Единственная в Москве церковь св. мученицы Татианы находится на Моховой улице, на углу Б. Никитской, — как известно, это домовый храм Московского университета. Святая Татиана считается покровительницей и университета, и его студентов. Именно в Татьянин день в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета — в день именин матери графа И.И.Шувалова, который поднес указ государыне на подпись. Святая Татиана была дочерью знатного римлянина, тайно принявшего христианство. В то время в Риме вновь начались языческие гонения на христианство, когда императором стал Александр Север. Святую схватили и принуждали вновь обратиться к язычеству, принеся жертву идолу. Но по ее молитве статую разнесло на куски, и еще обрушилась часть языческого святилища. А когда мученицу на следующий день заперли в цирке и пустили туда голодного льва, он не тронул ее, улегшись у ее ног. После долгих и страшных мучений, так и не добившись от нее отречения от Христа, святой Татиане и ее отцу отрубили голову. Произошло это в 226 году. Первоначально у Московского университета не было своей собственной домовой церкви, как и собственного здания, построенного специально для него. На первых порах он временно разместился в старинном здании Земского Приказа на Красной площади, где в ту пору находилась Главная аптека. Архитектор Д. Ухтомский наскоро обновил старую постройку для нужд Московского университета (теперь на этом месте — Исторический музей). Праздничный молебен в день открытия Московского Университета 26 апреля 1755 года и первые богослужения по поводу университетских торжеств проходили в соседнем Казанском соборе. Однако уже с июля 1757 года начались поиски храма для открытия в нем университетской домовой церкви. Тогда директор Московского университета И.И.Мелиссино обратился в Московскую контору Святейшего Синода с просьбой передать университету находившийся поблизости храм св. великомученицы Параскевы Пятницы в Охотном ряду. В ней предполагалось временно устроить собственную университетскую церковь «как для слушания всем ученикам, так и для истолкования Катехизиса». Однако церковь находилась на дворе княгини Анны Грузинской, родственницы того самого грузинского царя Вахтанга, которому этот двор вместе с церковью подарил еще Петр I. И княгиня отказалась передать фамильное наследство в ведение университета, сообщив о том своем решении через управляющего. Тогда стали искать другие храмы. Вскоре Московский университет получил в свое ведение усадьбы князей Волконского, Репнина и Борятинского на Моховой — там, где потом было выстроено его Главное здание по проекту Матвея Казакова. И приблизительно на том месте, где сейчас стоит здание Зоологического музея с огромной аркой соседнего Ботанического корпуса МГУ, в старину находилась древняя церковь св. Дионисия Ареопагита, построенная еще в 1519 году Алевизом Фрязиным. В ней были два придела, принадлежавшие Репниным, и князь Репнин завещал их вместе с церковной утварью Московскому университету. Однако при их осмотре комиссия пришла к выводу, что здание ветхой церкви может вот-вот обрушиться и что для проведения богослужений оно непригодно. В 1784 году новый директор Московского университета П.И.Фонвизин (родной брат знаменитого писателя) просил архиепископа Платона передать университету всю Дионисиевскую церковь, чтобы разобрать ее и на том месте построить новый, домовый храм: «Для исполнения христианской должности учащимся нужно Университету иметь свою приходскую церковь. Чтобы настоятель имел все законы и способности к наставлению в законе обучающегося юношества, был духовником студентов и учеников, находящихся на казенном содержании, мог всегда исправить требы». В том месте уже готовились работы по возведению Главного здания Московского университета. Владыка Платон просьбу удовлетворил и в ответ потребовал построить церковь «лучшую и пространнейшую, соответствующую чести Университета и числу в оном обучающихся». Одно из главных отличий Московского университета от университетов Европы традиционно видится в том, что он не имел богословского факультета. Но это не значит, что преподавание в нем было сугубо материалистическим или что богословие не преподавалось в нем вообще. Закон Божий входил в число обязательных для всех студентов дисциплин. А в 1819 году была даже устроена отдельная общеуниверситетская кафедра Богопознания и Христианского учения для преподавания богословия, церковной истории и церковного законоведения. Даже один из параграфов студенческого устава конца XVIII века гласил: «Паче же всего Университетский питомец из природных Россиян должен твердо знать Катехизис Греко-Российской Церкви, а иноверный сведущ быть в истинах религии по его вероисповеданию». И в 1791 году в левом флигеле возведенного Казаковым Главного здания, там, где сейчас располагается ИСАА, была устроена первая университетская домовая церковь во имя св. мученицы Татианы — «в незабвенное воспоминание достойночтимого дня, в который учрежден проект об Университете». Кстати, над ее проектом вместе с Казаковым работал архитектор и художник Антон Иванович Клауди. Он и расписывал ее интерьер. Отметим, что этот же мастер трудился над росписями известного московского храма св. Мартина Исповедника на Таганке. 5 апреля 1791 года Татианинская церковь была освящена митрополитом Платоном, который произнес слово на текст: «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь», окончив свою торжественную проповедь словами: «Училище наук и мудрость мирская, внесенная во святилище Господне, становится освященною: одно другому спомоществует, но притом одно другим утверждается». А императрица Екатерина Великая прислала в подарок университетской церкви к заутрени Светлого Христова Воскресения полную богатую ризницу. Как выразился один старинный ученый, этим даром «Государыня как бы христосовалась с Университетом». Августейшие особы лично посещали университетский храм. Так, в декабре 1809 года сюда приехали император Александр I со своей сестрой Екатериной Павловной и ее супругом принцем Георгием Гольштейн-Ольденбургским. Император был восхищен красотой церкви и произнес по-французски: «Ах, как хорошо, не правда ли? Здесь все так мило, превосходно и согласно с простотой и совершенством Христианской Веры, что может всякого привести в благоговение…» Эта первая университетская церковь сгорела вместе со всем зданием на Моховой в пожаре 1812 года. Ее настоятелю о. Ионе удалось спасти из храма только старинную церковную утварь — видимо, ту самую, подаренную Екатериной II. А в тот день, когда армия Наполеона покинула Москву, именно отец Иона первым из московских священников отслужил в стенах Страстного монастыря благодарственный молебен Христу Спасителю. За свои подвиги во время Отечественной войны он был позднее награжден наперсным крестом. Университетская церковь св. Татианы, оставшаяся без крова, вновь открылась временно в 1817 году на втором этаже соседнего с университетом храма святого Георгия Победоносца на Красной горке. Храм этот, разрушенный большевиками, стоял на месте нынешнего дома N6 на Моховой улице, который построил в 1934 году знаменитый архитектор И.В.Жолтовский — как первый московский образец архитектуры «сталинского ампира». Именно здесь, в новоосвященном Татианинском приделе Георгиевского храма, студенты Московского университета присягали Великому князю Константину Павловичу, а потом его брату Николаю I в 1825 году. И здесь же, в Татьянин день 1831 года совершилось торжественное богослужение после страшной эпидемии холеры в Москве. Только в 1832 году император Николай I купил для Университета усадьбу Пашковых на Моховой, расположенную между Воздвиженкой и Большой Никитской улицами и построенную, возможно, самим Василием Баженовым (ныне это — Аудиторный корпус МГУ). Имя этого великого архитектора упоминается здесь неслучайно: Пашковы были родственниками того самого богача П.Е. Пашкова, сына денщика Петра Великого, для которого Баженов построил дворец на углу Моховой и Знаменки, известный как «Дом Пашкова». В усадьбе же на Моховой ее владельцы собирались давать балы и театральные представления. Однако поначалу в левом флигеле этой усадьбы, где сейчас располагается университетская церковь, был устроен конный манеж. А в 1806 году Пашковы сдали флигель в аренду казне для выступлений труппы бывшего Петровского театра Медокса, который перебрался сюда из сгоревшего здания на Театральной площади. И именно здесь, в скромном усадебном флигеле, возник московский Императорский театр, ставший и колыбелью и родоначальником Большого и Малого. В 1836 году году русский архитектор Е.Д.Тюрин перестроил бывший пашковский флигель для Татьянинской церкви, где она действовала вплоть до 1918 года. В те годы он занимался общей перестройкой этой усадьбы для новых корпусов Московского университета. Архитектор Тюрин, строитель Богоявленского собора в Елохове и Александринского дворца на Б. Калужской, считал честью работать для Московского университета и трудился безвозмездно. А потом подарил Университету свою коллекцию картин, в которой были полотна Рафаэля и Тициана. Он собирал ее всю жизнь… 12(25) сентября 1837 года святитель Филарет, митрополит Московский, освятил новую домовую церковь университета в присутствии министра просвещения, знаменитого С.С.Уварова. Строфы из проповеди святителя Филарета — «Приступите к Нему и просветитеся» — были выложены на иконостасе, над Царскими вратами. Эта же надпись была выложена и «на челе храма» — на фронтоне здания церкви, выходящего на Моховую улицу. Только в 1913 году на фронтоне появилась новая надпись, восстановленная в наше время, — «Свет Христов просвещает всех», сделанная древнеславянской вязью. И тогда же наверху был установлен деревянный четырехконечный крест. Интерьер новой университетской церкви на Моховой был великолепен. Первоначально ее расписывал тот же Антон Клауди. По краям иконостаса, справа и слева от Распятия на Царскими вратами, находились скульптуры двух коленопреклоненных ангелов работы знаменитого мастера И.П.Витали: справа от Распятия — Ангел Радости, слева — Ангел Скорби. После революции они были перевезены в музей скульптуры в Донской монастырь, где находились в Михайловской церкви рядом с надгробием князя Голицына. И в 1855 году, к столетнему юбилею Московского университета итальянский художник Ланжелотти заново расписал стены и свод Татианинского храма. А преподаватели и студенты собрали тогда деньги на приобретение для церкви двух икон письма итальянского живописца Рубо — святителя Николая Чудотворца и св. Елизаветы Праведной, выполненных в византийском стиле. И еще две иконы работы того же Рубо — Спасителя и Богоматери — подарил Университету его бывший попечитель, граф С.С.Строганов. В том же юбилейном 1855 году у Татианинской церкви появилась святыня: историк М.П.Погодин передал в дар университетскому храму частицу мощей св. Кирилла. Ее преподнесли ученому за двадцать лет до того, в Пражском соборе, где хранится десница святого просветителя славян. А в 1862 году в Московском университете впервые торжественно чествовали память свв. Кирилла и Мефодия, и богослужения прошли в Татианинской церкви. В Татьянин день 1877 года духовенство университетского храма освятило первый памятник М.В.Ломоносову работы С. Иванова, тогда установленный перед Аудиторным корпусом. Во время Великой Отечественной войны в его постамент попали осколки разорвавшейся фугасной бомбы, и его перенесли в здание бывшей Татианинской церкви, где тогда размещался клуб МГУ. А на его месте в 1957 году появился новый памятник, выполненный скульптором И. Козловским, который и сейчас стоит во дворе факультета журналистики. Каждый год 12 (25) января в университетской церкви торжественно служили праздничный молебен с акафистом святой мученице Татиане. После обедни все шли в актовый зал на Моховой, где проходила официальная церемония празднования Татьяниного дня, а потом уже начиналась студенческая вольница. Как известно, в тот день в престижном ресторане «Эрмитаж» на Трубной спешно скатывали ковры и посыпали пол опилками, а вместо изящных стульев ставили лавки и сдвигали столики вместе — главное пиршество студентов традиционно проходило там: Да здравствует Татьяна, Татьяна, Татьяна, Вся наша братья пьяна, вся пьяна В Татьянин славный день! Городовым же в Татьянин день повелевалось не трогать подгулявших студентов и не забирать их в часть. Прихожанами Татианинского храма были студенты и преподаватели Московского университета — здесь они исповедывались и причащались, венчались, крестили своих детей, отпевали родственников. После смерти профессоров Московского университета и его членов отпевали здесь, в университетской церкви — В.О.Ключевского и Т.Н.Грановского, С.М.Соловьева и А.Г.Столетова. В феврале 1852 года в Татианинской церкви отпевали Н.В.Гоголя. Как известно, он скончался в приходе другой церкви, Симеона Столпника на Поварской, которую и посещал в последние годы жизни. Прощание с ним решили устроить именно в Татианинской церкви потому, что Гоголь был почетным членом Московского университета. Гроб с его телом друзья писателя и профессора вынесли на руках и проводили на кладбище Данилова монастыря. А в 1892 году в церкви св. Татианы отпевали выпускника Московского университета — А.А.Фета. И здесь же прошло отпевание первого избранного ректора Московского университета — С.Н.Трубецкого, скончавшегося от инсульта в приемной у министра в Санкт-Петербурге во время революции 1905 года. В университетской домовой церкви крестили будущего философа Владимира Соловьева и, возможно, Марину Цветаеву. Сестры Цветаевы, дочери профессора Московского университета, точно были прихожанками этого храма — именно здесь, под его сводами, прошли их первая исповедь и причастие. Настоятель церкви одновременно был профессором богословия в университете. Одному из самых образованных священников, протоиерею Николаю Сергиевскому, студент Московского университета Сергей Толстой, старший сын писателя, учившийся на химика, не мог сдать предмет, не зная ответа на вопрос, «каково происхождение души». (Правильный ответ был: «Божественное».) Университетский домовый храм был закрыт в 1918 году, в соответствии с декретом СНК об отделении Церкви от государства и школы — от Церкви. Богослужения о Московском университете еще малое время совершались в той же Георгиевской церкви, где в 1920 году тайком праздновали Татьянин день — в 165-летний юбилей университета. Потом большевики запретили отмечать этот старинный праздник, и торжества в Татьянин день официально вернулись к нам только в 1990-х гг. В советское время в здании бывшей церкви, превращенном в клуб МГУ, выступали Луначарский и Бухарин, В.И.Качалов и Л.В.Собинов, а в ноябре 1927 года Маяковский прочитал здесь только что законченную поэму «Хорошо». И именно в этих стенах 27 ноября 1936 года академик Н.Д.Зелинский предложил присвоить Московскому университету имя М.В. Ломоносова. Его предложение было принято, и с 7 мая 1940 года МГУ стал носить имя своего основателя. Здесь же 6 мая 1958 года великая русская актриса А.А.Яблочкина торжественно разрезала ленту и открыла Студенческий театр МГУ, продолжая традицию классического университетского театра. Первым его руководителем был Ролан Быков, и при нем театр снискал себе такую славу, что даже ближайшая троллейбусная остановка стала называться «Студенческий театр МГУ». Этот театр подарил русской культуре немало выдающихся имен — Ию Саввину, Аллу Демидову, Александра Филиппенко, Марка Захарова. Однако история взаимоотношений университетской общины домовой церкви, созданной в 1993 году и Студенческого театра МГУ завершилась конфликтом в начале 90-х годов, в котором Церковь обрела свои законные права на это историческое здание. По символическому совпадению первый настоятель вновь открытой в 1995 году Татианинской церкви МГУ протоиерей Максим Козлов был священником восстановленного незадолго до этого Казанского собора, и первые молебны о возвращении Московскому университету его домовой церкви на Моховой совершались снова в Казанском соборе. 25 января 1995 года, в Татьянин день, здесь вновь была освящена домовая церковь Московского университета, а позднее на первом этаже здания так называемый нижний храм был освящен как новый придел во имя святителя Филарета, митрополита Московского, когда-то освящавшего саму Татианинскую церковь. В тот же год здесь стала выходить первая студенческая православная газета МГУ «Татьянин День», в которой работали студенты московских вузов. В настоящее время церковь действует, и все старинные традиции Московского университета возвращаются.