Крестовский мост | Протоиерей Максим Козлов | 27.01.2012 |
На сайте «Татьянин день» появилась рецензия на новый роман Виктора Пелевина «S.N.U.F.F.». Автор протоиерей Максим Козлов посоветовал прочитать эту книгу. Тут же последовал комментарий одного из посетителей: «Как вы можете такое советовать? Это же ужас!» Надо ли верующим оберегать себя от неправославных писателей? Наш вопрос — настоятелю храма мученицы Татианы при МГУ отцу Максиму Козлову.
— Всё зависит от человека, — говорит он. — Безусловно, есть люди, которые читают только святоотеческие творения, гимнографию, Священное Писание и живут глубокой духовной жизнью. Я за свою жизнь встречал несколько таких людей. Они и лёгкую музыку слушать не станут: невозможно представить, чтобы преподобный Сергий слушал гусляров или Феофан Затворник разбирал партитуры Моцарта. Но для этого надо быть святым Феофаном или преподобным Сергием. Но сегодня у многих неприятие светской словесности проистекает от необразованности и лени, прикрываемых видимостью благочестия. Василий Великий в трактате «К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений» советует читать Гомера — автора, далёкого от христианской морали, но полезного для души, поскольку в его книгах есть много того, что говорит о человеке правду. В таком смысле мы обращаемся и к современной литературе.
— Значит ли это, что верующим полезно читать модных авторов, того же Пелевина?
— Всё позволительно, но не всё полезно. Пелевин, конечно, не христианский по мировоззрению автор. Но ему дан от Бога, на мой взгляд, весьма значительный талант — дар точно определять проблемы и характеристики времени. В его последнем романе есть важная мысль: даже в обществе, основанном на лжи, убивающем всё подлинное, нельзя убить в человеке образ и подобие Божие — сострадание, самоотверженность, любовь друг к другу.
— А проза Акунина, Улицкой, Сорокина?
— Акунин представляется менее значимым автором. Улицкую не читал. Сорокин слишком эпатирующий, рекомендовать его для регулярного чтения я бы не стал. Но наш сайт «Татьянин день» обращён в основном к учащейся молодёжи, а Сорокина изучают на гуманитарных факультетах. И было бы хорошо, чтобы об авторах, которые решительно диссонируют с нами в мировоззрении, но при этом не являются бесталанными, тоже была вынесена христианская оценка. Безусловно, творчество Алексея Варламова, Олеси Николаевой, Ольги Седаковой верующему гораздо ближе. Но полностью закрыться от того, что нам не близко, но художественно и литературно значимо, — это мне представляется путём довольно тупиковым.
— А если автор активно использует нецензурную лексику? Сорокин, например.
— Сорокина, повторю, не советую всем читать. Но филолог, гуманитарий, молодой человек, который общается со своими сверстниками, наверное, глубже сможет донести до них своё христианское мировоззрение, если не будет ограничиваться утверждением «Не читал, но осуждаю». Мы не можем выкинуть, например, из культуры прозу Венедикта Ерофеева: это факт русской литературы, значимый документ эпохи, характеристика настроений позднесоветского времени. Дух времени часто лучше проявляет себя не в хронике типа программы «Намедни», а в литературе и искусстве.
— Какие книги современных писателей привлекли ваше внимание в последнее время?
— Роман Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени», на мой взгляд, очень и очень качественная словесность. Захар Прилепин — автор, не лишённый таланта и видения эпохи. Сергей Шаргунов — один из самых ярких молодых прозаиков. Алексей Иванов с его романом «Географ глобус пропил» описывает довольно точно те недуги, которые свойственны нашему времени. А из авторов христианского мировоззрения для меня на первом месте стоит сейчас Алексей Варламов — не настолько ещё известный читателям, как он того заслуживает.
Беседовал Михаил УСТЮГОВ