Нескучный сад | Андрей Кульба | 22.12.2011 |
Астрология игнорируется научным сообществом и осуждается Церковью. И тем не менее пользуется невероятной популярностью. Даже среди православных, воцерковленных людей найдется немало тех, кому удается совмещать веру в Христа с верой в гороскопы. Почему? Откуда вообще взялась идея, что звезды управляют человеческими судьбами?
Скудное и недолгое мерцание
Немецкий поэт XVII века Гофман фон Гофмансвальдау ставит вопрос: «Что есть мир?» — и сам отвечает: «Это скудное и недолгое мерцание, быстротечная молния, красивая с виду больница, дом рабьего труда, покрытая алавастром гробница» (пер. С. Аверинцева). Человеческое знание, помимо опытной прагматической части, это всегда еще и множество метафор. Гипотезы и метафоры — рабочие лошадки мысли, они сопровождают исследователей на пути к тому, что потом откладывается в энциклопедиях в статусе безусловных фактов. Но ясно, что не все метафоры о мире выдерживали проверку временем. Астрология в момент своего зарождения была остроумной гипотезой и выглядела правдоподобно. Люди изучили движение Солнца и Луны и установили, как они влияют на обыденные земные события: смену времен года, приливы-отливы и т. д. Естественно было предположить, что подобным образом могут воздействовать на мир и другие светила. А то, что они находятся на небе, ближе к богам, придавало им сверхъестественный статус и заставляло подозревать в праве регулировать не только сезонные и метеорологические явления, но и судьбы. Так, халдейские цари требовали от жрецов ежедневного отчета о наблюдавшихся ночью знамениях.
Постепенно астрологи прижились при правителях в самых разных странах и — заметим в шутку — могут считаться зачаточным институтом демократии, потому что нередко единственные имели возможность влиять на волю диктаторов, мнивших себя выше всех. Знание астрологических приемов с древних времен обеспечивало кусок хлеба и неплохую карьеру. Но что с обоснованием этих приемов? Воздействие на Землю гравитационных полей Солнца и Луны, магнитного поля Солнца, инфракрасного, ультрафиолетового, рентгеновского, гамма- и прочих солнечных излучений наука со временем подробно описала. А как насчет действия светил на судьбы, найдено ли объяснение, почему это могло бы происходить?
Отвечает руководитель Отдела образования и катехизации Белорусского экзархата, по светскому образованию профессиональный астроном, автор учебника по астрономии для 11-го класса белорусской школы протоиерей Александр Шимбалев: «Многие астрологи склонны считать, что различие темпераментов людей, родившихся с Солнцем в разных знаках зодиака, обусловлено сезонными изменениями в получении тепла и света. Однако на Земле, когда в Северном полушарии зима, в Южном — лето. Следовательно, для жителей различных полушарий нужно было бы вводить противоположные характеристики знаков зодиака. А люди, живущие в экваториальном поясе, тогда вообще не должны иметь различий в темпераменте, так как получают в течение года одно и то же количество света и тепла. Некоторые астрологи предполагают, что в основе влияния светил — гравитационное воздействие. Но в таком случае следовало бы учитывать, что сила тяготения быстро убывает с расстоянием, например, любой человек вблизи новорожденного притягивает его в 20 раз сильнее, чем планета Марс, а значит, расположение планет на момент рождения не имеет практически никакого значения.
Еще одна гипотеза: планеты Солнечной системы гравитационными силами воздействуют на Солнце, и это вызывает перестройку в его внутренних слоях, которая ответственна за солнечную активность и астрологическое влияние на Землю. Но русский астроном В. Г. Сурдин показал, что даже если все планеты выстроятся в один ряд и их притяжение суммируется, то энергия деформаций Солнца будет в тысячу раз меньше его термоядерной энергии.
Если предположить, что переносчиком астрологического влияния является свет, то можно найти множество более ярких источников, чем планеты, в непосредственной близости от новорожденного. Магнитное поле? Но тогда Луну, Меркурий, Венеру, Марс и Плутон надо исключить из астрологической практики, так как магнитные поля у них очень слабые. Утверждения, что действуют какие-либо неизвестные силы, не имеют опытного подтверждения. Кроме того, из всех этих предположений никак не следуют правила толкования гороскопа».
Таким образом, хотя современные астрологи иногда используют термины академической науки, механизм предполагаемого действия светил на судьбы они объяснить не в силах. Сами астрологические методики, несмотря на существование множества школ, не менялись со времен Птолемея. Более того, оказывается, они ориентируются на серьезно устаревшую картину звездного неба.
Тринадцатый знак
«Концепция зодиака появилась в Месопотамии в результате тысячелетних наблюдений за гелиакальным восходом (т. е. перед восходом Солнца) ярких звезд, стоявших на солнечном пути, — рассказывает протоиерей Александр Шимбалев. — В различные времена зодиак делился на разные части, так как связывался не только с движением Солнца, но и Луны. Двенадцать знаков вычленили в период Нового Вавилона (611−540 годы до н. э.) и первоначально связывали с реальными созвездиями. Греческий астроном Гиппарх ввел в употребление тропический зодиак, где отсчет знаков ведется от точки весеннего равноденствия. Было установлено, что знаки делят эклиптику (видимый земным наблюдателем круг небесной сферы, по которому проходит Солнце за год. — Ред.) на 12 равных частей. Реальные же созвездия имеют разные площади и получили окончательно свои границы на Международном астрономическом съезде в 1930 году. В древности точные границы созвездий не определяли, и знаки соответствовали созвездиям символически.
В настоящее время зодиакальные знаки и созвездия больше не совпадают. Более того, созвездий, по которым проходит эклиптика, теперь 13, а не 12. То есть в современном зодиаке должно быть на один знак больше. Это случилось из-за того, что ось вращения Земли постоянно меняет ориентацию в пространстве и описывает незамыкающуюся спираль. Поэтому точка весеннего равноденствия постоянно перемещается по эклиптике, а следовательно, и по зодиакальным созвездиям. За более чем две тысячи лет, прошедших от времени Гиппарха, точка весеннего равноденствия изменила свое положение относительно созвездий, а установление точных границ в начале ХХ века показало, что эклиптика проходит также и по 13-му созвездию — Змееносцу.
Получается, современная астрология использует знаки зодиака, оторвавшись от древней традиции, которая предполагала влияние конкретных звезд зодиакального созвездия на проходящую рядом планету. Из-за движения точки весеннего равноденствия сегодня зодиак сместился на один знак, то есть, когда астрологи говорят, например, о положении планеты в знаке Овна, реально эта планета находится в созвездии Рыб. Тринадцатое созвездие Змееносца почти всеми астрологами вообще не описано и не учитывается. Таким образом, древний символизм, заложенный в названии созвездий, потерял всякий смысл».
Патентованный астролог предлагает услуги
Главный критерий истинности для любой теории — это возможность ее экспериментальной проверки. «Верификацией астрологических процедур занимался, например, французский психолог и статистик Мишель Гоклен, — рассказывает прот. Александр Шимбалев. — Было напечатано объявление в газете, где читателям обещалось, что астролог составит их точный гороскоп. Около 150 человек выслали данные о своем рождении. Каждому принявшему участие в эксперименте был отправлен 10-страничный гороскоп, а также анкета для проверки истинности описаний. Результаты оказались следующие: 94 процента испытуемых заявили о том, что они были точно изображены в гороскопе, а 90 процентов признались, что друзья и родственники также согласились с присланными характеристиками. На самом деле всем был разослал один и тот же гороскоп, принадлежавший Марселю Петойту, убийце, грабившему во время Второй мировой войны беженцев, скрывавшихся от фашистов. Проведенное исследование показало, что характеристики в гороскопах приводятся с большой степенью абстрактности, так что каждый человек может найти для себя много желаемого (Gauquelin, M. The Astrology and Science. London, 1969, p. 149). Об этом же свидетельствует и исследование, проведенное Джеффри Дином. Он „перевернул“ астрологические описания характеров 22 человек, то есть заменил в них все фразы на противоположные по значению. 95 процентов опрошенных людей решили, что их характеры описаны правильно (Dean, Geoffrey. Does Astrology Need To Be True? Part I.//The Skeptical Inquirer. Volume 9:2, pp. 166−185). Мишель Гокелен также провел исследование жизни людей, родившихся в одно и то же время. При изучении более 50 тысяч гороскопов ему не удалось найти сходства в судьбе. Кроме того, ученый пишет, что „ни один из астрологов, с которыми мы работали, не прошел классического теста, известного как „тест противопоставленных судеб“. В нем используются даты рождения сорока человек, двадцать из которых — известные преступники, а остальные — люди, которые прожили долгую мирную жизнь. Астрологам предлагалось разделить две эти группы с помощью гороскопов, составленных по датам рождения. Астрологи неизменно выбирали преступников и законопослушных граждан примерно в той же пропорции, что и машина, смешивавшая их случайным образом“ (Gauquelin, M. The Cosmic Clocks. Paladin Books, London, 1973, p. 85). Психолог из Мичиганского университета Б. Силверман изучил влияние зодиакального знака, соответствующего рождению каждого из супругов, на вероятность их бракосочетания или развода. Были использованы данные о 2978 свадьбах и 478 разводах, зарегистрированных в Мичигане в 1967—1968 годах. Ученый сравнивал реальные данные с предсказаниями двух независимых астрологов относительно благоприятного и неблагоприятного сочетания зодиакальных знаков для супружеских пар. Оказалось, что никакого согласия между предсказаниями и реальностью нет, „несовместимые“ по знаку зодиака мужчины и женщины женились и разводились с таким же результатом, как „совместимые“ пары. Исходя из этого Б. Силверман заключил, что положение Солнца в зодиаке в момент рождения не оказывает влияния на формирование личности и совместимость партнеров (Silverman, B., Witmer, M. Astrological Indicators of Personality//Journal of Psychology, 87, 89 1974)».
Без шанса на покаяние
В астрологии сохраняется поэтика ярмарочного дня, уличного карнавала, на котором своя королева, разные акробаты, заклинатели змей и прорицатели в украшенных звездами колпаках и даже с компьютерной программой по составлению гороскопов. Многих людей соблазняет предвкушение проникновения в собственное будущее. Но если серьезно, с тем же успехом они могли бы советоваться с вытаскивающим записочки попугаем. Все просто: будь астрология работающей теорией, список самых богатых людей по версии журнала «Форбс» сплошь составляли бы практикующие предсказатели и гороскопы в деловых газетах не прятались бы на последней странице, а красовались бы на первых. Могли бы астрологи снять все претензии к их методу и самым обыденным способом: если бы посрамили синоптиков в предсказании погоды. Что, казалось бы, проще? Но нет — астрологи предпочитают индивидуальных клиентов и метафоры вместо конкретики.
Отец Александр Шимбалев резюмирует: «Факт поклонения волхвов Иисусу Христу долго пытались использовать как оправдание астрологии. В ответ на это Отцы Церкви указывали, что волхвы для того и пришли к родившемуся Иисусу Христу, чтобы сложить к его ногам уже ненужную им астрологию, показав тем самым, что все земное знание меркнет перед Его Божественным величием».
«Мы не знаем будущего, оно от нас принципиально сокрыто, — говорит кандидат богословия, кандидат физико-математических наук, секретарь ученого совета Санкт-Петербургской православной духовной академии протоиерей Кирилл Копейкин. — Астрологией не стоит слишком увлекаться, она подразумевает, что человек очень сильно детерминирован расположением небесных светил. В то время как пафос христианской традиции состоит в том, что нам дана свобода: свобода измениться, изменить свою судьбу. А буквально „измениться“ означает „покаяться“. Покаяние — это не просто сокрушение о том, что я что-то неправильно делал. Покаяние обращено не в прошлое, а в будущее, покаяние означает „перемена“, изменение ума — вот буквальный смысл слова „метанойя“, которое переведено как „покаяние“. Если я буду считать, что мое поведение чем-либо детерминировано, то я по-настоящему измениться не смогу, у меня не будет для этого сил, я буду считать, что все предопределено в моей судьбе. Это первое. И второе: если я буду прислушиваться к любым небольшим воздействиям, которые предположительно оказываются на меня, то меня не хватит на что-то значимое в своей жизни. Если мы будем слишком прислушиваться к своему телу: что где заболело, что где заскрипело, — у нас не останется сил, чтобы жить. Как известно, люди мнительные болеют больше. А если мы идем вперед, несмотря на все болячки, скорби и препятствия, не думая, что все предопределено, то способны преодолеть даже то, что на первый взгляд почти непреодолимо, и — самое главное — преумножить тот талант, что дан нам Господом».
А как же волхвы?
Астрологи не раз упоминаются в Священном Писании — c резким осуждением. Но есть одно исключение — волхвы из первой главы Евангелия от Матфея. Правда, астрологами в самом тексте их не называют. Но до эпохи Возрождения астрономии в современном смысле слова не существовало. Практиковали то, что называется астрологией, из нее постепенно и выделилась астрономия. По евангелисту, Вифлеемская звезда повела волхвов к младенцу Иисусу и остановилась над местом, где находилось Святое семейство. До сих пор на эту историю ссылаются в астрологических апологиях.
Чем же была звезда, которая вела волхвов? Можно ли считать ее астрономическим явлением? Сверхновой звездой, как иногда утверждают, ее признать нельзя: сверхновая возникает в момент взрыва звезды, ярко вспыхивает, но не движется. Свт. Иоанн Златоуст считал, что Вифлеемская звезда — это явление ангела. «Некоторые богословы, например Ориген, предполагали, что во время рождения Христа пролетала комета, — рассказывает прот. Александр Шимбалев. — Флорентийский художник Джотто ди Бондоне наблюдал красивую комету в 1301 году и решил, что это была именно та звезда, которая привела волхвов на поклонение к Христу. В память о своем открытии он нарисовал фреску „Поклонение волхвов“ в падуанской часовне Арена. Его убеждение не было подкреплено астрономическими расчетами: в XIV веке научным наблюдением комет не занимались. Бытовало убеждение, что летает всего одна комета, являющаяся вестником грандиозных земных событий. В XVII веке астроном Эдмунд Галлей рассчитал орбиту кометы, которую наблюдал Джотто, и предвычислил ее следующее появление. Современные астрономы определили, что комета Галлея пролетала над землей в октябре 12 года после Рождества Христова. Но комет в Солнечной системе много, могла наблюдаться и какая-нибудь другая. Наиболее весомым аргументом против кометной версии является то, что комету должен был бы наблюдать весь народ, а не только волхвы. Известный астроном Иоганн Кеплер выдвинул предположение, что Вифлеемской звездой было соединение нескольких планет: хотя между планетами всегда большое расстояние, для земного наблюдателя они иногда оказываются на одной линии, их объединенный свет порождает как бы новое светило. Из-за движения планет оно может „пропутешествовать“ какое-то время. В 1603—1604 годах он наблюдал соединение Юпитера, Сатурна и Марса. Кеплер исследовал, насколько часто может происходить подобное явление, и вычислил период в 800 лет. Значит, по вычитании двух периодов из 1604 года получим 4 год после Р. Х. Современный исследователь истории астрономии Дэвид Хьюз считает, что примерно на пороге нашей эры в созвездии Рыб „встретились“ две планеты — Юпитер и Сатурн. Наши расчеты показывают, что точное соединение Юпитера и Сатурна в знаке Рыб случилось в 7 году до Р. Х. Причем это соединение наблюдалось дважды в году, последний раз в декабре. Против планетной версии выступает то, что эти соединения планет случаются периодически, т. е. не являются исключительным небесным явлением».
Похоже, ни одно известное астрономическое событие не подходит под описание того, что мы знаем о Вифлеемской звезде. Скорее всего, говорит протоиерей Кирилл Копейкин, «рассказ о волхвах — прежде всего богословский текст, а не историческое повествование. Этот текст написан для того, чтобы уверить читателей Евангелия в том, что родившийся Иисус есть Сын Божий. В частности, явление звезды на небе служит тому доказательством. Люди той эпохи мыслили в других категориях, они воспринимали мир совсем не так, как мы воспринимаем его сегодня. Для нас сегодня мир — это космос, слово происходит от греческого глагола „космео“ — украшать. Когда я вижу мир как космос, я подразумеваю, что я смотрю на него со стороны, поэтому могу созерцать соразмерность его частей, устанавливать то, что мы сейчас называем законами природы. А в ту эпоху, особенно в контексте библейской традиции, мир воспринимался как „олам“ (это еврейское слово на русский переводится как „мир“) — поток бытия, в который погружен человек. Люди — часть этого потока бытия, они не могут смотреть на него отстраненно».
http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ ion=10 014&article=1842