Русская линия
ОВЦС МПМитрополит Иларион (Алфеев)12.01.2012 

Рождество Христово — не просто повод для светского торжества

Председатель Отделa внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)Иларион дал интервью порталу «Актуальные комментарии».

Традиция праздновать Рождество Христово складывалась на протяжении многих столетий. В прошлом веке атеистическая власть в России попыталась заменить его «светским» праздником Нового года. В современном обществе Рождество Христово вновь отмечается повсеместно, и можно видеть, как тесно в этом празднике переплетаются народные традиции и церковное благочестие. Хотелось бы отметить, что термин «светскость», который возник в период Французской революции и подразумевал принцип отделения гражданского общества от Церкви, никак не повлиял на традицию празднования Рождества во Франции.

Я знаю по собственному пастырскому опыту, что для значительной части современного российского общества Рождество Христово — не просто повод для светского торжества, оно наполнено глубоким религиозным содержанием и радостным переживанием пришествия в мир Господа и Спасителя.

Русская Православная Церковь находится за рамками политической борьбы, не поддерживает политические партии и не придерживается какой-либо политической идеологии. Задача Церкви — проповедовать евангельские идеалы, содействовать их воплощению в жизни общества, объединять людей на основе нравственных ценностей. Политические же баталии, к сожалению, скорее, способствуют разделению людей на различные лагери в зависимости от политических предпочтений.

Согласно христианскому учению, Церковь имеет надмирную природу, над которой не властны законы земного человеческого общежития. В то же время Церковь существует во вполне конкретных историко-социальных условиях, состоит из обычных людей, а потому не может не реагировать на окружающую действительность, снисходить к нуждам своих чад. Отсюда проистекает участие Церкви в общественной жизни.

Сегодня наша Церковь стремится ответить на социальный запрос, который можно сформулировать как стремление человека и даже отдельных социальных групп и институтов найти нравственную опору. Именно поэтому Церковь идет в школы, вузы, интернаты, больницы и учреждения социальной защиты, армию, исправительные учреждения. На приходах ведется активная образовательная, культурная, социальная деятельность. Такое служение Церкви — не самореклама или попытка достичь веса и признания в обществе, а проявление чувства ответственности за будущее народа, исполнение своего призвания в мире.

На мой взгляд, говоря о присутствии Церкви на общественном поле, нужно абстрагироваться от стереотипов о попытках воздействия на политическую сферу и сконцентрироваться на осмыслении той духовной и нравственной поддержки, которую Церковь оказывает людям.

Включение в образовательный процесс российских школ предмета «Основы религиозных культур и светской этики» или, как он назывался на заре общественной дискуссии на эту тему, «Основы православной культуры», активно обсуждается на протяжении многих лет. За это время было сломано немало копий как сторонниками духовно-нравственного компонента в школьном образовании, так и его противниками. На суд общественности выносились различные варианты учебных программ, методические материалы построения учебного курса. Суммируя дискуссию, можно сказать, что все ее участники сходятся во мнении о необходимости устранить вакуум в школьном воспитательном процессе. Другое дело, какие именно ценности должны лечь в основу школьного воспитания.

На мой взгляд, нет иных столь же понятных людям ценностей, как правда, любовь и добро, жертвенность и справедливость, уважение и забота в семье и межличностных отношениях, взаимопомощь и поддержка — все то, что проповедует Церковь, основываясь на Священном Писании и Предании. Без осознания этих ценностей и получения навыка их воплощения в повседневной жизни невозможно говорить о нравственном благополучии людей.

Современное бытие общества ярко характеризует сказанное: люди все меньше заботятся о нравственном измерении своей жизни. Причиной этого во многом является агрессивная проповедь потребительского подхода к жизни, которая активно ведется в средствах массовой информации. Люди постепенно привыкают к закону существования, в котором человек человеку — волк, а потому и выживает тот, кто смог дать взятку чиновнику и получить искомое, неправдой получить повышение по службе, присвоить чужое.

В данной ситуации возвращение к нравственным основам более чем актуально. По моему мнению, введение уроков религиозно-нравственного образования в школе позволит прививать детям духовные и этические ценности, ориентировать их на ответственное поведение.

Что же касается нерелигиозных родителей, то в предмете «Основы религиозных культур и светской этики» предусмотрен соответствующий образовательный модуль, сущность которого отражена в том числе и в самом названии учебного курса.

Церковь оперирует понятиями духовной пользы, исходит из необходимости творческого развития личности и отнюдь не испытывает страха перед новизной.

Если обратиться к так называемому православному сегменту рунета, то можно отметить высокие темпы его развития. Большинство храмов открыли свои страницы в интернете, а православные священники и миряне проявляют активность на форумах и в блогах.

Действует огромное количество информационных ресурсов, новостных агентств, групп в социальных сетях, создатели и участники которых принадлежат к православной традиции. Мы рады такой медийной активности наших братьев и сестер.

Однако сфера информационных технологий имеет и негативное измерение. Безотносительно к убеждениям человека его жизнь не должна ограничиваться виртуальным пространством. Все люди призваны существовать в реальном, сотворенном Богом мире. Здесь, прежде всего, совершается наше служение Богу и ближним, здесь, а не в интернете — наш дом.

Мы обеспокоены созданием и использованием новых информационных технологий, которые формируют некую наркотическую привязанность к виртуальному общению. Мы против такого интернета, в котором не работают моральные законы, где можно свободно оскорблять, злоупотребляя анонимностью.

Компьютерные игры также могут быть формой образования детей, но могут и рождать в них страсть и ненависть, которые рано или поздно выплеснутся в реальный мир. Если игра помогает ребенку в его интеллектуальном развитии или отдыхе, не становясь идолом, то ее использование вполне допустимо. В противном случае возникает реальная угроза духовному и психологическому здоровью человека, происходит деградация личности.

Стечение верующих к честному Поясу Божией Матери стало беспрецедентным свидетельством благочестия русского народа. Люди ищут помощи Божией и заступничества Пресвятой Богородицы — эти духовные реалии, не поддающиеся формальной рефлексии, являются основой религиозной жизни.

Духовные устремления человека, которые берут свое начало в опытном переживании близости Бога, определяют все стороны жизни, и в первую очередь влияют на укрепление нравственного самосознания личности. Для того чтобы понять, почему около трех миллионов человек пришли поклониться Поясу Богородицы, социологический подход оказывается недостаточным — о религиозном чувстве необходимо говорить на языке духовных понятий и определений, которых очень часто не хватает в словарном запасе современного человека.

http://www.mospat.ru/ru/2012/01/09/news56149/


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru