Русская линия
Радонеж Алексей Харитонов18.01.2012 

Об одной заповеди Божией

В последние дни и недели все чаще приходится видеть, как люди горячо требуют от Церкви поддержать те или иные (часто прямо противоположные) политические взгляды, и негодуют на Церковь за то, что она этого не делает. Что же, у Церкви есть веская причина этого не делать — одна из заповедей Декалога.

Еще недавно казалось, что заповедь «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». (Исх.20:7) относится только к случаям так называемой «божбы» — когда имя Божие произносится без благоговения, легкомысленно и непочтительно. Суровость предостережения, связанного с этой заповедью, могла казаться непонятной. Бог не просто требует — «не делайте этого» — но и торжественно обещает, что «не оставит без наказания» тех, кто нарушает эту заповедь. Это — единственная из заповедей Декалога, которая содержит прямое обещание кары нарушителям.

Теперь ситуация изменилась — и смысл заповеди становится яснее. Речь идет не только (и не столько) о божбе, сколько о попытках использовать имя Божие в своих целях. Любое общество, в котором имя Божие известно и пользуется хотя бы некоторым почтением, сталкивается с этим грехом — его могут совершать, скажем, мошенники, собирающие средства якобы на Церковь или на помощь нуждающимся.

Но грех мошенников очевиден и хорошо известен им самим — они занимаются обманом, а вот самообманом им заниматься труднее. Бывают ситуации, когда люди начинают употреблять имя Божие напрасно, будучи почти уверены, что поступают честно и справедливо. Так бывает, когда люди призывают Бога в политические союзники, когда Его имя используют для того, чтобы напасть на врагов.

Причины этого могут быть разными, как и степень греха людей, которые это делают. Циничные политтехнологи могут использовать имя Божие, пытаясь склонить людей поддержать их или возненавидеть их врагов. Например, враждебного политика могут записывать в «антихристы», а в названии неприятельской партии расшифровывать число «666». Такие попытки могут быть поразительно безвкусными, наивными и просто несусветно глупыми — те, кто считает других глупцами, сами склонны делать глупости. Люди могут впадать в грех и по менее циничным мотивам — они верят (ну, почти верят) в то, что Христос, происходи Его земное служение сейчас, поддержал бы их правое дело. Мысль о том, что Христос непременно выступил бы на «правой» стороне в политическом конфликте, а Церковь неверна Ему, поскольку этого не делает, в последнее время высказывалась неоднократно — и нам стоит немного рассмотреть стоящее за ней умонастроение.

Существуют разные виды обмана — и самообмана. Иногда человек лжет, прекрасно понимает, что лжет, и гордится изобретательностью, с которой он обводит «лохов» вокруг пальца. Иногда человек обманывает и самого себя, и сам оказывается в числе жертв собственной неправды. Иногда он тщательно закрывает глаза на все, что способно поколебать его взгляды, и жадно подхватывает все, что может их укрепить. Есть и еще один вид самообмана — отказ задумываться на некоторыми вопросами, которые, кажется, должны бы приходить в голову в первую очередь. Этот последний вид чаще всего и проявляется в разговорах о том, что «Христос не молчал бы», а обличал бы наших противников.

Прежде всего, люди избегают вопроса об истине самого Евангельского возвещения — а кто такой вообще Христос, истину ли говорит о Нем Церковь? Если Евангелие — это что-то из области «мифов народов мира», если это просто неправда, то зачем же на нее ссылаться? Если обетования вечной жизни — и предостережения о вечной погибели — ложны, то это поистине страшная ложь; если истинны — то это самая важная истина на свете. Как говорит Апостол, «а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, [то есть], мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. (1Кор.15:14−19)»

Если Христос не воскрес, то христиане — несчастные глупцы, а Апостолы, на проповеди которых стоит вся вера во Христа — лжесвидетели. Если это так, то может ли честный человек ссылаться на имя Христово, или заявлять, что Христос был бы на его стороне? Какой смысл в том, чтобы ссылаться на Христа, если Вы в Него не верите?

Как сказал английский писатель К.С.Льюис, «Вот — дверь, за которой вас ждет разгадка мироздания. Если ее там нет, христиане обманывают вас, как никто никого не обманывал за все века истории. И всякий человек (человек, не кролик) просто обязан выяснить, как обстоит дело, а потом — или всеми силами разоблачать преступный обман, или всей душой, помышлениями и сердцем предаться истине»

Евангелие ставит нас перед необходимостью определиться — если это истина, покоритесь ей; если это ложь — отвергните ее. Считать Евангелие ложью и в то же время пафосно ссылаться на него — нелепо и недостойно. Да, большинство из тех, кто ссылается, просто избегают вопроса «правда ли это?». Но избегать этого вопроса — самообман.

Такое избегание означает практический атеизм — положение дел, когда, теоретически, человек не заявляет себя неверующим, но на практике ведет себя так, будто Бога нет. Время от времени в СМИ появляются «откровения» от лица тех или иных недавно умерших известных лиц — которыми, они, якобы, незадолго до смерти поделились с кем-то еще. Мертвые безопасны для обманщиков в том отношении, что они в ближайшее время не смогут ничего опровергнуть. Им можно приписывать что угодно.

Чтобы приписывать свои политические симпатии (и антипатии) Богу, нужно какое-то несокрушимое неверие — бесстрашная уверенность в том, что человеку никогда не придется предстать на суд Того, чье имя он беззастенчиво использовал. И вот Церковь, помня о том, что все мы предстанем на суд Христов, избегает употреблять имя Божие всуе.

У православных людей могут быть разные политические взгляды — как об этом недавно еще раз сказал Патриарх — но очень важно различать богооткровенную истину и человеческие убеждения. Не обязательно ложные — просто убеждения людей, склонных грешить и ошибаться.

Это важно в духовном отношении, важно и в политическом. Вера во Христа предполагает более трезвый взгляд на себя — я могу быть, со своими пламенными убеждениями, неправ, и более милосердный взгляд на других — они вовсе не воплощение вселенского зла, они тоже люди, которые могут грешить и заблуждаться.

То исступление, когда человек видит себя, со своими политическими взглядами, воплощением добра, а своих противников — воплощением зла, и требует, чтобы Церковь, именем Божиим, безоговорочно поддержала его, это чрезвычайно бедственное духовное состояние. Для политической жизни это тоже бедствие; поэтому лучше не поминать имя Божие напрасно.

http://www.radonezh.ru/analytic/15 732.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru