Древнейший московский храм, освященный во имя святых мучеников-бессребреников Косьмы и Дамиана, «что в Старых Панех», сохранился до нашего времени. Закрытый и полуразрушенный, он находится в Китай-городе, в Старопанском переулке (дом N4). История его восходит к далекой, седой средневековой старине — по легенде, в этом храме еще венчался Иван Грозный со своей шестой женой Василисой Мелентьевной. В XVI-XVII столетиях здесь было урочище «Старые Паны», где находился польский панский двор, о котором упоминается еще в 1508 году, и жили поляки. Народ же нередко называл это место просто «Паны». Деревянная церковь сгорела в 1564 году и была выстроена в камне. Ее древнейшая часть — алтарь Космодамиановского храма, по которому до революции сам Китайгородский переулок назывался Космодамиановским. Этот один из старейших московских храмов, отреставрированный в 20-х г. г. архитектором Д.П. Суховым — тем самым, который воспротивился сносу знаменитой церкви Иоанна Богослова на Тверском бульваре, был закрыт в 1930 г. В его полуразрушенном здании размешались разные учреждения, в том числе и ОРУД ГАИ, потом коммерческие фирмы. Он был всего лишь включен в список прочих объектов, предложенных для постановки на государственную охрану. Самый известный в Москве храм во имя свв. Косьмы и Дамиана находится на Маросейке, на углу со Старосадским переулком, тоже в старину называвшемся Космодамиановским. Первая церковь стояла на Маросейке давно -она горела еще в пожаре 1547 года, а в 1629 году сгорела и заново отстроенная деревянная церковь. Нынешнее здание построено в 1791—1803 гг. архитектором Матвеем Казаковым по заказу А.Ф.Хлебниковой и ее мужа, полковника М.Р.Хлебникова. Они владели роскошным ярко-голубым дворцом с лепниной (дом N17) на Маросейке, прямо напротив церкви, который построил для них сам Василий Баженов, — где потом жил фельдмаршал П.А.Румянцев, а сейчас располагается посольство Белоруссии. Интересно вот что: в выстроенной Казаковым по заказу богатых и знатных Хлебниковых церкви придел был освящен в честь Косьмы и Дамиана — святых врачей-бессребренников, всю свою долгую жизнь лечивших бесплатно, а главный престол, столь редкий для московских храмов — в честь Христа Спасителя, исцелившего расслабленного. Эта икона Спасителя, исцелившего расслабленного, прославилась в Дмитровском уезде, где в 1780 году в ее честь выстроили каменный храм — совсем незадолго до построения одноименного в Москве. Судя по этому, храм был выстроен заказчиками по обету или в благодарность за исцеление кого-либо из членов этого семейства, или в просьбе о помощи в болезни. Врачебная тема с сюжетом исцеления — главная в храме на Маросейке. Наверно, стоит заметить, что надпись «свободен от постоя» на воротах бывшего хлебниковского дома никакого отношения к ним не имеет. Только в 1840-х годах этот дом приобрели купцы Грачевы, уплатившие взнос на строительство казарм в Москве. За это они были освобождены от обязательного содержания и постоя солдат. В конце 1920-х годов было принято решение снести ограду и угол церкви для расширения автомобильного движения по Маросейке, ставшей в советское время улицей Богдана Хмельницкого. Тогда церковь закрыли, ограду разобрали, в «освободившемся» здании устроили склад, а во дворе-сквере — пивную, которую сломали в 50- г. г. прошлого века. Только в 1972 году ограду восстановили по типу уничтоженной. Ныне церковь действует. Еще одна церковь во имя свв. Косьмы и Дамиана находится в Столешниковом переулке, напротив памятника князю Юрию Долгорукому. Она примечательна тем, что стала, строго говоря, одной из немногих, если не единственной старомосковской церковью, чудом уцелевшей во время «социалистической реконструкции» Тверской улице в 1930-х годах. Раньше переулок назывался Космодамианским, а до XVII века — Шубиным, и сам храм именовался церковью свв. Косьмы и Дамиана в Шубине. К сожалению, полузабытое, это старомосковское название восходит к очень далекой старине: вероятно, что здесь еще в XIV столетии стоял двор знатного боярина Шубы. Он был близок к великокняжескому двору и даже поставил свою подпись на духовной грамоте Дмитрия Донского. Другая же версия гласит, что здесь жили шубники, торговавшие шубами и мехами. Кстати, была одна интересная народная примета: если «на Кузьму-Демьяна» в санях поехали (то есть выпал обильный снег) — быть суровой зиме. А по старому стилю их праздник отмечался 1 ноября. В совсем далекой древности церковь называлась «на Ржищах» — по преданию, здесь находилось гульбище (место народных гуляний), где почему-то росла ржаная нива, — видимо, гуляние обретало здесь простор. Точно, что эта церковь очень древняя и стояла здесь уже в первой половине XIV века, во времена легендарного боярина Шубы. Ее сохранившееся до наших дней каменное здание относится к XVII — XIX столетиям. В позднем средневековье коренится и нынешнее название местности, где она стоит — Столешники. Оно произошло от находившейся здесь в XVI—XVII вв. слободе «столешников», которые изготовляли скатерти для царского двора. Каменная церковь в Столешниках значилась с 1722 года, причем ее было разрешено достроить вопреки известному петровскому указу. Главный престол этого храма освящен в честь Благовещения, а в честь свв. Космы и Дамиана освящен южный придел. (Так часто бывало с московскими церквями в честь свв. Косьмы и Дамиана: их главный престол был освящен в честь двунадесятого праздника, а святым посвящался один из приделов.) В 1812 году перед этой церковью французы расстреливали москвичей, подозреваемых в поджогах. Перед смертью те молились перед иконой Спасителя, изображенной на наружной стене храма. Эта церковь в московской истории знаменита тем, что в 1910-е годы регентом ее хора был композитор духовной музыки П.Г.Чесноков. После революции в 20-х годах храм закрыли, предварительно изъяв ценности, а затем и вовсе собирались снести, чтобы в соответствии с планом реконструкции построить на его месте многоэтажный жилой дом. Однако церковь уцелела и в настоящее время действует. Ей повезло. К сожалению, многие и очень многие московские храмы в честь Косьмы и Дамиана были разрушены при советской власти. Космодамиановские церкви в старой Москве еще были на Таганке и в Замоскворечье. Здесь является интереснейший исторический факт, который до сих пор и отчасти безуспешно пытаются разъяснить академики. На Руси святые Косьма и Дамиан почему-то считались еще покровителями… кузнецов и самого кузнечного дела, а также всех ремесел, связанных с металлом — котельников, серебряников, болванщиков, таганцев… Может быть, в вольной московской легенде речь шла попросту о металле — бессребреники защищают всех работающих, кто металл в руках держит? Таким «металлическим» районом старой Москвы была Таганка. Само название этой местности произошло от «тагана» — металлического треножника для походной кухни, которые изготовляли здесь, в одноименной дворцовой ремесленной слободе. А рядом жили «болванщики», делавшие железные болванки, и кузнецы, и котельники дворцовой Котельной слободы, изготовлявшие котлы для варки пищи, и совсем рядом — серебряники — мастера Серебряного монетного двора, чеканившие деньги. Неудивительно, что здесь, на Гончарной улице, рядом стояли сразу два слободских Космодамиановских храма. Их так и называли «Старый» и «Новый» — видимо, по времени появления. Хотя, конечно, факт такого соседства одноименных храмов вызывает любопытство — а почему? Согласно легенде, эти церкви построили два богатых брата. Поссорившись, они разошлись, и один решил выстроить на этой улице, где уже стоял Космодамиановский храм, новую, свою собственную церковь, которая и стала называться «Новой». И освящена она была уже не в честь святых врачей, а честь других Косьмы и Дамиана, христианских мучеников, погибших за веру в Риме. На самом деле первая («старая») церковь свв. Косьмы и Дамиана появилась здесь, на Швивой горке, еще в XV веке, когда тут стоял Заяузский Космодамиановский монастырь, «что на Вражке» — небольшой овражек проходил с южной стороны церкви, которая, видимо, поначалу была соборным храмом древней обители. Этот монастырь вместе с Заяузской слободой завещал в своей духовной грамоте жене и детям князь Иван Патрикеев в 1498 году. Кстати, эти места в Москве были древнейшими и в преданиях восходят еще ко временам внука библейского Ноя, царя Мосоха, легендарного основателя Москвы: были у него жена по имени Ква, сын Я и дочь Вуза. Так и появилась Москва на реке Яузе, названные по их именам. Самостоятельная приходская церковь свв. Косьмы и Дамиана появилась здесь примерно в конце XVI века, возможно, после упразднения монастыря. Она точно известна с 1657 года, когда в ней устроили придел св. митрополита Филиппа. После очередного пожара в 1773 году церковь была восстановлена тщанием богатого прихожанина, фабриканта Луки Девятова. Угловой с Гончарной улицей 3-й Котельнический переулок, выходящий к Москве-реке, тогда назывался Старокосмодамиановским. А соседний 2-й Котельнический переулок до революции именовался Новокосмодамиановским — соответственно по храму «Нового». Этот храм также появился здесь до Романовых, но, скорее всего, просто был основан позже, чем древняя монастырская церковь. В 1933 году его сломали и руины встроили в обычное городское сооружение, превратив старинную церковь… в шестиэтажный дом. На него можно «полюбоваться», гуляя по Гончарной улице, которая с 1919 года и до недавнего времени носила имя большевика Володарского. А «Старый» храм Косьмы и Дамиана, немного переживший «Нового», был полностью снесен в 1936 году. Теперь на его месте — солидный «генеральский» дом, почему-то в последнее время часто «снимающийся» в кино. В принципе, неудивительно — его построил гениальный Л.В.Руднев, архитектор главного здания МГУ на Воробьевых горах. Замосквореченские церкви Косьмы и Дамиана постигла та же участь. Одна из них стояла в Кадашах на Большой Полянке, которая в XVIII столетии по ней именовалась Космодамиановской улицей. Эта церковь с главным престолом во имя Рождества Богородицы была построена еще во времена Ивана Грозного, когда здесь основали Государев Хамовный двор — ткацкую слободу. После революции реставраторы-искусствоведы оценили храм как «не имеющий особого архитектурного значения», и в июле 1930 года он был разобран. С его сломом связана одна из новейших московских легенд. В церкви был уникальный и, говорят, лучший в Москве резной иконостас в стиле барокко, сильно позолоченный. И будто бы органы ГПУ сожгли его, чтобы добыть «чистое» золото — и добыли на 7 тысяч рублей. Другая замосквореченская церковь свв. Косьмы и Дамиана в Нижних Садовниках стояла на Садовнической улице (в советское время — ул. Осипенко). В старину здесь жили садовники из Нижней Садовничьей дворцовой слободы Государева сада, который был разбит на Софийке и в районе нынешней Болотной площади. Они и возвели себе церковь — тоже еще до Романовых. Церковь была закрыта, ограблена и разрушена в 1932 году. Теперь на ее месте — жилой дом.