Русская линия
Православие.Ru Елена Лебедева16.06.2003 

ЦЕРКОВЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА ПРЕЧИСТЕНСКОМ БУЛЬВАРЕ

Единственная в Москве приходская Святодуховская церковь стояла до революции на Пречистенском, ныне Гоголевском, бульваре. Она была выстроена здесь задолго до того, как стену Белого города сломали и разбили по ее линии бульварное кольцо. Церковь разделила судьбу соседнего храма Христа Спасителя и была снесена для строительства Дворца Советов. На месте Святодуховского храма в самом начале бульвара был возведен наземный павильон станции метро.
Самая известная и единственная в Москве приходская Святодуховская церковь стояла до революции на Пречистенском, ныне Гоголевском, бульваре. Она разделила судьбу соседнего храма Христа Спасителя и была снесена по плану общей реконструкции той местности для строительства Дворца Советов. Точно на ее месте возвели наземный павильон парадной станции первой линии московского метрополитена. До 1957 года она так и называлась «Дворец Советов», а затем была переименована в «Кропоткинскую», как и улица Пречистенка, в честь того, что в местном Штатном переулке родился теоретик русского анархизма, князь Петр Кропоткин. Теперь и этот переулок носит его имя.
Место, где стояла Святодуховская церковь, очень древнее в Москве. С незапамятных времен здесь вдоль крепостной стены Белого Города по дну глубокого овражка бежал в Москву-реку бурный ручеек Чарторый, отчего и местные ворота Белого города, и прилегающие к ним улицы назывались Чертольскими. Когда богомольный царь Алексей Михайлович стал ходить с крестным ходом по Большой Чертольской из Кремля в Новодевичий монастырь, где находилась Смоленская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых в православной Москве святынь, — то сочли кощунством совершать крестный ход по улице со столь неуместным названием. И в 1658 году царским повелением улица была переименована в Пречистенку — в честь иконы Пречистой Божией Матери.
Пречистенским до революции назывался и Гоголевский бульвар, разбитый на месте снесенной стены Белого города. Это относительно молодой московский бульвар, — он был устроен после 1812 года, тогда как первый, Тверской, появился в Москве еще в 1796 году. Гоголевский бульвар стал третьим по протяженности после Тверского и Чистопрудного. Как-то художник В.И.Суриков, одно время живший на площади Пречистенских ворот, встретил на этом бульваре прохожего, с которого и написал портрет князя Меншикова для известной картины «Меншиков в Березове».
Имя Гоголя бульвар стал носить с 1924 года в память о том, это эти заповедные московские места были связаны с жизнью и смертью великого писателя. Свои последние годы он прожил неподалеку от Арбатской площади и любил часто прогуливаться по этому просторному и тенистому бульвару. Еще в начале ХХ столетия здесь поставили гениальный памятник Гоголю работы скульптора Андреева, ныне приютившийся во дворе мемориального дома-музея писателя на Никитском бульваре, а на Гоголевском бульваре от него остались старые, красивые фонари со львами. Советский памятник Гоголю установили на месте прежнего в 1952 году, к столетию смерти писателя. По легенде, Сталину не понравился грустный вид Гоголя, сидящего, «как нахохлившаяся птица с длинным клювом», и его заменили на произведение скульптора Томского, где Гоголь стоит во весь рост и слегка улыбается.
До устройства бульвара, у Пречистенских ворот был маленький торг, где день-деньской толпились возчики со всяким товаром, нагруженным на телегах.
Святодуховская церковь была выстроена здесь, на площади перед воротами, задолго до того, как стену Белого города сломали и разбили по ее линии бульварное кольцо. А бурный ручеек все давал о себе знать, разливался в половодье и создавал в округе топкое болотце. Только в 1870-х годах, после возведения на его берегу храма Христа Спасителя, ручей был заключен в подземную трубу. Церковь оттого и стала называться «что на Грязех» — так же, как и известная Троицкая церковь на Покровке, построенная близ запруды Поганой Лужи — нынешних Чистых Прудов.
Святодуховская церковь была одной из древнейших в Москве — первое упоминание о ней относится уже к 1493 году, когда в городе случился страшный пожар. Еще в середине XVII века здесь стоял деревянный храм во имя Св. Духа, а первый каменный появился в 1699 году, отстроенный тщанием стольника и полковника Б.Дементьева. Спустя столетие была выстроена новая каменная церковь, дожившая до революции, и в 1812 году в ней освятили придел во имя Покрова — оттого пречистенскую церковь часто называли Покровской. Прихожанами ее стали обыкновенные москвичи, жившие в тех окрестных местах, где каждый дом — история, а каждый человек — легенда.
У церкви были замечательные соседи — в угловом с Пречистенкой доме напротив располагалась одна из московских булочных-пекарен знаменитого Ивана Филиппова, поставщика Двора Его Императорского Величества, пережившая советское время и лишь в последние годы отданная под какой-то очередной убогий магазин. На другой стороне бульвара в угловом доме находилась первая мужская гимназия, а с1872 года — знаменитые высшие женские курсы Герье, ставшие первым московским высшим учебным заведением для женщин, эталоном женского образования, выпускавшие медиков, физиков, филологов.
В доме N6 по той же правой стороне бульвара жил городской голова С.М. Третьяков, брат основателя знаменитой картинной галереи, сам собиравший живопись. Он поручил своему зятю, московскому архитектору А.С. Каминскому, женатому на сестре Третьяковых, перестроить дом на бульваре в русско-византийском стиле. А после смерти именитого домовладельца этот особняк в 1892 году купил не менее известный фабрикант и банкир Павел Рябушинский, тот самый, который грозил удушить революцию костлявой рукой голода. И, по необычному совпадению, именно в этом доме на Пречистенском бульваре после 1917 года разместился революционный трибунал.
Революция обрекла Святодуховскую церковь на уничтожение. Перед самым закрытием в ней служили известный московский диакон о. Михаил Астров и протоиерей Илия Зотиков, сподвижник Святейшего Патриарха Тихона, погибший в 1930-х годах во Владимирской тюрьме. Священник Илья Зотиков стал крестным отцом известного православного ученого, ныне покойного профессора МГУ Андрея Чеславовича Козаржевского, специалиста по древним языкам и исследователя-мемуариста старой Москвы. Отец его был поляком, и младенца поначалу окрестили в католическую веру, но когда отец умер, верующая мать перевела своего маленького сына в православие. Таинство состоялось в доме причта храма Христа Спасителя, прямо напротив него, в Соймоновском проезде, где рядом был и отчий дом А.Ч. Козаржевского. Он потом рассказывал своим студентам, что в юности хотел стать священником, но духовник благословил его на мирянский, преподавательский путь, молвив: «Вы принесете пользу там».
Почти всем известна его последняя книга «Московский православный месяцеслов», которую он называл «трудом всей жизни» — ведь во время ее создания ни «Сорока Сороков», ни различных церковных справочников еще не было. Он же стал рецензентом блестящей книги известного москвоведа Сергея Романюка «Москва. Утраты» о разрушенных большевиками памятниках истории и старины. Единственный беспартийный профессор на историческом факультете МГУ, заведующий кафедрой древних языков, он был самым популярным преподавателем во всем Московском университете. В советские времена к нему ходили на семинары по древнегреческому языку и тайком читали там Евангелия в оригинале — и шутили, что единственным официальным и общедоступным источником этих текстов был 24 том Полного Собрания Сочинений Льва Толстого, где Евангелия опубликованы и на древнегреческом и на русском языках в Синодальном переводе. А уже в наше недавнее время, в ранние 1990-е годы, на его неповторимые лекции по истории Москвы приходили со всего города, так, что сидели на полу и на ступеньках большой поточной аудитории. Новые книги по истории и культуре православной Москвы тогда только входили в нашу жизнь — и именно из лекций профессора Козаржевского студенты впервые узнавали о законе и смысле устройства иконостаса в православных церквях, о типах русских икон, о смысле тех или иных церковных терминов, о происхождении старых названий московских улиц, о русских композиторах духовной музыки…
Святодуховская церковь погибла в начале 1930-х годов. Поскольку на месте храма Христа Спасителя предполагалось возведение самого Дворца Советов, то под ним и была выстроена главная парадная станция метро, имевшая в те времена особое, исключительное предназначение. Она должна была стать как бы подземным этажом Дворца Советов, парадной станцией-платформой для его посетителей со всего мира — народных депутатов, трудящихся, гостей, иностранцев. Отсюда ее великолепное и строгое архитектурное убранство, дорогой мрамор и колонны с завершениями в виде пятиконечных звезд, которые поддерживают своды подземного дворца.
На месте Святодуховского храма в самом начале бульвара архитектор станции А. Душкин в соавторстве с Я. Лихтенбергом выстроил для нее «зазеркальный» наземный павильон в форме проездных ворот, символизирующих не только вход в подземное царство социализма, но и историческую преемственность с прежним именем площади Пречистенских ворот и былыми воротами Белого города. Для этого павильона и была снесена приходская Святодуховская церковь в начале 1933 года.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru