МОСКОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В СЕЛЕ АЛЕКСЕЕВСКОМ
Великолепная приходская церковь во имя Тихвинской иконы находится поблизости от гостиницы «Космос» на возвышенности, названной красивым старомосковским именем «Церковная горка» — по храму. Своей архитектурой она напоминает знаменитую церковь Троицы в Никитниках близ Варварки, построенную в те же времена. Эта местность вошла в черту города только в начале ХХ века, а до того была обыкновенной подмосковной окрестностью, окраиной, и называлась селом Алексеевским. В далекую старину оно было любимым дворцовым селом царя Алексея Михайловича, где стоял его путевой дворец с церковью, в котором богомольный царь останавливался во время походов в Троицкую Лавру. Однако название село получило не собственно от имени своего владельца, а от первой местной церкви, освященной по именинам царя в честь св. Алексия Человека Божия. Прежде здесь было маленькое подмосковное село Копытово, названное по местной речке Копытовке, притоку Яузы. Близ него проходила древняя дорога в Троице-Сергиеву Лавру. Село переходило к разным знатным владельцам, а в первой половине четверти XVII века последним принадлежало князьям Трубецким. Они и любезно предоставили свое подмосковное владение царю Алексею Михайловичу, когда он пожелал поселиться в этих живописных краях. Царь очень любил охотиться в соседних Сокольниках, и по легенде, однажды остановился в Копытове на отдых — в те времена здесь тоже шумел густой лес. Место так понравилось царю, что он захотел иметь тут свой путевой дворец. И тогда последняя владелица села, вдова князя Трубецого, выстроила тут в 1646—1648 годах Алексеевскую церковь в честь тезоименитства своего высочайшего гостя, а с 1647 года и все село стало называться Алексеевским. Судя по времени построения этой первой церкви, царь поселился в Копытове в середине 1640-х годов — то есть в самом начале своего правления. И хотя со временем Алексеевский путевой дворец стал «остановкой» на Троицком пути, по которому богомольный царь ездил в Лавру, само село стало и новой охотничьей резиденцией государя. «Тешиться», то есть охотиться в Алексеевское царь выезжал до самой смерти и со всей своей огромной семьей ездил отдыхать в Алексеевское, где согласно дворцовому этикету подавалось «раннее кушанье». А с 1670 года село официально стало дворцовым. И тогда в 1673 году царь Алексей Михайлович повелел заложить в селе новую церковь во имя чтимой на Руси чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Дожить до ее возведения царю не удалось — работы были завершены в 1680 году уже после его смерти. Тихвинская церковь была выстроена рядом с Алексеевской на том же месте: обе церкви поначалу были соединены папертью. Только в 1824 году старую Алексеевскую церковь разобрали и выстроили из ее кирпича красивую стройную колокольню Тихвинского храма, которая дожила до наших дней. А в самой Тихвинской церкви в конце XIX столетия устроили придел во имя св. Алексея, Человека Божия — в память о первой церкви села Алексеевского. В 1680 года новая Тихвинская церковь была торжественно освящена: из Кремля к ней отправился крестный ход с Патриархом и царем Феодором Алексеевичем. В день освящения храма царь подарил в него главную святыню — чудотворную Тихвинскую икону. К тому времени эта икона уже прославилась на Руси многими великими чудесами. И не только на Руси. По преданию, образ был написан на заре веков христианства самим апостолом евангелистом Лукой и послан им вместе с Евангелием в Антиохию. А уже в V веке икону торжественно перенесли в Константинополь, византийскую столицу Православия, где для нее был устроен Влахернский храм. Однако в 1383 году икона таинственно исчезла оттуда — что потом сочли предзнаменованием грядущего конца Византийской империи, подписавшей в 1439 году Флорентийскую унию с католичеством и павшей под ударами турок-османов в 1453 году. И в том же 1383 году исчезнувшая из Византии древняя икона вдруг чудесным образом появилась на Руси. В сияющих лучах она парила в воздухе над водами Ладожского озера близ Новгорода. Первыми ее увидели местные рыбаки: они с радостью и со страхом смотрели на чудо, пока икона не удалилась от них. Потом она таким же чудесным образом явилась в другом месте и тоже неподалеку от Ладожского озера. Там икона опустилась на землю, и обрадованные местные жители построили для нее часовню, где от образа совершились многие чудеса. А потом икона исчезла и оттуда и вновь являлась в разных местах, даруя чудеса и исцеления, пока не избрала себе угодное место — близ будущего города Тихвина. Там она явилась также на воздухе, над местной горой. Множество жителей и священников с хоругвями пали перед ней с мольбою о милости, помощи, прощении: «Прииди к нам, Царица! Прииди, Владычица!» И тогда икона опустилась на землю — для нее немедленно начали строить храм. Уже к вечеру деревянный сруб был готов, но наутро местные жители не нашли в том месте ни иконы, ни сруба. Они бросились искать ее, слезно моля Царицу Небесную вернуть им бесценный дар. И вскоре в двух верстах от той горы, где накануне чудесно явилась святая икона, жители увидели необыкновенный, неземной свет. Там, на другом берегу речки Тихвинки, в пустынном болотистом месте потрясенные люди нашли и икону, и свой исчезнувший сруб: святая икона находилась на стене сруба, ничем к нему не прикрепленная, и сияла, озаренная лучами исходящего от нее света. Здесь и был устроен ей храм. Он неоднократно горел, но образ оставался невредимым. Икону назвали Тихвинской — по местности, в которой она явилась. Называют ее и Небосошественной, («сошедшей с небес») в честь образа ее чудесного явления и чудесной силы этой иконы, дарованной людям. Великий князь Василий III выстроил для нее каменный храм, а его сын царь Иоанн Грозный устроил тут Тихвинский мужской монастырь, у стен которого в 1773 году вырос «славен город» Тихвин. По традиции, этот город ведет свою историю с 1383 года — от первого явления на Руси чудотворной Тихвинской иконы. На его старинном гербе, утвержденном императрицей Екатериной II, запечатлен образ чудесного обретения его главной святыни: на голубой, цвета небес, верхней части щита изображено золотое сияние… И впоследствии святая Тихвинская икона не раз являла чудеса. В 1613 году, в тяжелейшее для России время войны за свободу и национальную независимость, она спасла своим чудом саму Тихвинскую обитель. В Смутное лихолетье шведы заняли Новгород и Тихвинский монастырь. Когда же Русь окрепла своими победами, и на царство был избран первый Романов, Михаил Федорович, из Москвы пришел на помощь вооруженный отряд и освободил Новгородские окрестности и обитель. Шведы решили взять реванш и трижды пытались захватить Тихвинский монастырь и уничтожить его святыню. Народ слезно молился перед иконой о спасении. И одной женщине по имени Мария, прежде исцелившейся у иконы от слепоты, было чудо. Во сне ей явилась сама Пресвятая Богородица и велела объявить всем Ее Волю: «Да возьмут икону мою и обойдут по стенам вокруг и узрят милость Божию». Когда обрадованные жители пошли с иконой по стенам обители, неприятельские войска увидели это шествие, и вдруг их охватил такой панический страх, что они без боя обратились в бегство. И когда вскоре шведы вновь осадили Тихвинский монастырь и стали рыть подкопы, собираясь его взорвать, они вдруг увидели огромное русское войско, идущее прямо на них из стен обители, а с другой стороны подходившие к монастырю из Москвы отряды — и вновь бежали в страхе прочь. Видение повторилось дважды- во второй раз, когда неприятельские войска под командованием взбешенного шведского полководца Делагарди пытались занять Тихвинский монастырь с тем только, чтобы разорить его, уничтожить его святыню, а соборную церковь «разметать по полю». Тогда уже защитники обители испугались за свою икону и решили увезти ее в Москву, но не смогли сдвинуть икону с места — она будто приросла к стене. Это сочли за знамение и стали горячо молиться перед образом. И вновь увидел неприятель огромное русское войско и вновь в великом страхе бежал от обители — теперь уже навсегда. И через год именно в Тихвинском монастыре был подписан договор о мире со шведами — перед чудотворной Тихвинской иконой, которая была главной порукой со стороны русских. В память о чудесном явлении иконы, ее чудесной помощи и победы над врагами праздник ей установили 26 июня (9 июля), и все века чтили ее как Заступницу России. А с чудотворного образа сняли несколько списков — один из них и был передан в новоустроенный храм московского села Алексеевского. В Тихвинском храме сохранились моленные комнаты царской семьи, летняя и зимняя, отапливаемая изразцовой печкой — справа царя, слева царицы. В нем, как и в прежней Алексеевской церкви, обязательно останавливались на богослужения по дороге в Лавру — путевым был не только дворец, но и его храм. Это дворцовое владение перешло к наследникам царя Алексея Михайловича. Здесь юный Петр I, вернувшийся из Лавры, где спасался от летнего восстания 1689 года, встречал повинившихся стрельцов, пришедших к нему в отдаленный подмосковный дворец — в знак раскаяния они сами принесли ему плахи с топорами, и все получили помилование. Однако церковь, построенная позже дворца, пережила его. Всю свою историю Алексеевский путевой дворец так и оставался деревянным. В начале XIX века он был разобран за ветхостью. Сам Н.М.Карамзин, лично осмотревший дворец, свидетельствовал о его опасности для жизни — в любую минуту стены могли просто обрушиться на вошедшего человека. Все, что осталось от путевого дворца, сожгли французские солдаты в 1812 году. Больше он не восстанавливался — в отличие от Тихвинского храма. В начале XIX столетия храм стоял таким же обветшалым, как и путевой дворец. Затем он был осквернен наполеоновскими полчищами: сама церковь была превращена в продовольственный склад, а трапезная — как обычно водилось, в конюшню. Император Александр I выдал из казны 18 тысяч рублей на ремонт Тихвинской церкви. И только в 1836 году ее стены были покрыты росписью — по мнению современных реставраторов, их автором был Д.Скотти. В целом, сейчас до нас дошло внутреннее убранство храма позапрошлого столетия. И еще в Тихвинском храме была устроена особо чтимая святыня — точная копия пещеры Гроба Господня. 4 ноября 1917 года, в страшные для Москвы дни разрушительных революционных боев, в Тихвинском храме был освящен придел во имя св. Трифона. А в 1922 году в подклете храма была устроена Воскресенская церковь, точнее — придел в память о Воскресенской церкви соседнего села Ростокино. После упразднения этого придела именно там, в подклете Тихвинского храма на Церковной горке, до 1980 года действовал свечной завод Патриархии, ныне находящийся в Софрино. После Великой Отечественной войны чудотворная Тихвинская икона как главная святыня храма была с почетом помещена в иконостасе справа от образа Спасителя. Раз в году, в престольный праздник, ее извлекают для торжественного богослужения и по обычаю, благоговейно обносят с крестным ходом вокруг храма. По легенде, именно отсюда, из Тихвинской церкви села Алексеева накануне битвы за Москву Сталин взял эту чудотворную икону и приказал облететь с ней столицу на самолете — а иногда в других преданиях об этом упоминаются еще и Тихвин, и даже Ленинград. И 5 декабря 1941 года состоялась знаменитая битва за Москву, и началось наступление Красной Армии, вскоре освободившей Тихвин — так, что не только не взятую Гитлером Москву, но и «дорогу жизни» на Ладожском озере относят к помощи чудотворной Тихвинской иконы. В московском Тихвинском храме есть еще одна чтимая икона Пресвятой Богородицы, к которой века притекают за помощью люди. «Прибавление ума» — под таким именем она известна в России. История этой иконы сложна и удивительна. По преданию, ее написал в трудном для Русской Православной Церкви XVII столетии один иконописец, который во время раскола никак не мог уразуметь для себя смысла никоновской реформы и определить, какие же богослужебные книги истинны — старые или новые. Он так долго мучился в этом выборе, что боялся потерять рассудок и стал горячо молиться Пресвятой Богородице о вразумлении. Во сне ли или в видении наяву он получил ответ на свою молитву — обещание исцелить его, если он даст обет написать икону Царицы Небесной в том образе, в котором Она ему явится. Иконописец исполнил свой обет и изобразил увиденное в иконографическом типе образа «Прибавление ума». Другой вариант этой легенды гласит, что икону написал психически больной человек: однажды в видении он узрел образ Царицы Небесной, нигде им раньше не виданный, и решил изобразить его наяву, хотя раньше никогда ничего не писал и не рисовал. Когда он закончил работу, то помолился новому образу об исцелении — и выздоровел. С тех пор икона и стала именоваться «Прибавление ума». Но все обошлось еще более чудесным образом. Говорят, что ее прообразом явилась Лоретанская (или Лорецкая) статуя Богоматери, изваянная из кедра, по преданию, тоже Апостолом Лукой, и хранившаяся в маленьком домике в итальянском городе Лорето. Этот святой домик раньше стоял в Назарете и был связан с земной жизнью Пресвятой Богородицы: в нем она родилась и жила в молодости. А когда в XIII веке турки стали захватывать восточные земли, христиане увезли святыню в Европу, и епископу Лорето было видение Царицы Небесной, Которая молвила ему: «Сын мой, Мое скромное жилище в Назарете, где Я родилась и провела молодость, прибывает на ваши берега». И тогда в Лорето были привезены и святой домик, и кедровая статуя: чудесным образом она и явилась иконографическим прототипом православной иконы «Прибавление ума». Иногда считают, что ее видели в Италии русские послы великого князя Василия III в 1528 году, и по этому образу была написана русская икона. Молятся ей и о детях, и об учащихся, и о болящих, и о даровании разумения. Чудотворные святые иконы хранили московский храм. В 1922 году он был ограблен, но не закрывался все советское время, и даже колокола продолжали висеть на колокольне, только не звонили. Чудесно уцелел храм и во время великой сталинской стройки ВДНХ в той местности — а подобные мероприятия обычно не оставляли за собой храмов. А уже в наше время, в сентябре 2001 года, Святейший Патриарх Алексий II освятил на ВВЦ новую часовню Василия Великого, сооруженную по инициативе самих работников выставки — к 60-летию со дня ее основания. Эта часовня была приписана к Тихвинскому храму, и в него были переданы списки благотворителей и жертвователей для поминания на богослужениях в храме.