Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Евгений Попиченко | 24.12.2011 |
Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипре от родителей простого звания; он был пастухом, имел жену и детей. Отличался необыкновенным смирением христианским и мудрой простотою сердца и приобрел такое уважение, что после смерти жены своей за праведность и бедность жизни был единодушно избран и поставлен во епископы города Тримифунта.
Святой Спиридон, трудясь в поле вместе с простыми работниками, продолжая заниматься овцеводством, относился в то же время с деятельным вниманием ко всем нуждам своей паствы, духовным и материальным. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения и прозорливости: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов, предсказывал судьбоносные для многих вещи. В воспоминаниях сохранились бесчисленные примеры исполнения его предсказаний, он даже воздерживался произносить угрозы, чтобы его не считали причиною видимых бедствий. Так, например, предсказал святитель Спиридон посрамление замысла одного бесчеловечного корыстолюбца, желавшего обогатиться за счет бедняков, и это исполнилось. Когда во время голода на острове один из хлебных торговцев закупил большой запас зерна и не хотел уступить его ни одному бедняку по уменьшенной цене, на жалобу одного из этих несчастных, которому угрожала голодная смерть, святитель сказал: «Не плачь, завтра же дом твой наполнится житом, а богач, который отказал тебе сегодня в хлебе, завтра сам будет упрашивать тебя взять у него хлеб без оплаты». И действительно, в ту же ночь пролился такой сильный дождь, что все житницы хлеботорговца были размыты и хлебные зерна были разнесены по всему городу — всякий мог собирать их сколько хотел. А растерявшийся богач, бросаясь в разные стороны, сам упрашивал всех, и в том числе обиженного им бедняка, взять сколько угодно хлеба, чтобы только помочь ему сохранить остальное зерно.
Прославленный многими чудесами, святитель Спиридон, предузнав заранее время своего отшествия из этого мира, мирно скончался в глубокой старости в 348 году, был погребен в церкви Святых Апостолов в городе Тримифунте.
Святитель Спиридон на иконах часто изображается как бы в некоем тюрбане. На самом деле это не мусульманский головной убор, а часть тыквы, которую святой при жизни носил на голове, как бы дополнительно смиряя себя. По сану и по долгу ему полагались почести епископского достоинства, и он немножко юродствовал, сам искажал свой облик, чтобы люди воздавали славу не столько ему, сколько Богу. Плюс, когда человек обладает благодатным устроением души, даром чудотворений, то вокруг сразу находится целая толпа почитателей — можно вспомнить отдельную секту иоанновцев, которые следовали за Иоанном Кронштадтским и всячески притесняли его. Даже были попытки укусить его, дабы испить его крови, — настолько народ в безумии был помрачен, хотя слава-то ведь не Иоаннова, а слава Божия, а он только был совершенным проводником.
И вот Спиридон, чтобы к нему не было такого народного пристрастия, изображал не вполне здорового человека и носил на голове тыкву, пока она окончательно не высыхала.
Вспомним, как преподобный Сергий Радонежский себя внешне тоже смирял, работая в старом, залатанном, затрепанном подрясничке. Даже произошел такой конфуз. Когда в монастырь приехал один знатный вельможа, подошел к нему и сказал, что ему нужно к игумену, Сергий говорит: «Я игумен». А тот отвечает: «Да какой же ты игумен, ты — чернец, ты работай, занимайся своим делом». Пока они говорили, в обитель приехал Великий князь и, сойдя с коня, взял благословение у преподобного — этот вельможа был таким образом и вразумлен, и смирен.
Потому что мы, как правило, по своей греховной немощи, встречаем людей по одежке. Для нас бывает очень важно, на какой машине человек приехал, сколько долларов стоит его галстук, какой фирмы часы. Причем в определенных кругах это имеет очень важное значение. Так, директор банка должен носить часы определенной фирмы, потому что без этого с ним просто не будут разговаривать серьезно. Вы только подумайте сколько драгоценного времени, данного нам на спасение души, некоторые тратят на внешнее, на суету, на тщету! Потому это так и называется — тщеславие: тщетная, пустая, бессмысленная слава, мишура, камуфляж, косметика, когда человек пытается из себя что-либо изобразить, на самом деле таковым не являясь.
Очень часто это еще и боком выходит, потому что, пытаясь прыгнуть выше головы, продемонстрировать себя умным, знающим, профессиональным, способным, человек может попасть в очень неловкую ситуацию. Как однажды ослик, который все время очень высоко прыгал, стараясь походить на арабского скакуна. А так как он это делал очень хорошо, то, когда в очередных скачках скакун не мог участвовать по причине болезни, жокей запряг этого ослика: «Раз ты такой прыткий, давай, вставай в один ряд со всеми». Ну и гнал этого ослика, как скакуна, ожидая от него тех же результатов. Понятно, что для ослика все это грустно закончилось.
Есть замечательная народная мудрость: всяк сверчок должен знать свой шесток. И всегда нужно, по крайней мере, христианам, стараться быть, а не казаться, больше делать и мало выделяться: то, что высоко у людей, как правило, мерзость перед Богом. Если человек ищет славы себе, то Господь однажды сказал: «Как вы можете веровать, принимая славу от человеков, а славу у Единого Бога не ищите?»; невозможно в одной душе совмещать чистую воду и отраву, невозможно искать собственную славу, себя постоянно выгораживая, и чтобы люди, глядя на нас, прославляли Отца нашего, который на Небесах, как звучит слово Божие.
У святителя Спиридона это получалось, потому что он немножко дискредитировал себя в глазах людей, чтобы они прежде думали о Боге. Наверное, во многом и нам следовало бы этому у него поучиться. Спаси всех, Господи.