Русская линия
Накануне.ruПротоиерей Всеволод Чаплин13.01.2012 

Может быть, христианскую партию мы увидим на выборах в Думу в 2016 году

Сегодня появились выдержки из коллективного блога Протоиерей Всеволод Чаплин«Православная политика», один из авторов которого глава синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин предложил поразмышлять, нужна ли в России политическая партия православных. Тут же последовали комментарии как ярых противников этой идеи, так и сторонников. В интервью Накануне.RU автор этой идеи рассказал, какие из христианских организаций смогли бы побороться за место в Госдуме и о какой альтернативе «болотным персонажам» накануне говорил патриарх Кирилл.

Вопрос:Сегодня один из членов Общественной палаты Георгий Федоров заявил, что Ваши высказывания по поводу создания христианкой партии являются неким пробным шаром, который Вы запустили, чтобы «прощупать» общественное мнение… С

Протоиерей Всеволод Чаплин: Ну, что ж, это одно из мнений, есть немало других мнений. Я и не скрывал того, что предлагаю обсудить эту идею. Кстати, я умышленно поставил вопрос скептически: «А нужны ли такие партии вообще? Возможны ли они?» Если вы помните, то в 90-е годы было немало попыток создать такие партии. Их было не менее десяти, и я с ними работал по поручению священноначалия нашей Церкви. Тогда в работе этих организаций выявились две серьезных проблемы — мелкий вождизм и взаимная разобщенность, которая доходила до враждебности. Сможет ли эта ситуация как-то измениться? Не знаю. Посмотрим. Впрочем, я уверен, что люди могут объединяться на основе любых ценностей и религиозных и не религиозных. Да, чаплин всеволод протоиерей заместитель председателя отдела внешних церковных связей московского патриархата|Фото: Накануне. ruнаше сегодняшнее законодательство не допускает создания партии по религиозному или национальному признаку, так что, люди, имеющие общие ценности, могут объединиться под каким-то нейтральным названием. Так, например, в Европарламенте есть христиане, именующие себя Европейской народной партией. Дискуссию на этот счет я считаю полезной. Кто-то высказывается за, кто-то против! Поживем — увидим! Может быть, кому-то реально удастся что-то построить…

Вопрос: Способна ли хоть одна из действующих христианских организаций перестроиться и стать партией. Например, российской народной партией?

Протоиерей Всеволод Чаплин: Сейчас есть попытка создания христианской политической организации на православно-протестанской основе. Она называется «Благодатная Россия». Посмотрим, что из этого может получиться. Я был у них на одном из собраний, и через несколько дней я буду встречаться с ними вновь, чтобы обсудить некоторые вопросы.

Для справки:

Христианское общественное движение «Благодатная Россия» было основано 8 октября 2011 года.

Организаторы движения декларируют, что Христианское общественное движение «Благодатная Россия» — первое в современной истории Российской Федерации движение, созданное с целью утверждения во всех областях жизни российского общества христианской системы ценностей, для создания в стране таких условий, при которых права и достоинство каждого человека уважаются на том основании, что каждый человек является носителем образа и подобия Божия. Движение создано россиянами, для которых социальные учения Русской Православной Церкви и других христианских церквей о достоинстве, свободе и правах человека стали призывом к действию. В число участников движения вошли не только православные верующие, но также протестанты и католики, поддержавшие основные документы движения и разделяющие его цели и задачи.

Но я думаю, что «Благодатная Россия» не останется одинока на этом поле, и предвижу создание нескольких чисто православных организаций. Ну, а дальше, повторяю, посмотрим, как они будут работать. Опыт девяностых годов был разочаровывающим, но сейчас уже другое время…

Вопрос: Где такие партии возьмут силы и средства, чтобы например, получить представительство в парламенте? Вы ведь в своем блоге оговорились, что не стоит, наверное, создавать партию, чтобы в конце концов, она получила 0,5 — 1% голосов, и где взять настоящего христианского лидера, который поведет за собой народ?

Протоиерей Всеволод Чаплин: А может, и не нужен никакой лидер, может, нужен технический координатор. Эту идею можно реализовать очень хорошо, а можно отвратительно. Все зависит от того, кто возьмет на себя ответственность за организацию православная партия|Фото: Накануне. RUэтой партии. Может быть, такую христианскую партию мы увидим уже на выборах в Думу в 2016 году. Все может быть. А может быть, более эффективным получится создание внутри крупных партий групп, которые ориентированы на религиозно-нравственные ценности. В конечном итоге все будет зависеть от того, насколько политики, которые будут чувствовать близость к этим ценностям, смогут найти отклик в народной душе. Если такой отклик будет найден, то придут и деньги, и влияние. Время создания партий сверху, путем применения политтехнологий проходит!

Вопрос: Давайте затронем другую тему. Не будет преувеличением сказать, что Патриарх Кирилл практически все свое традиционное рождественское интервью посвятил выступлениям сторонников теорий фальсификаций в Москве. В частности, он призвал власть сменить курс, чем вызвал ликование в либеральном лагере. Заговорили о новом влиянии Церкви на российскую политику, в чем, по-Вашему, это новое влияние и есть ли оно?

Протоиерей Всеволод Чаплин: Я бы разделял политическую борьбу, межпартийное противостояние и общественную позицию церкви. Церковь всегда высказывалась и будет высказываться по важным для общества вопросам — социальным и экономическим. То, что Патриарх высказался, в этом нет ничего нового. В 1993 году, в 1996 году в период нарастания напряженности перед президентскими выборами Церковь собирала вместе представителей противостоящих сторон, такого рода роль для церкви естественна. Не высказываться по поводу столь значимых для народа событий церковь не может, конечно, святейший Патриарх высказывается максимально ответственно. Если бы Вы были патриархом, Вы бы, наверное, поступали так же. На этом фоне другие представители Церкви высказываются более свободно, перед митингом многие священники говорили, и Ваш покорный слуга тоже. Патриарх говорит на эту тему все последние две недели, как минимум.

Вопрос: Патриарх призвал общество обратить внимание на устройство Церкви как демократической системы. Принято считать, что Русская Православная Церковь — достаточно авторитарная система. Что, по-Вашему, имел в виду Патриарх?

Протоиерей Всеволод Чаплин: Церковь иерархична, все решения принимаются епископами. На уровне епархии или на личном общецерковном уровне или через собор епископов. Правила полагают, что епископ должен советоваться с духовенством и народом. Точно такой же способ был заложен в российской монархии и, между прочим, мне думается, что тогда контакт между властью и народом был более прямой и более живой, чем во многих вариантах современной демократии.

Вопрос:Можете привести пример?

Протоиерей Всеволод Чаплин: Достаточно обратиться к книгам Александра Горелина, который приводит множество примеров совещательных органов — как в Древней Руси, так и в Российской Империи. А в Церкви сегодня усиливается советование Патриарха и других иерархов с духовенством, церковным народом, экспертами, через межсоборное присутствие, в котором участвуют самые разные люди от монархов до политологов. Так что, такое советование необходимо. В высшей степени оно было бы полезно для нынешней власти.

Вопрос: Также была высказана мысль о том, что Церковь могла бы внести свою лепту в создание в России гражданского общества, увеличив социальную и гражданскую активность на уровне приходов. В частности, Патриарх Кирилл отметил, что на уровне приходов можно эффективно бороться с коррупцией. Православная общественность в последние годы действительно активизировалась, мы знаем, что ряд общественных выступлений против законодательных инициатив в области образования, здравоохранения достигли своего успеха. Можно ли считать предложение Патриарха альтернативой? Кажется, он предложил альтернативный механизм создания гражданской активности, альтернативу «героям» Болотной площади?

Протоиерей Всеволод Чаплин: Видите, я бы не связывал это с местными и политическими событиями. Приходам свойственно быть центрами общественной жизни, так у нас было до революции, так происходит во многих странах мира. Святейший патриарх, еще будучи митрополитом, 20 лет назад, активно к этому призывал. Я, например, служу в храме, в котором в конце 19-го — начале 20-го века объединялись на ниве общественной деятельности рабочие и владелец местной мануфактуры, было много разных инициатив, в том числе и социальные. Эти процессы ушли в советское время благодаря понятным обстоятельствам. В большинстве стран приходы являются основой гражданского общества на местном уровне, а иногда и на национальном.

Вопрос: А как насчет коррупции?

Протоиерей Всеволод Чаплин: Конечно, естественно, поскольку эта проблема одна из самых волнующих для граждан России, она волнует и Церковь. Более того, мне приходилось, как священнику, предлагать выкладывать данные о разного рода преступлениях в интернет, чтобы изобличать их таким образом. Обличение пороков всегда было органичным для христианской общины действием.

Вопрос: Патриарх упоминал, что шанс создать такое общество был потерян в начале ХХ века. Он вспомнил, что такой проект разрабатывал Витте. Можете подробнее рассказать?

Протоиерей Всеволод Чаплин: Не только Витте и не только митрополит Антоний Московский работали над тем, чтобы приходы играли важную роль в жизни государства. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в свое время сделал свой храм в Кронштадте центром социального служения, открыв дом трудолюбия, в котором работали люди, лишенные социального статуса, он активно высказывался по разным вопросам жизни страны. Был одним из основателей Союза Русского Народа, можно эту организацию по-разному оценивать, но она была одна из самых сильных в стране. Примеров достаточно.

Вопрос: Другая альтернатива — «христианский универсализм» вместо национализма. Что это такое?

Протоиерей Всеволод Чаплин: В Церкви всегда соединялись патриотизм и универсализм. Церковь открыта всем народам без исключения. Более того, наша Церковь становится все более и более многонациональна, сейчас в ней появились и китайцы, и выходцы из Африки. Исторически она складывалась как многонациональная, украинцы, белорусы, православная миссия собрала вокруг себя многих представителей западных народностей. Предпочтительное или уничижительное отношение к тому или иному человеку или целому народу — это греховное чувство. В то же самое время христианин призван быть патриотом своей страны, заботиться о ее будущем, о ее духовной свободе и независимости и о том, чтобы она была достойно представлена в мире.

Вопрос: Как тогда объяснить, почему священники и прихожане Русской Православной Церкви — частые гости Русских Маршей? Это не дискредитирует идею «универсализма»?

Протоиерей Всеволод Чаплин: Знаете, я среди православных людей, которые участвуют в Русских Маршах, ни разу не встречал тех, кто бы относился с предубеждением или уничижительно к каким-либо народам или их представителям по определению. Эти люди ставят вопросы о нелегальной миграции с этнически окрашенной преступностью, заботятся лучшем будущем для России, о более сильной России в мире. Это совершенно естественно, это не национализм, это справедливость и патриотизм. У нас привыкли клеить ярлыки националистов и чуть ли не нацистов ко всем, кто употребляет слово «русский», я считаю это несправедливым и неправильным.

Сергей Ганьжин, Иван Зуев

http://www.nakanune.ru/articles/16 125/


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru