Русская линия
Радонеж Сергей Худиев26.01.2012 

Чаша Господня и чаша бесовская

Популярное издание «Собеседник» поместило подробный отчет о том, как двое его сотрудников — известный автор Дмитрий Быков и журналистка Валерия Жарова — на Православное Рождество отправились в Перу, чтобы там на некоем вулкане совершить магический обряд, имеющий целью навредить их политическому противнику. На месте они договорились с шаманом, приобрели магические амулеты и произвели соответствующие манипуляции — о чем бодро и слегка прихихикивая, сообщают читателю.

Политическая сторона вопроса нас в данном случае не интересует — политики, которые притязают на то, чтобы вести народы и нести ответственность за жизнь и благополучие людей, такого не вытворяют. Политическим актом это не является, Дмитрий Быков — не политик, и с политической стороны тут комментировать нечего.

Зато тут есть что сказать с точки зрения психологической, культурной и духовной. Еще недавно Дмитрий Быков наставлял Церковь, как ей должно следовать Христу, выговаривал православным за обрядоверие, восклицал «Можем ли мы отдать им Христа?…Не наша ли первейшая обязанность — напоминать о религии отваги и свободы, творчества и самоотверженности, нестяжательства, риска и любви?».

И вот мы видим его среди обаятелей и гадателей, ворожей и чародеев, обращающимся к шаману с тем, чтобы погубить своего врага средствами магии. Степень диссонанса, которым это выглядит в глазах любого православного — да что там, любого христианина, даже любого чтителя единого Бога вообще, невозможно преувеличить. Христиане согрешают, они могут переживать и тяжкие моральные падения — но есть вещи, находящиеся абсолютно за пределами христианской веры. Это не тот грех, в который можно впасть по немощи или по внезапному порыву дурной страсти; это обдуманное, хорошо подготовленное, трудоемкое мероприятие, занявшее немалое время и потребовавшее немалой решительности. Это не тот грех, по совершении которого человек в слезах прибежал на исповедь — это грех, горделиво выставленный напоказ. Это не грех человека, в ужасных обстоятельствах тюрьмы, сумы или войны, совершившего нечто ужасное — нет, абсолютно ничего не вынуждало его совершать. Причем именно в те дни, когда православные христиане торжественно праздновали Рождество Христово, Дмитрий Быков вместо праздничной Литургии отправлялся практиковать черную магию. Что же, всякий человек волен избирать свой путь, мы можем только засвидетельствовать, что с христианством такой путь несовместим. «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. (1Кор.10:21)»

Было ли это актом сознательного богохуления? Решил ли Дмитрий Быков (а вместе с ним редакция «Собеседника») обдуманно встать на сторону врага нашего спасения? По-видимому нет; организатор «черной мессы» в предреволюционном Париже или современный африканский колдун, закапывающий отрезанные гениталии принесенного в жертву ребенка, чтобы обеспечить успех предприятию своего клиента, как раз тщательно избегают шутовства — им надо показать, что они люди серьезные, делающие серьезный бизнес.

Это было не договором с нечистым — а так, легким флиртом. Современный, продвинутый человек не видит причин не пококетничать с бесами. Христиане полагают, (опираясь на Писание), что это мерзость перед Богом; атеисты старой закалки — что это суеверие, оскорбляющее разум. У тех и других есть ценности, которым манипуляции с магическим «мехом редкой лисы» и вызывание духов были противны. Беда нынешних обаятелей в том, что у них просто нет ценностей — даже ложных. Упертость твердокаменного атеиста может утомлять — но в некоторые важных отношениях человек еще сохраняет принадлежность к христианской цивилизации. Он считает, что существует истина, он считает, что у человека есть нравственное обязательство ей следовать. «Собеседнику» просто нет никакого дела до истины — неважно, действует ли черная магия, неважно, есть Бог, неважно, верны ли предостережения Писания. Если флирт с оккультными силами — это прикольно, гламурно, клево и помогает увеличению тиража, то вперед, в Перу.

Что же, дело ваше. Но давайте обозначим некоторые вещи. Христианская вера — не только принадлежность к Русской Православной Церкви, христианская вера в каком бы то ни было виде — предполагает определенные обязательства. Одно из этих обязательств — не искать общения с бесами, уж тем более не искать его, чтобы причинить кому-то вред. Есть вещи, абсолютно несовместимые с верой во Христа; абсолютно несовместимые с верой в Бога вообще — и это одна из них. Многие христианские мученики пошли на пытки и смерть именно из-за отказа участвовать в чем-то подобном — даже когда речь шла о значительно более невинных проявлениях язычества, чем сеанс черной магии.

«Ну, зачем же такая звериная серьезность — может огорчиться иной читатель — кто же в наше просвещенное время верит в злых духов? Это просто клоунада с политическим подтекстом».

Политический подтекст тут неважен; важна готовность ради достижения своих целей обращаться к оккультизму. В шутку? Если вы, например, взяли кредит и подписали соответствующие документы, неважно, в насколько шутливом настроении вы были, когда это делали. Важно, что вы это сделали — и теперь вам придется иметь дело с последствиями этого поступка.

Конечно, на других людей — тех, кому пытаются причинить вред магическим путем — это не действует. Если бы черная магия и вправду убивала, история мира выглядела бы совсем по-другому. В эпоху колониализма обнаружилась, как мы знаем, крайне низкая эффективность туземного колдовства против ружей белого человека. Могучим племенным чародеям как-то не удалось напустить порчу на колониальных офицеров.

Однако колдовство, несомненно, оказывает глубокое действие на тех, кто его практикует — особенно, когда речь идет не какой-нибудь «целительнице», которая может и не хотеть никому зла, а именно о попытках причинить вред оккультным путем. Если призывать в свою жизнь бесов, они являются. Многим людям, имевшим безрассудство залезть в эту область, пришлось в этом убедиться. Конечно, это не повод для отчаяния — тем более, что отчаяние есть худший грех, чем все грехи, которые к нему привели. Это причина принести свои грехи Христу на исповедь и принять Его прощение.

Вы не верите в это? Что же, ваше право, но давайте хотя бы не будем никого обманывать — если вы предпочитаете быть чуждыми и внешними, значит, предпочитаете. Если вы хотите быть христианами — прекрасно, добро пожаловать, на небесах будет великая радость. Но тогда есть вещи, которых христиане не делают — никогда, ни в коем случае, ни за какие деньги, ни под какими пытками.

Когда человек отправляется к шаману за амулетами, его предыдущие речи о «религии отваги и свободы, творчества и самоотверженности, нестяжательства, риска и любви» выглядят именно такими, какими они и были — фальшивыми насквозь.

И тут надо сказать, что в мире существуют очень подлинные и серьезные реальности — спасение и гибель, ангелы и бесы, Христос и тот, кто Ему противится. Есть реальности, с которыми не шутят — и которые не шутят с нами, даже если мы пытаемся с ними шутить.

http://www.radonezh.ru/analytic/15 776.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru