Татьянин день | Игорь Матвеев | 27.12.2011 |
С какими проблемами приходится сталкиваться организаторам православных выставок? Существуют ли пути их решения? Как избежать присутствия поддельных монастырей и оккультных организаций на православных выставках? На эти вопросы отвечает руководитель творческого объединения «Духовное наследие» (Санкт-Петербург), эксперт Государственной Думы РФ Игорь Валерьевич Матвеев.
— Игорь Валерьевич, как давно Вы занимаетесь проведением православных выставок?
- Вообще выставочной деятельностью я занимаюсь более восьми лет. Но именно православные выставки провожу всего полтора года. Я — культуролог, историк русской культуры. Именно здесь я нахожу убежище для своих интересов — то, что невозможно найти в рамках вуза.
Интересно то, что история проведения православных выставок в Санкт-Петербурге начинается с дореволюционных времен. Первая выставка была проведена в 1894 году. Ее патронировали члены царской фамилии, впоследствии канонизированные. Не так давно возникла идея написать икону православных выставок, освятить ее и иметь некую общую святыню, покровительницу православного выставочного движения. По этому вопросу пока ведутся исследования. На выставку 1894 года был достаточно дорогой на вход — 50 копеек, монастыри и храмы продавали там свои рукоделия, по тем временам это было совершенно нормально. Впоследствии такой формат и был воспринят петербургским выставочным объединением «Рестэк»: выставка, где экспонент может что-то заработать.
Первая подобная выставка была проведена «Рестэком» в 1994 году — ровно через сто лет после первой православной выставки в Санкт-Петербурге. Нашей организации «Духовное наследие» захотелось предложить свой вариант проведения выставок — при всем уважении к «Рестэку».
Выставки мы проводим в Казани и Петербурге. В Петербурге летом мы проводим Троицкую православную выставку, ярмарку «Медовый Спас», осенью — выставку-ярмарку «Хлебосолье», зимой — Зимнюю православную выставку и выставку-ярмарку «Православная масленица». Как видите, объем работы большой. Наши экспоненты приезжают со всех концов России и ближнего зарубежья: от Хабаровска — на востоке до Западной Украины и Белоруссии — на западе, от Крыма — на юге и с Соловков — на севере. Участвуют в наших выставках не только русские монастыри и храмы — среди участников сербы, греки, украинцы и белорусы, на Зимней выставке есть один монастырь из Грузии.
— С какими сложностями Вам пришлось столкнуться в самом начале организации православных выставок?
- Были сложности из-за клеветнических статей портала Кредо.Ру. Наш владыка очень остро реагирует на любые жалобы, а сил и времени, чтобы разобраться и проверить подлинность обвинений, у секретариата нет. Только после того, как я показал, что вместе с клеветническими статьями о наших выставках Кредо.Ру публикует материалы, хулящие Патриарха, мне удалось доказать нашу невиновность.
К сожалению, пока что в Патриархии отсутствует официальное курирование православных выставок. Пока нет назначенного лица, которое бы системно занималось выставками. Правда, на сегодня миссионерский отдел Санкт-Петербугской епархии имеет специальное благословение владыки Владимира, чтобы контролировать их содержание с точки зрения ереси: там проверяют книги и диски на предмет антихристианского содержания. А что делать, нужна чистка рядов! Но, в общем и целом, я вижу прогресс, общее повышение качества выставок.
— Это Вы в Москве, наверное, не бывали!
- Нет, в Москве я бывал многократно, видел выставки в 69-м и 70-м павильоне ВВЦ и пришел в ужас. Я писал гневные письма в Патриархию по поводу того, что там творится. Но пока что мои обращения не возымели действия.
Что мы делаем для того, чтобы у нас не было так, как в Москве? Все монастыри, приходы и издательства тщательно проверяются — еще на этапе подачи заявок на участие. Здесь нет фальшивых монастырей. Мы звоним в епархию, узнаем точный телефон, связываемся с настоятелем монастыря, получаем от него всю требуемую информацию.
Я провожу выставки также в Казани — там мощная исламская диаспора, так что это особая ответственность. Я попросил четкие инструкции от митрополии — в противном случае мне пришлось бы поступать по собственному разумению. В принципе, получил письменный ответ на свои вопросы, который может являться неким стартом, но окончательно все еще не отработано. Итоговый текст хотелось бы доработать и представить на рассмотрение в Патриархию.
Пресса нужна именно для того, чтобы остро освещать общественные вопросы. Плохо то, что православные издания так мало пишут о проблемах православных выставок.
— Но коммерческой составляющей подобных выставок все равно не избежать. Как Вы организуете работу, чтобы прибыль от выставок не превалировала над их духовным содержанием?
- Прежде всего, экспоненты четко разделены по залам. В Мраморном зале ВЦ «Северо-Запад», где мы проводим Зимнюю выставку, торговля не ведется вообще. Здесь представлена главная святыня — сейчас это древняя чудотворная икона из-под Чернигова, известная еще со времен Киевской Руси.
Здесь же находятся небольшие комнаты, в которых посетители могут пообщаться со священниками Санкт-Петербургской епархии, получить духовный совет. И здесь же есть особая комната для детей: с ними постоянно находятся педагоги с опытом работы и соответствующим образованием, проводятся специализированные мастер-классы. Естественно, все это бесплатно.
Весь первый этаж выставочного центра занимают только стенды храмов и монастырей. Единственное исключение — это стенд православного модельера Елены Чернышовой, поскольку в рамках выставки проводится показ православной моды, по благословению владыки Владимира. Все частные лица, продающие свои товары и продукцию, располагаются на втором этаже.
Мы стараемся поддерживать экономические способности монастырей. Конечно, лучше всего, когда в монастыре самостоятельно развивается рукоделие, производство, — мы всячески этому способствуем, мотивируем их. Но все равно контролируем качество продуктов — особенно, таких сложных, как мёд, чтобы не было подделок. Наша экспертиза выборочно покупает небольшие количества продукта в течение всего времени. У входа стоят контрольные весы, где каждый покупатель может проверить вес покупки.
На сегодняшний день в Петербурге в год проводится 5−6 православных выставок в год: от «Духовного наследия» и от «Рестэка». Сейчас «Рестэку» уже недостаточно Петербурга, он активно стал осваивать и регионы — а это, к сожалению, заставляет участников вставать на коммерческую основу.
Проблема коммерциализации в заказе треб зачастую возникает и от того, что на стендах монастырей порой стоят не монахи, а трудники или вообще нанятые для выставки люди, которые не всегда бывают духовно грамотны. Отсюда и возникают ситуации, когда зазывают заказать требы — «и тогда все у вас сбудется». Или, вот уже ставший привычным пример, — неусыпаемая Псалтирь за 50 рублей.
— А как можно решить подобную проблему? Или она нерешаема в принципе?
- Нужно повышать качество. Проверять монастыри, беседовать с экспонентами. Проверять, действительно ли на стенде монастыря присутствуют его насельники — это очень важно. Мы стараемся мотивировать тех, кто корректно оформляет стенд, кто ведет правильную духовно-просветительскую работу — им достаются лучшие места. Свои претензии к работе на стенде мы высказываем самим монастырям. То есть, с настоящими, не поддельными монастырями мы работаем — пытаемся донести до них, каков должен быть правильный формат выставок. Претензии пока что мы высказываем устно, но следующим этапом будут письменные претензии.
— Монастыри принимают их? Вы чувствуете обратную связь?
- К сожалению, еще незначительно. Но работа все равно ведется.
Главная наша задача — повышение общего уровня выставки. Петербуржцу, пришедшему на выставку, должно быть тут очень интересно. Неправилен подход тех монастырей, которые не привозят продукции, книг, не делают интересную экспозицию, а лишь приезжают с одной иконой и ящиком для пожертвований: целуйте икону — подавайте на монастырь. Конечно, так проще, но этого быть не должно.
— Чего наиболее остро не хватает сегодня для успешного проведения выставок?
- Как я уже говорил, в первую очередь, не хватает соответствующего органа от Патриархии, который бы централизованно курировал содержание выставок. Жажда наживы, как мы видим на примере московских выставок на ВВЦ, доводит до того, что подобные выставки способны скорее оттолкнуть, нежели привести человека к Православию. Они попросту духовно опасны!
Кроме того, выставкам не хватает поддержки прессы — полного освещения всех аспектов: от культурной программы выставок до проблем, которые на сегодня действительно существуют.
И, конечно же, нам необходимо создать некую общественную организацию, союз православных выставок — для решения проблем, для обмена опытом, для дальнейшего развития. Потому что, я уверен, у православных выставок в России большое будущее — при условии правильного к ним подхода.
— Спасибо, Игорь Валерьевич. «Татьянин день» желает Вам успехов в Вашем благородном труде!
- Спасибо «Татьянину дню» за внимание к нашей выставке.