Русская линия
Православие.RuСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер)13.05.2001 

«ОТЦЫ ЕЛИ КИСЛЫЙ ВИНОГРАД, А У ДЕТЕЙ НА ЗУБАХ ОСКОМИНА»
Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Съезде православной молодежи

Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, достоуважаемые представители органов государственной власти, дорогие отцы, братья и сестры!
Сердечно приветствую участников Съезда православной молодежи — священнослужителей и мирян, москвичей и представителей многих епархий Русской Православной Церкви. Ваше присутствие здесь в таком множестве очень отрадно, ибо вселяет добрую надежду на будущее.
В январе 1991 года в залах Московского государственного университета состоялся первый подобный съезд. С глубоким сердечным трепетом мы вспоминаем это время. Пали оковы государственного атеизма. У людей, надолго лишенных возможности слышать Слово Божие, пробудился живой интерес к Православию. Церковь начала обретать в обществе достойное место.
Долгие десятилетия нам внушали, что храмы посещают лишь пожилые и немощные люди, с уходом которых умрет и религия. Но в начале девяностых годов все с изумлением увидели новое, юное лицо Русской Церкви. Мы убедились: несмотря на яростные попытки искоренить веру в нашем народе, Святое Православие продолжает оставаться могучей созидательной силой, привлекая к Истине молодые сердца.
Хорошо помню свое выступление на первом съезде. Я обращался к молодым людям, предупреждая их, что «бремя свободы жестоко и трудно». Уже тогда можно было предвидеть: в новом обществе будет меньше внешнего принуждения, но сама жизнь станет принуждать молодого человека «к действию, выбору, непрестанной активности, к борьбе за выживание и успех».
Прошло десять лет — срок немалый даже для благополучного и стабильного общества. Для России эти годы одновременно стали и периодом созидательного обновления, и временем драматических потрясений. Окрепла Церковь. Символом ее возрождения явился воссозданный Храм Христа Спасителя, в котором мы сегодня совершили Божественную литургию, а сейчас открываем наш съезд.
Не меньшие изменения произошли в пространстве вокруг храмов. Мы словно переселились в другую страну, совсем не похожую на тот мир, в котором жили родители современных молодых людей. Образ нынешней России противоречив. В западном мире, привыкшем измерять явления «общим аршином», наша страна вновь вызывает непонимание и удивление. В ней соседствуют несметное богатство и жалкая нищета, миллионы людей обращаются к вечным духовным ценностям и одновременно усугубляются различные пороки, многие воодушевлены чувством патриотизма, но западная популярная культура берет все большую власть над умами и сердцами, особенно молодыми. Однако «времена не выбирают», а значит, нам надо учиться по-христиански жить в сегодняшнем нашем Отечестве, которое даровал нам Бог, и здесь осуществлять свою миссию.
Молодому поколению нередко приходится выслушивать обидные обвинительные речи. Кого-то раздражают и пугают молодежная культура, бурная общественная активность молодых людей, их привычки и увлечения, манера одеваться и говорить. Но не злоупотребляем ли мы критикой? Не слишком ли много времени тратим на то, чтобы поставить «диагноз духовных болезней»? Не упускаем ли при этом саму возможность помочь молодым людям, открыть им путь к истине Христовой и к добродетельной жизни?
Убежден, что по отношению к молодежи мы часто бываем несправедливы. В каждом юноше и в каждой девушке живет неистребимый образ Божий, за внешним и наносным скрывается прекрасная душа, лучшие качества которой так ярко проявляются в экстремальных ситуациях: на армейской службе, в напряженной учебе, в помощи ближнему, попавшему в беду. А если кто-то из молодых «уходит на страну далече», падает в бездну греха, то ответственность за это несут и старшие поколения. Общество пожинает плоды семидесятилетнего плена безбожия. Мы испиваем горькую чашу за наши грехи, и горше всего приходится молодежи. Поистине, «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иер. 31. 29).
На пороге нового века и нового тысячелетия Юбилейный Архиерейский Собор нашей Церкви засвидетельствовал, что для нее нет более важной и более ответственной задачи, чем миссионерская и духовно-просветительская работа. Подчеркнута особая важность такой работы в молодежной среде. Собором был образован Синодальный Отдел по делам молодежи, которому поручено координировать все церковные труды в данной области.
Глубоко символично, что новое тысячелетие христианства в России открывается представительным православным молодежным форумом, на который прибыли не только посланцы епархий, но и руководители административных структур субъектов Российской Федерации, ответственные за молодежную политику. Всех собравшихся в этом зале хотел бы горячо и искренне призвать: давайте трудиться вместе! Пришла пора объединить усилия тех, кто ощущает острую тревогу за подрастающее поколение. Если мы немедленно сообща не примемся за кропотливый труд наставников и учителей молодежи, если не найдем новые действенные подходы к воспитанию, мы можем потерять страну.
Полагаю, что наступило благоприятное время для создания нового общественного объединения, способного охватить широкие слои православных детей и молодежи.
Наше общество все более поляризуется. На фоне неизбежного, но весьма неоднозначного процесса глобализации все чаще раздаются здравые рассуждения о необходимости восстановить и обновить христианскую традицию, на которой основана наша культура. Широко отмеченный на исходе прошлого столетия пушкинский юбилей показал, что в стране еще не забыт язык русской классической литературы. Еще жива тоска по золотому и серебряному веку, еще отзывается сердце на евангельский призыв поэта о «милости к падшим», еще далеко не на всем лежит удручающая печать пошлости. А значит, еще возможно исцеление.
Святой апостол Иоанн Богослов рассказывает в Евангелии, как, смущенные словами Господа Иисуса Христа о тайнах Царства Небесного, «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и Вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6. 66−68). Как бы я мечтал, чтобы после всех горьких невзгод и потрясений XX столетия преображенная Россия в единодушном порыве произнесла это смиренное исповедание апостола Петра!
Какие слова мне найти для вас, дорогие юные братья и сестры, миллионы юношей и девушек, чтобы рассказать о той радости и красоте, которая открывается всякому, вступившему на путь духовной жизни во Христе? Неужели, подобно вашим отцам, вы вспомните о Боге только после долгих бесплодных скитаний по путям и распутьям мира у могильной черты? Неужели нам, священнослужителям, суждено и впредь испытывать боль за тех, кто, даже находясь рядом и слыша нас, все равно остаются нам чужими, служа «богам иным»?
Пастырское сердце грустит, когда приходится видеть огромное стечение молодых людей на концертах популярных исполнителей или на футбольных матчах. Нет, мы вас не осуждаем. Молодости свойственно стремление к творческому поиску, к состязаниям, развлечениям, и все это должно занимать в вашей жизни свое место. Однако необходимо уделять время и поиску Истины, и молитвенному предстоянию перед Господом. Ведь если душа не имеет связи с Духом Божиим, она истощается, разрушается, оказывается беззащитной перед натиском искушения, страсти, порока.
«Веселись юноша в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих: только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего… и помни Создателя твоего в дни юности твоей» (Еккл. 11.9 -12. 1) — наставляет Священное Писание.
Стремительно меняется современный мир. Невиданными темпами развиваются новые технологии. Человеческие возможности расширяются во многих сферах деятельности. К сожалению, в порыве самолюбования человек часто забывает о Боге. Но Господь ожидает от вас, дорогие мои, чтобы дарованные Им таланты и способности вы употребили во благо. Возрастайте о Господе! Пусть вам откроется совершенство духовной жизни во Христе, подлинная красота человеческих отношений в Его Церкви.
Помните наставление святого апостола Петра: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получили, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4. 10−11).

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика