пристройках рядом с ней с конца XVII столетия устроили так называемый «Константиновский застенок» и разместили временные тюрьмы Розыскного приказа. Там чинили дознания не только за разбои, но и за незаконную торговлю вином и табаком.
Сама же Константино-Еленинская церковь впервые достоверно упоминается в летописи в 1470 году — при описании пожара, который начался близ нее в Кремле, «внутри города на подоле». Тогда еще она была деревянной, и потом возобновлялась лично матерью Ивана Грозного, царицей Еленой Глинской, которая обустраивала кремлевский храм, освященный по ее именинам.
Каменной же Константино-Еленинскую церковь впервые отстроил собственным коштом боярин Милославский только в середине XVII века. А свой окончательный вид она обрела, наконец, в 1692 году, иждивением самой царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I, и его малолетнего сына царевича Алексея Петровича. Тогда новоустроенный храм освятил сам Патриарх Адриан. А в 1756 году «князь-архитектор» Дмитрий Ухтомский исполнил для нее великолепный барочный иконостас в своем оригинальном стиле. Напомним, что этот мастер построил колокольню в Троице-Сергиевой Лавре.
В 1812 году в огромных подвалах кремлевской церкви укрывались москвичи от огня и врагов. Однако сама церковь пострадала так, что в 1817 году даже было принято решение ее снести, и на этот счет вышла резолюция преосвященного Августина. Но император Николай I не позволил того и повелел новоустроить древнюю московскую церковь. И только в сентябре 1837 года она была освящена святителем Филаретом, митрополитом Московским.
Интересно, что Константино-Еленинская церковь (или, как еще называли ее в старину Цареконстантиновская) была приходской для семей кремлевских священников, служивших в «местных» соборах и, прежде всего, в Успенском. Они и жили в самом Кремле, и их дворы с жилыми домами стояли как раз около Константино-Еленинской церкви. Поначалу было при ней и кладбище, закрытое в 1657 году после эпидемии заразной болезни. А во время строительных работ, подготовлявших возведение в Кремле пресловутого Кремлевского дворца по проекту Василия Баженова (к счастью, не осуществленного), дома священников снесли, и Константино-Еленинская церковь, оставшаяся без прихода, была приписана к соседнему Вознесенскому монастырю в Кремле. В то время она стала одной из «пизанских башен» старой Москвы, наряду с Покровским собором на Красной площади и церковью Максима Исповедника на Варварке — она отклонялась в южную сторону, но падением не грозила. А на богослужения туда приходили простые горожане — во второй половине XIX века в ней служил любимый москвичами священник отец Валентин.
После революции и переезда большевистского правительства в Москву места для этой церкви в Кремле не осталось. В 1928 году она была снесена, а после смерти Сталина на ее месте в Тайницком саду до строительства Дворца съездов устраивались детские новогодние елки. Только в 1989 году там было выстроено здание знаменитого 9-го управления КГБ, причем в ходе работ уничтожили остатки фундамента церкви.
А в июне 2001 года Святейший Патриарх Алексий II освятил ныне действующую домовую церковь святых равноапостольных Константина и Елены при Государственном университете по землеустройству. Она существовала в нем еще с 1869 года с перерывом на советское время.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru