Русская линия
Радонеж Алексей Харитонов31.12.2011 

Игумен в узах

Арест игумена Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема привлек огромное внимание во всем православном мире; протест выражают не только греческие православные, Епископы и миряне. Свою обеспокоенность выразил российский МИД, с призывом к скорейшему освобождению игумена Ефрема обратился святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Отметим, что архимандрит Ефрем — друг нашей страны, и благодаря ему у миллионов россиян была возможность почтить одну из величайших православных святынь — пояс Богородицы.

Представители греческих властей, в ответ на озабоченность россиян, отвечают, что происходящее — их внутренне дело. Что же, разумеется ни Русская Православная Церковь, ни российское государство не претендует на то, чтобы вмешиваться в деятельность судебной власти в чужом государстве. Однако выразить свое огорчение и недоумение происходящим вполне уместно. Как сказал святейший Патриарх Кирилл, «Не подвергаю сомнению полномочия органов греческого правосудия и выражаю надежду на справедливое и объективное решение по делу об имуществе Ватопедского монастыря. Вместе с тем, испытываю недоумение в связи с применением тюремного заключения прежде судебного рассмотрения дела по существу в отношении монаха, не представляющего угрозы для общества и неоднократно выражавшего готовность сотрудничать со следствием».

Не будучи профессиональным юристом и не разбираясь в подробностях взаимоотношений монастыря с греческим государством, трудно оценивать юридическую сторону дела; это работа адвокатов. Нельзя, однако, не отметить какую-то странную чрезмерность и демонстративность в поведении властей. Полиция, которая является арестовать настоятеля одного из самых старых и уважаемых афонских монастырей — явление знаковое, и знак это выглядит весьма зловещим. С процессуальной точки зрения арест, по меньшей мере, непонятен — едва ли власти имели основания опасаться, что пожилой и больной Игумен пустится в бега; вряд ли были причины подозревать его в том, что он примется нападать на свидетелей или еще как-то угрожать общественной безопасности. И уважение к возрасту, и уважение к сану, и элементарный здравый смысл требовали бы оставить архимандрита Ефрема на свободе, по крайней мере, до приговора суда — в крайнем случае, у властей была еще одна возможность — ограничиться домашним арестом.

Трудно не испытывать боли, глядя на то, как почтенного седобородого старца уводят в тюрьму, как какого-нибудь разбойника; особенное беспокойство вызывает состояние здоровья архимандрита Ефрема. Что же побудило греческие власти действовать именно таким образом?

Мы не знаем, но фон, на котором происходят эти события, обращает на себя внимание. Огромные долги, в которых оказалось греческое государство, позволяют европейским кредиторам диктовать свои условия и ставят суверенитет этой небольшой страны под вопрос; а положение Православной Церкви в Греции давно уже вызывает неудовольствие у идеологов «европейского проекта». С другой стороны, долговой кризис создает определенные возможности для давления на Церковь. Мы помним, что в нашей стране в свое время голод был использован для изъятия церковных ценностей и гонений на духовенство. Конечно, нынешнее положение Греции, слава Богу, далеко от голода, а нынешние греческие власти все же, будем надеяться, не большевики, но нынешнее сочетание обстоятельств делает ситуацию особенно тревожной.

Поэтому так важно, чтобы наши греческие братья знали, что в этом испытании мы с ними, с архимандритом Ефремом, по слову Апостола «Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле. (Евр.13:3)».

http://www.radonezh.ru/analytic/15 654.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru