Небольшая церковь Симеона Столпника на Поварской улице была построена в 1679 году. На фоне стеклянных громад Нового Арбата она кажется просто игрушечной. Деревянная церковь появилась здесь еще в 1625 году и предположительно освящена по дню венчания Бориса Годунова, когда он, взойдя на русский престол, начал возводить в Москве храмы в честь св. Симеона Столпника, чей праздник пришелся надень его венчания на царство. Возможно, что она и была впервые построена в его время и по его приказу, в честь восшествия на русский престол. Одноименную церковь Годунов тогда же повелел заложить и в далеком Заяузье на Николоямской улице, о которой речь пойдет ниже. Местность близ Арбата, где выстроили Симеоновскую церковь, была издревле царской слободой. Это запечатлелось в ее старомосковских названиях, сохранившихся и поныне. Здесь в дворцовой слободе селились царские мастера, обслуживающие царский двор и в первую очередь кухню. О том свидетельствуют имена близлежащих переулков — Столовый, Хлебный, Скатертный, Ножевой. На Поварской улице прежде селились царские повара. По одной версии, именно они подарили Москве еще одно замечательное название местечка в том же районе -давно забытые Курьи Ножки. Якобы царские повара выбрасывали в отходы множество куриных лапок, которыми засорили местность. А другая легенда гласит, что обедневшие слободчане били челом государю подать им хоть «на курьи ножки», как сейчас говорят, «на бедность». Каменная церковь с шатровой колокольней сохранилась с тех времен. Однако ее главный придел был освящен во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, а в честь Симеона Столпника был освящен один из приделов. Она прославилась в Москве в первую очередь тем, что здесь 6 ноября1801 года тайно венчались граф Николай Шереметев и Прасковья Жемчугова. Дочь крепостного кузнеца Ковалева, Параша с 7 лет была взята в шереметьевскую усадьбу Кусково для обучения театральному мастерству. Уроки пения ей давала знаменитая Елизавета Сандунова, жена прославленного комика Силы Сандунова, впоследствии владельца главной из московских бань. Драматическому искусству будущую графиню учила артистка театра Медокса М.С.Синявская. Последний раз Жемчугова сыграла в спектакле «Самнитские бани» в театре подмоскной усадьбы Останкино в 1797 году. Ее оперный талант была настолько велик, что говорили, что она могла бы занять одно из первых мест среди прославленных певиц Европы. Владелец крепостного театра граф Николай Петрович Шереметев страстно влюбился в актрису. Венчание не случайно происходило в Москве — подальше от чопорного великосветского Петербурга. По настоянию сердобольной Прасковьи Шереметев стал строить на Сухаревской площади Странноприимный дом. Он открылся уже после ее смерти в 1810 году (Шереметьевская больница, ныне Институт скорой помощи им. Склифосовского). Первый параграф устава гласил: «Оказывать помощь бедным и убогим, не спрашивая роду и племени». Жемчугова умерла вскоре после рождения сына. Поэт Иван Долгорукий, опечаленный ее кончиной, написал ей такую эпитафию: Параши голос прекратился, Князья в ладоши ей не бьют… Убитый горем Шереметев поручил ее поклоннику и другу, архитектору Джакомо Кваренги, достроить дом в память своей жены, как памятник Жемчуговой. Все свои личные средства она завещала на пособия для неимущих невест, для семей нуждающихся ремесленников, на выкуп должников и погребение бедных. Однако свадьба Шереметьева — отнюдь не единственное знаменательное событие в истории этой церкви. В ней же происходило венчание писателя С.Т.Аксакова с дочерью суворовского генерала Ольгой Заплатиной. Церковь Симеона Столпника также была приходской церковью Н.В.Гоголя — свои последние годы он жил неподалеку на Никитском бульваре и часто бывал здесь на богослужении. Священник Симеоновской церкви в феврале 1852 года причащал больного Гоголя на дому. Перед смертью он произнес свои последние знаменитые слова: «Лестницу! Скорее подавайте лестницу!» После революции церковь была закрыта и фактически отдана под слом. Чудом уцелев, полуразрушенная, она дожила до строительства трассы Калининского проспекта, и ее собирались снести чтобы она не вносила архитектурный диссонанс с возводимыми высотными зданиями. Усилиями общественности ее удалось отстоять. Тогда в 1966 году ее стали реставрировать как памятник архитектуры и даже установили ажурные кресты. Однако власти вмешались и кресты по идеологическим мотивам срезали автогеном. В 1968 году в храме разместился… выставочный зал Всероссийского общества охраны природы. Живые птицы, морские свинки, крысы сидели здесь в клетках, представляя живой уголок. Позолоченные ажурные кресты вернули на здание церкви только в 1990 году. В 1992 году храм вернули Церкви. Убереглась в лихое время и другая Симеоновская церковь, выстроенная Годуновым в Заяузье, а точнее — на современной Николоямской улице близ Библиотеки иностранной литературы. Освящена она была в декабре 1600 года. В XVII веке здесь находилась Семеновская слобода торговцев и пахарей, названная так по этой церкви. Прежде жившие в этой местности ямщики, исполнявшие «гоньбу» по Владимирскому тракту, ушли дальше на окраину города — в Рогожскую слободу за Земляным валом. Новые жители, в основном купеческого сословия, вскоре отстроили на свои средства величественную Симеоновскую церковь с красивой ротондой. Наиболее вероятно, что архитектором ее был известный московский мастер Родион Казаков -однофамилец и ученик Матвея Казакова, хотя некоторые называют последнего автором проекта. В числе прочих жертвователей на строительство храма был знаменитый московский помещик-самодур — И.Р.Баташов, который владел неподалеку стоявшим дворцом на Яузской улице, построенным тем же Р. Казаковым. Там сейчас располагается 23-я городская больница. Перестройка церкви заняла очень много времени — около 15−20 лет, и она была полностью готова только к 1812 году. Кроме того, в палатах Баташова разместилась резиденция наполеновского маршала Мюрата. И близ стоящая церковь была разграблена и осквернена, а новые написанные иконы были порублены и сожжены неприятелем. Церковь пришлось восстанавливать сначала. После революции Симеоновскую церковь закрыли, но не снесли, только в ротонде были пробиты окна. В настоящее время храм возвращен Церкви и в нем вновь идут богослужения. Престол в честь Симеона Столпника существует и в соседней церкви Покрова на Лыщиковой горе.