ХРАМЫ ВО ИМЯ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»
Самая известная в Москве церковь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» находится в Замоскворечье, на Большой Ордынке, в старинном купеческом районе Москвы. Тщанием «торговых людей» и было построено сохранившееся до наших дней здание церкви — «вещественное воплощение тщеславия замоскворецких тузов», как писал о ней О. Волков, даже сравнивая московскую церковь с петербургскими парадными храмами. Название улицы произошло от проходившей здесь в далекой древности дороги в Орду. Прежде здесь и жили «ордынцы» — по одной версии татары, выходцы из Золотой Орды, а по другой — выкупленные из Орды московскими князьями русские пленные, которые селились в этом районе после освобождения. Сама территория за Москвой-рекой известна примерно с того времени, с середины XIV века. Тогда она именовалась Заречьем. Отсюда открывался великолепный вид на сверкающий золотом Кремль, но знатные люди поначалу не жаловали Заречье: из-за весенних разливов Москвы-реки почва здесь была топкой и заболоченной. Кроме того, добраться сюда из Кремля можно было только на переправе. Вот и селились тут в основном мирные бедные москвичи — крестьяне и ремесленники, которые образовали многочисленные замоскворецкие слободы. Только в XVI веке царь Иван Грозный поселил здесь стрельцов, и район Замоскворечья стал более «элитным». А когда в конце XVIII столетия был создан Водоотводной канал, избавивший Замоскворечье от ежегодных наводнений, здесь стали строить себе особняки московские купцы. Они создали свой купеческий городок с особой патриархальной атмосферой, которой дышат камни старого Замоскворечья. Эта провинциальная часть города была самой тихой: рано утром ее жители спешили в свои лавки, а вечерами, уставшие от тяжелого трудового дня купцы сидели перед кипящими самоварами у раскрытых окон. В старину говорили, что житель Замоскворечья уже встает, когда на Арбате и Пречистенке только что ложатся спать, и ложится спать тогда, как по другую сторону реки начинается вечер. А после пожара 1812 года здесь появляются отдельные дворянские усадьбы. И эту церковь на Большой Ордынке, наверно, можно назвать самой «замосквореченской». И именно о ней почему-то до сих пор можно слышать самые неоднозначные, противоречивые суждения — вплоть до критики за «западничество» — будто за границей в церковь зашли, или в Питере, ничего-де русского нет в ней, одна только Европа. Иногда, напротив, на ее примере говорят об образцовом и самобытном русском классицизме, о победах петровского времени, достигших старую Москву и заставивших Россию не столько «догнать» Европу, сколько самой стать с ней наравне. «Внутрь входишь, как в дворцовый зал, — мрамор, бронза, скульптуры и даже западная живопись…. И находясь под куполом этой церкви, никак не представишь себе московское небо над ним» — то ли с горечью, то ли с удивлением заметил петербуржец Олег Волков. В летописях первая деревянная церковь на месте нынешней, только освященная во имя Варлаама Хутынского, известна с 1571 года. Предполагают, что она была основана еще в 1523 г. при митрополите Варлааме — в честь его небесного покровителя. А в 1625 году в храме появляется престол Преображения Господня, ставший и поныне главным в этой церкви. Каменная Преображенская церковь была возведена здесь в 1683- 1685 г. г., а уже в 1688 году в новоотстроенной церкви было великое чудо от храмового образа Богоматери «Всех Скорбящих Радость» — тогда исцелилась сестра патриарха Иоакима, Евфимия. Страдая от страшной, открытой раны в боку, она слезно молилась о помиловании и о помощи. Однажды во время молитвы несчастная женщина услышала таинственный голос, который велел ей обратиться к «общей для всех Исцелительнице» в Преображенском храме на Ордынке: призвать оттуда священника с этой иконой и отслужить перед ней молебен с водосвятием. «Тогда ты получишь исцеление» — и Евфимия узнала, что слышит голос самой Царицы Небесной. С тех пор икона прославилась исцелениями больных и страдающих. Великая княгиня Наталья Алексеевна, сестра Петра Великого, очень благоговела к ней и переезжая с царской резиденцией в 1711 году в Петербург, сделала с нее список и поставила в новой дворцовой церкви. А в царствование Елизаветы Петровны в честь этой иконы в Петербурге уже был воздвигнут храм. Икона «Всех Скорбящих Радость» имела ту известность, что перед ней молились особы царствующего дома. Часто перед ней, как и перед Иверской, молятся неправославные люди. Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г. г придел обновили на пожертвование Г. Любовниковой — очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви. Так и в 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее новую, красивую перестройку, и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову… Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. И Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября (6 ноября) 1790 г. самим митрополитом Платоном (Левшиным). Однако, к сожалению, нельзя сказать, что облик именно баженовской церкви дожил до наших дней. Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал, — так, что в 1831—1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О.И.Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. И сам составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм. А изображения Архангелов и св. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л.Боровиковского — мало известно, что он и церковь расписывал. В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена митрополитом Филаретом. Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма. Чудотворная икона «Всех Скорбящих Радость» находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки. Даже с удивлением узнаешь, что в начале 30-х годов храм был закрыт — так хорошо сохранился его старинный интерьер. Действительно, красивому замосквореченскому храму с чудотворной иконой повезло. Обычно в закрытых большевиками церквях располагались склады, мастерские, научные учреждения или даже музеи, до неузнаваемости уродовавшие облик храма или просто его уничтожавшие. А в этом был запасник Третьяковской галереи, и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства. И хотя его колокола были сорваны и уничтожены, он все же не так сильно пострадал в советское время, и, видимо, поэтому, из-за своего хорошего состояния, был одним из самых первых московских храмов, открытых в столице после восстановления патриаршества — в 1948 году. Тогда день прославления чтимой иконы 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста. Здесь же был создан церковный хор регента Н.В.Матвеева — в то время лучший не только в Москве, но и в России. В 60-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии. Прекрасный хор дал храму возможность особо отмечать годовщины памяти великих людей, прославленных в истории русской духовной музыки. Так, в субботу, ближайшую ко дню смерти Сергея Рахманинова (28 марта 1943 г.), в храме исполнялась его «Всенощная», а в дату смерти П.И.Чайковского, 25 октября 1893 года — его «Литургия». Однако у вновь обретенного московского храма быстро появились очередные сложности. В 1961 году жильцы элитного дома в соседнем Лаврушенском переулке потребовали снять колокола — жившим там писателям их звон мешал спать и работать. Колокола были вновь сняты и на сей раз перенесены внутрь храма. Другая, малоизвестная, московская церковь «Всех Скорбящих Радость» находится на пустынном Калитниковском кладбище, хотя и в центральном, но отдаленном районе Москвы, — там, где до недавнего времени находился Птичий рынок. Однако в калитниковской церкви в честь иконы освящен главный престол, а приделы — во имя св. Николая и Александра Невского. Местность эта известная и очень древняя. История ее восходит еще ко времени временам Ивана Калиты, который пожаловал эту землю Крутицкому подворью. От прозвища великого князя и происходит ее старомосковское название. В XV веке Калитники обрели свою славу в истории Москвы. В 1470-х годах итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, возводивший тогда в Кремле Успенский собор, нашел в этой окраине хорошую глину и устроил в Калитниках кирпичный завод. Калитниковские кирпичи шли на строительство главного кремлевского собора России! Чтобы было понятно, современники так ориентировали на район Калитников — близ Андрониева монастыря. Калитниковское кладбище, как и близлежащее Рогожское, основано во время эпидемии чумы в 1771 году. Только в отличие от старообрядческого Рогожского, Калитниковское было обычным, православным. Уже в январе 1773 года была освящена деревянная церковь, вскоре сгоревшая, а нынешняя каменная выстроена в 1834—1838 гг. г. архитектором Н.И.Козловским, много строившего еще в Охотном ряду. Иногда автором церкви ошибочно называют Афанасия Григорьева, архитектора знаменитой церкви «Большое Вознесение», похороненного на Калитниковском кладбище. И хотя до 1917 года на этом кладбище хоронили только простых, торговых людей, среди них были выдающиеся и известные имена. Кроме А. Григорьева, кстати, крепостного крестьянина, только в 22 года получившего вольную, здесь обрели покой и дочь кассира Малого театра, великая актриса Евдокия Турчанинова, и художник Р. Фальк, поначалу принадлежавший петербургскому художественному объединению «Мир искусства», а потом перешедший в известную группу «Бубновый валет», и рабочий завода «Гужон» (ныне «Серп и Молот») Илларион Астахов, в честь которого «Астаховским» был назван мост через Яузу в районе Котельников (бывший «Яузский») — на этом мосту в февральскую революцию 1917 года он был убит полицейским. Калитниковская церковь не закрывалась в советское время, но, несмотря на свое до сих пор безлюдное, унылое местоположение, перешла к обновленцам и стала одним из семи московских обновленческих храмов. И хотя она была возвращена Московской Патриархии в 1944 году, именно здесь, на Калитниковском кладбище через два года был похоронен глава обновленческого раскола митрополит А.И.Введенский. В конце 1980-х г. г. во время раскопок были обнаружены массовые захоронения расстрелянных репрессированных. В их числе — члены семьи Найденова, составителя известного московского фотоальбома. Территория сквера, прилегающего к кладбищу была вся ограждена и перекопана. Сейчас здесь обычная кладбищенская церковь.