Православие и современность | 14.01.2012 |
Колыбель святости
Будущий святитель родился в 329 году в знатной христианской семье в городе Кесарии Каппадокийской. В семье было десять детей, пятеро из них впоследствии были канонизированы Церковью. Дед и бабка Василия со стороны отца во время гонения Диоклитиана в течение семи лет скрывались в лесах и пустынях. Мать святого Василия, Емилия, была дочерью мученика. Вырастив детей, она со старшей дочерью Макриной и несколькими девственницами устроила монастырь в фамильном поместье на реке Ирисе. Для мальчика семья была настоящей колыбелью святости, истинной домашней Церковью, где христианский подвиг был явлен самыми близкими ему людьми.
Университет
Получив начальное образование в Кесарии и в Константинополе, Василий отправляется учиться в знаменитый Афинский университет. В то время Афины были центром языческой культуры. В университете при желании можно было получить блестящее образование, а изучение языческой культуры было необходимо Василию, чтобы узнать врага поближе, разведать его сильные и слабые стороны. Впоследствии он напишет свое произведение нравоучительного характера «Слово к юношам», где будет говорить о той пользе, какую можно извлечь из изучения языческих сочинений. Это было актуально, так как даже в христианских семьях детей учили читать не только по Псалтири, как у нас на Руси, но и по Гомеру, что вызывало яростные споры.
Большинство студентов Афинского университета, вырвавшись из-под опеки родителей, вели веселую праздную жизнь. В университете в основном училась золотая молодежь, а она во все времена примерно одинакова. Богатые родители регулярно присылали деньги, которых с избытком хватало, чтобы жить в свое удовольствие. Василий, сторонясь дурных сообществ, погрузился в учебу. В университете он близко подружился с молодым человеком по имени Григорий (будущий святитель Григорий Богослов). Друзья пронесли это духовное родство через всю свою жизнь. Вспоминая о годах учебы, святитель Григорий Богослов говорил, что они знали лишь две дороги — в храм и в университет. Дословно: «Нам известны были две дороги: одна, это — первая и превосходнейшая, вела к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая, это — вторая и неравного достоинства с первою, вела к наставникам наук внешних». (Это крылатое изречение знакомо, пожалуй, каждому семинаристу. Многие семинарии Русской Церкви отмечают свой актовый день 12 февраля, в день памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, каждый из которых являет пример истинного пастырства.)
На фоне остальных студентов друзья резко отличались своей ученостью и нравственными качествами. Но был в университете еще один человек, для которого также существовали лишь две дороги — в университет и в храм, только в храм языческий. Молчаливый замкнутый юноша ночи напролет просиживал в университетской библиотеке, а на занятиях поражал наставников своими знаниями в области языческой культуры и философии. Это был племянник покойного императора Константина Великого Юлиан, который войдет в мировую историю как Юлиан Отступник. Став императором, он, одержимый идеей возрождения язычества, будет устраивать гигантские жертвоприношения и сетовать на то, что его подданные настолько христианизировались, что оставшиеся язычники не знают, как правильно принести жертву. Юлиан будет воевать с Христом всю свою жизнь и, конечно, потерпит крах. В очередном военном походе, получив смертельное ранение, он перед смертью с отчаянием воскликнет: «Ты победил, Галилеянин!»
Монашеский путь
В житии не говорится, с какого возраста в душе святого Василия возникло желание оставить мир. Закончив учебу, будущий святитель какое-то время проработал адвокатом (или как тогда говорили — ритором). Вскоре убедившись, что этот образ жизни совсем не соответствует его духовным стремлениям, он оставляет службу и предпринимает путешествие по монастырям Сирии, Египта и Палестины. Эта поездка окончательно убедила его принять монашество. Вернувшись домой, святой Василий раздал свое имущество бедным и поселился в уединенном месте, на берегу реки. Скоро своими письмами Василий Великий привлек в пустыню Григория Богослова. Друзья начали подвизаться в суровых условиях, не имея ни крыши над головой, ни очага. Они довольствовались самой скудной пищей; сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести. Ни тот ни другой не были приспособлены к физическому труду. Они больше привыкли держать в руках книгу, нежели топор или молоток. Но так жили настоящие подвижники, которых святой Василий увидел в пустынях Сирии, Египта и Палестины, и это зрелище настолько поразило его, что он решил либо стать таким же, как те монахи, либо умереть. Святой Григорий старался не отставать от своего товарища. Изысканные богословские диспуты сменились суровыми аскетическими трудами, с рук не сходили мозоли и ссадины, ночи друзья проводили в молитве и чтении Священного Писания. Через какое-то время со всех концов страны к ним под духовное руководство стали стекаться подвижники, которые искали ангельского жития.
Великий архиерей
Вскоре и святой Василий, и святой Григорий становятся священниками, а потом и епископами. В сане епископа талант святого Василия раскрывается во всей своей полноте. Он был пастырем по призванию, по своему естеству; в пастырстве был смысл его жизни. Как пишет А.Л. Дворкин в книге «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви»: «Великий пастырь, св. Василий был и великим церковным политиком. Ему приходилось о многом умалчивать, проявлять гибкость и мягкость в вопросах второстепенных, чтобы отстоять главное, и находить новые формы выражения веры Церкви, чтобы объединить и примирить всех.
Св. Василий был великим организатором монашеской жизни — он одним из первых теоретически обосновал монашество, определил его место в Церкви, сформулировал многие правила монашеской жизни. Св. Василий рекомендовал общежительное монашество, как самое полезное для души, хотя не отрицал и отшельнической жизни. В монашестве каппадокийский пастырь видел стремление к евангельскому идеалу. Но так как все возможные духовные дары без любви — ничто, а Евангелие не отделяет любви к Богу от любви к ближнему, то отшельническая жизнь гораздо менее совершенна, чем жизнь члена общины. Основной заповедью для подвижников должна быть любовь, и от напряженной, закаленной в подвиге любви ожидал Василий Великий мира для мира.
Именно эта любовь руководила св. Василием всю его жизнь; она и сделала его одним из тех миротворцев, о которых говорит Господь в Нагорной проповеди; в ней корни его необычайной милости, его активности в доброделании…»
Несмотря на свою гибкость и уступчивость, святитель Василий занимал бескомпромиссную позицию, когда дело касалось догматических вопросов. В то время Церковь терзала ересь Ария (ариане считали Христа не равным Богу Отцу). Однажды, когда императорский префект-арианин стал требовать, чтобы святитель уклонился от Православия, и в случае неподчинения угрожал расправой, святитель Василий ответил так:
— Если можешь, угрожай чем-нибудь другим, а этого я не страшусь. Кто ничего не имеет, у того нечего отнимать, разве потребуешь это волосяное рубище и немногих книг, в которых все мои пожитки; изгнания не знаю, ибо вся земля Господня. А истязания что причинят мне, когда нет у меня тела? Смерть же для меня благодеяние: она скорее соединит меня с Господом, для Которого живу и тружусь и к Которому давно поспешаю.
— Никто еще так со мною не говорил, — ответил пораженный префект.
— Вероятно, тебе еще не случалось говорить с епископом; иначе, без сомнения, говоря о подобном предмете, услышал бы такие же слова, — отвечал святой Василий.— Мы во всех других случаях кротки, смиреннее всякого, этого требует от нас заповедь Божия, и не только пред таким могуществом, но даже пред кем бы то ни было; а когда дело идет о славе Божией, — тогда, презирая всё, имеем в виду одного Бога. Огонь, меч, звери и железные когти скорее будут для нас наслаждением, нежели произведут ужас. Пусть слышит о сем царь, что ты не покоришь себе нас и не заставишь приложиться к нечестию, какими ужасами ни будешь угрожать.
Святитель Василий оставил после себя бесценное богословское наследие. Он написал трактат «О Святом Духе», разработал новую терминологию, которая более точно определяла православное учение о Святой Троице. Чин Божественной литургии, которая совершается десять раз в году, носит имя святителя. Хотя, как утверждают специалисты, известная нам Литургия Василия Великого — более позднего происхождения, но Евхаристический канон, скорее всего, написан им самим. Самые известные его проповеди на Священное Писание — это «Шестоднев»: беседы на начало книги «Бытия», где повествуется о сотворении мира. Святому Василию принадлежат «Беседы на псалмы» и комментарий на первые 16 глав книги пророка Исаии.
Смерть святителя
Во то время жил в Кесарии один иудей по имени Иосиф. Он занимался медициной и обладал удивительной способностью по пульсу определять болезнь человека и день, и даже час его смерти. Однажды святитель заболел и призвал к себе Иосифа.
— Что скажешь ты обо мне, лекарь? — спросил святой.
— Поспеши отдать последние распоряжения, ибо с минуты на минуту нужно ожидать смерти.
Тогда Василий спросил:
— А если я останусь жив до утра, до шестого часа, что ты тогда сделаешь?
Иосиф ответил:
— Пусть я умру тогда!
— Хорошо, — сказал на это святой, — умри, но умри греху, чтобы жить для Бога!
После этого разговора святитель стал молиться Господу, чтобы он сохранил ему жизнь до утра, горя желанием обратить Иосифа в истинную веру. Когда утром лекарь пришел и увидел святого живым, он был поражен этим чудом. Святитель Василий, превозмогая болезнь, сам крестил Иосифа — и вскоре умер. Ему было всего 49 лет.
Подготовил Денис Каменщиков
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=59 006&Itemid=3