Радонеж | Сергей Худиев | 05.01.2012 |
Пророки Ветхого Завета предвещали приход Мессии — Божьего помазанника, того, кто принесет спасение. Ко временам Христа ожидание Его прихода стало особенно напряженным. Люди представляли себе Мессию как могучего, победительного воина, который накажет нечестивых язычников, угнетавших народ Божий, и установит царство сказочного мира и изобилия. Когда Мессия оказался совсем не таким, большинство народа отвергло Его. Нам легко упрекать людей того времени, дивиться их неверию и жестокосердию — но разве люди нашего времени не проявляют тех же качеств? Христос приносит Спасение, купленное Ценой Его собственной смерти на Кресте — и так многими оно оказывается невостребовано. Почему?
Посмотрим, о каком спасении идет речь — и какого спасения ищут люди. Евангелие говорит о грядущем Младенце, что «Он спасет людей Своих от грехов их. (Матф.1:21)». Это спасение от чего-то внутри нас самих — от порчи, от греха, от безумия и противления. Спасение, которого, по большей части искали древние Иудеи — и современные Россияне — это спасение от чего-то внешнего. От неприятных, давящих обстоятельств, от других людей, которые поступают с нами несправедливо. Люди первого века жили впроголодь — и мечтали о мессианской эпохе, когда еды будет вдоволь; они жили под тиранической властью как династии Иродов, так и стоявших над ними римских оккупантов — и хотели, чтобы Мессия крепкой рукой навел порядок и установил более справедливое правление. От Мессии ожидали, что Он удовлетворит чаяния и нужды народа — как невинные, такие как потребность в сытости и безопасности, так и более сомнительные — такие как потребность попрать, наконец, нечестивых язычников и превознестись над ними. Впрочем, и это желание легко было истолковать в благочестивом ключе — разве чтители истинного Бога не должны быть превознесены над скверными идолопоклонниками? Не служит ли к оскорблению имени Божьего то, что Его народ страдает под властью нечестивых?
Когда выяснилось, что этого Мессия не сделает, рухнувшие надежды вылились в разочарование и даже ненависть, крики «Осанна» сменились криками «Распни Его!». Но уже в событиях Рождества видно, что происходит что-то, что люди не ожидают — и не очень-то хотят. Мессия приходит в мир как Младенец в бедной семье. Его Пречистой Матери не находится места в гостинице. Он не приносит избавления от всех бед — напротив, Его самого нужно спасать от ярости Ирода, ближайшие к Нему люди не только не получают сытости и безопасности, но вынуждены становиться беженцами.
Он явно не приносит людям того, что они хотят. И это очень важно отметить. Спасение неожиданно — люди хотят спасения в категориях этого мира — достатка, безопасности, иногда, хуже, мести и власти, когда Бог возвысит нас над нашими врагами. Но у Бога иной замысел — сделать нас святыми и причастными истинному благу. С точки зрения падшего человека спасение должно состоять в том, что его желания будут удовлетворены; Бог видится как средство к получению того, что хотим мы. Очень часто и почти незаметно — и в I веке, и в XVI, и в XXI — люди объявляют свои хотения волей Божией («Бог сказал мне напасть на Ирак») и видят в Боге небесного покровителя и небесного гаранта своих идеалов, своих ценностей и своих проектов. Светские религиоведы, усматривающие в Боге проекцию коллективного «я» религиозной или этнической группы, воплощение ее ценностей и ожиданий, в чем-то правы — люди постоянно формируют свой образ Бога исходя из своих желаний. И когда настоящий, живой Бог становится Младенцем в Вифлееме, они оказываются к этому трагически неготовы — не готовы и сейчас.
Но Бог не исполняет наших желаний. Для того, чтобы мы обрели подлинную, вечную радость, для которой Он нас создал, мы должны научиться желать другого. Маленький ребенок хочет игрушек и сладостей, но ему нужно вырасти и войти в мир взрослых радостей и взрослых обязанностей. Желания падшего человека часто не служат к его подлинному благу. Есть циничная присказка «не учите меня жить, лучше помогите материально» — и, как правило, человек, говорящий такое, нуждается именно в том, чтобы научиться жить, а от материальной помощи ему будет мало толку.
Бог хочет научить нас жить — и преобразить нас изнутри Своей благодатью, которую Он подает через молитву и Таинства Церкви. Сделать нас другими людьми — людьми, способными воспринять ту вечную радость, которую Он нам уготовал. Спасение, которое приносит Христос, состоит не в том, что Бог меняет внешние обстоятельства или других людей, а в том, что он меняет нас самих.
В наши дни люди живут не в пример сытнее, безопаснее и свободнее, чем в I веке, но также полны негодования на обстоятельства и на других людей. Они также уверены, что это обстоятельства и другие люди должны измениться — и не видят необходимости меняться самим. Именно в этом — корень непонимания между миром и Церковью. Почему Церковь не ополчится на наших врагов? Почему Церковь лезет учить нас жить, вместо того, чтобы сделать, как мы хотим? Ответ, который можно сразу дать, будет несколько обескураживающим — потому, что сам Христос не собирается делать, как вы хотите. Потому что вам это было бы вам не на пользу.
Христос приходит не для того, чтобы изменить других людей, или обстоятельства вокруг нас, которыми мы недовольны. Он приходит, чтобы изменить нас самих. Мы должны перемениться — изменить свои взгляды и предпочтения, ценности и идеалы, главные цели в жизни и повседневные поступки. Тогда мы и увидим, как извлечь сучки из чужих глаз — но не раньше. Бессмысленно задаваться вопросом «как бы мне приспособить Христа к моим целям, устремлениям, идеалам и интересам». Единственный вопрос, который имеет смысл это «Господи! что повелишь мне делать? (Деян.9:6)».