Вера-Эском | Священник Игорь Сальников | 05.01.2012 |
В интернет-журнале одного своего собрата, недавно рукоположённого во иерея, прочёл заметку, в которой говорилось о том, что не стоит, дескать, священнику смущаться богатства, лукавить, скрывать накопления и машины от людей. Каждый должен жить по силам и средствам. Пусть люди видят, что духовенство живёт хорошо, и имеют уважение к сану. В пример приводился праведный Иоанн Кронштадтский, который намеренно носил дорогие рясы, и многие другие святители и священники этого не стыдились…
На фото к блогу был изображён новый серебристый внедорожник «Лэндкрузер» — дорогая машина.
В комментариях семинарская братия соглашалась с недавним своим соучеником: натерпелись-де лицемерия, надо обустраивать Россию, а начать — с самих себя! Маститые протоиереи и иереи сквозь многоточные смайлы улыбались в комментах: дескать, молод ещё, хлебни с нашего. Потом увидишь, как горбом и поклонами эти самые джипы зарабатываются. Сначала общину подними, потом храм построй, контакты наладь с местным и своим начальством, валокордину попей. А там уже, может, «спонсеры» дадут какую импортную «тачку» с предпринимательского плеча.
Читая эти рассуждения, я вспомнил эпизод, случившийся со мной во время паломничества в один из среднерусских монастырей. В те дни, когда я там гостил, в монастыре отмечали престольный праздник, на который съехались гости — видные российские военачальники, благотворители, помогавшие восстанавливать монастырь из руин. Возглавил торжества правящий архиерей. Помолились, послужили Богу, друг другу, приложились к мощам отцов-основателей. Братия провожала по-монастырски ласково, зная, что я «муж словесный», надарила множество душеполезных книг из лавки. Естественно, всё это сокровище в Москву нужно было как-то везти. И случилась оказия. По служебным делам одному брату нужно было ехать в первопрестольную. Нашлось место и для меня.
Машинка показалась мне заезженной, неказистой: кем-то пожертвованные «Жигули» седьмой модели. Но я утешил себя тем, что для наших колдобин она в самый раз.
Выехали в посёлок рядом с монастырём, и тут неудачно нам загородил дорогу бортовой грузовик, перевозивший местных женщин на полевые работы. Все бабы выглядели на один непонятный возраст — то ли 40 лет, то ли 50; худые, жилистые, в сереньких платьицах и платочках. В руках держали орудия своего сельхозпроизводства. Женщины ехали стоя — только так они могли поместиться в кузов.
Я сидел в подряснике на мягком сиденье, ловил их усталые, равнодушные взгляды. И чувствовал какой-то дискомфорт. Оно, конечно… Говорил Господь преподобному Антонию Великому: «А ты себе внимай». Не пойдёшь супротив рожна. Надо смиряться каждому на своём месте. тогда и единство, и мир в обществе будут.
Но, глядя в эти выцветшие глаза, я понял, что кичиться богатством духовному лицу точно не стоит.
…До старца, чтобы открыть помыслы, мне тогда доехать не удалось. Так всё и осталось.