Православная газета г. Екатеринбург | Елена Рысева | 26.12.2011 |
Башкирия — край привольный: бескрайние степи дышат свободой, реки текут широко, радуют глаз заливные луга. Жалко, что приходится ехать, а не идти пешком по этим упоительным землям.
На крутом взгорье посреди степей высится одинокий храм. Ныне села Васильевка, что находилось в Стерлибашевском районе, уже нет на карте Башкирии. Расположенное в уединенных местах в верховьях реки Демы, вдали от дорог, оно давно покинуто жителями. Много лет, как остановились башенные часы в верхнем ярусе колокольни, безмолвствуют колокола. Лишь одинокий пастух или случайный возница задержат на храме восхищенный взор, да редкий путник войдет под гулкую сень старинных сводов.
«Мы с вами находимся в Николо-Бондаревском скиту — это подворье Покрово-Эннатского мужского монастыря, — рассказывает игумен обители отец Николай (Чернышов). — Этому храму более 150 лет. Помещики Бондаревские, которые приехали из Польши, купили эту землю Оренбургского края и начали строить. И как везде и всегда бывало в Древней Руси, все началось с храма».
Когда-то давным-давно здесь находилось село Бондаревское. Название свое оно получило по имени помещиков, Васильевкой его прозвали уже после революции. Село не было особенно крупным — в 1870 году в нем проживало всего 214 жителей.
Деревянный храм в честь Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», построенный помещиком Бондаревским в 1855 г. был, видимо, временным. Не случайно в том же году началось строительство нового храма, которое продолжалось 18 лет и завершилось в 1873 году.
Создатель храма — помещик Бондаревский — как рассказывает народная молва, родом был из Польши, а потому в очертаниях храма угадываются средневековые готические мотивы, здание церкви — уникальной архитектуры: оно построено в католическо-византийском стиле, поэтому приезжающие сюда впервые нередко принимают ее за костел. И в этом еще одна загадка: на башкирской земле русский православный храм, построенный в польских традициях.
«Помещик Бондаревский, — рассказывает отец Николай, — много вложил сюда средств, храм стал благолепным и красивым, двух уровней: верхний, летний — Святителя Николая Чудотворца, и нижний, зимний — Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».
Храм был необычайно красив: червонным золотом сиял высокий иконостас, редкой красоты иконы двунадесятых праздников украшали его стены. О том, что происходит теперь в этом храме, принято говорить: «мерзость запустения». Но ведь по-прежнему у его престола стоит ангел Господень, который вымолил у Христа новую жизнь для этой церкви.
«Как только начали мы восстанавливать храм, — говорит игумен Николай, — стали готовиться документы, чтобы опять восстановилась деревня Васильевка. Уже подано 70 заявлений в администрацию района, чтобы получить земли и начать строить себе жилье. Видите, восстанавливается храм — и сразу начинает восстанавливаться деревня».
Не стоит село без храма, не бывать и городу без церкви. Подворье Покрово-Эннатского мужского монастыря — это и строящийся в городе Салавате храм в честь Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». «Основанный не так давно, в 1948 году, сегодня этот город — один из крупных промышленных центров Республики Башкортостан, здесь находится известный нефтехимический комбинат», — рассказывают о городе Салавате официальные справочные источники. А вот что увидели мы на окраине этого, как показалось нам, небольшого и уютного города, где все очень по-домашнему: по улицам ходят коровы, каждый здоровается со встречным, на домах с низенькими и редкими заборами можно прочитать название улицы на башкирском и русском.
Храм в честь Иконы «Неупиваемая Чаша» двухэтажный. Верхний ярус еще строится, а нижний освящен в честь Иконы Божией Матери «Всецарица». Пресвятая Богородица в акафисте к этой иконе именуется «Губительницей раковой язвы», «Тайной сладостью люте страждущих», Которая Своим перстом указывает всем болящим на Святую чашу жизни, источник бессмертия — Божественную Евхаристию. Как писал Н.В.Гоголь в своих «Размышлениях о Божественной литургии», во время Причастия «и в малейшей частице сохраняется Тот же всецелый Христос, как в каждом члене нашего тела присутствует та же человеческая душа, не частью себя, но нераздельная и всецелая: как в зеркале, хотя бы оно и сокрушилось на сотни кусков, сохраняется отражение тех же предметов, даже в самом малейшем кусочке».
Увлекают своей красотой аналойные иконы Всецарицынского храма. Привезены они, как рассказывает батюшка, со Святой Земли, а потому наполнены особой благодатью. Редко когда увидишь необычную икону, которую принято называть «Древо религии», где изображены Спаситель и 12 апостолов. Слева, как и положено, икона Божией Матери «Вифлеемская», с которой Царица Небесная с любовью смотрит на всех нас и улыбается.
В храме без труда узнаешь икону преподобной Зосимы Эннатской (Уфимской), история жизни которой крепко засела в памяти. Но вот изображение неизвестной подвижницы — блаженной старицы Варвары, затворницы Скворчихинской. В молодости Варвара Архангельская была учительницей, но как только в школе начали «учить детей, что Бога нет», Варвара Васильевна стала возражать: «А куда же Он делся? Вчера был, сегодня есть, а завтра не будет?». В тот же день она выкинула столы и табуретки вверх ногами, как бы показывая, что жизнь поставлена с ног на голову. Обернула голову красным платком, мол, красное безумие овладело умами людей, и больше уже не смогла учить детей. Оделась в тряпье, завела козочек и переехала на край села жить в полном затворе. Подвигами своей жизни стяжала блаженная Духа Святого, Который явно почивал на ней и проявлялся в благодатных дарах, особых знамениях и чудесах.
Как три ярких звездочки, горят имена святых Уфимской епархии — преподобный Моисей Уфимский, блаженная старица Варвара Скворчихинская, святая старица Зосима Эннатская, о которой мы расскажем в следующем номере газеты. Молятся святые угодники Божии о земле башкирской, о храмах православных и душах людских.