— Владыка, расскажите, пожалуйста, о ситуации, которая сложилась в епархиях Сербской Православной Церкви, граничащих c районами, где проживают мусульмане и католики, где прошла война…
— Прежде всего, благодарим вас за молитвенное единство вместе с единством в вере, в литургии, в общении. Это нас делает более сильными c вашей помощью, помощью Божией и святых, особенно святых мучеников, и дает нам силы выдержать.
Мы прошли ужасную войну с 1991 года, которая началась в Сербской Краине, а потом перекинулась в Боснию. Сербская Краина — это западная часть сербского народа, которая находилась в коммунистической республике Хорватия. Такого государства — Хорватия — никогда не существовало; раньше они были в Австро-Венгрии, после Первой мировой войны стали частью королевства Югославии, и потом Тито им дал свою республику. После падения коммунизма хорваты, словенцы, мусульмане получили свои государства. Американцы не желали коммунизма, но желали воспользоваться всеми результатами коммунизма. Результаты же коммунизма в том, что сербов в Югославии разбили на пять республик. В Хорватии жило около 750−800 тысяч сербов, это только в республике Хорватии. Сейчас их там вряд ли осталось 200 тысяч. В Боснии жило 1,5 миллиона сербов, сейчас их немного меньше, но, слава Богу, они там остались. Черногорию сделали особенной национальностью. Непонятно, как это возможно? И Македония теперь отдельное государство. Это тоже наши братья-славяне. Некоторые из них болгары. До войны, во время существования первой Югославии, это были сербы, а затем они вынуждены были менять фамилии. И еще выделили как автономные области Косово и Воеводину. В последней — 1 миллион 650 тысяч сербов, и только 350 тысяч не сербов.
— Владыка, с Вашей точки зрения, в результате чего могли произойти такие катастрофические для Югославии и для Сербии события?
— Югославия в общем-то была искусственным созданием — оно не было реальным государством, даже как королевство. Оно нам было навязано австрийскими политиками, католиками.
Мусульмане — это другое дело. Мусульмане всегда считались сербами, и их никто не трогал после ухода турок. Нам навязали этих католиков, потому что хотели иметь на Балканах государство, в дела которого всегда можно вмешиваться. На Балканах европейцы, а в новое время — американцы, постоянно не дают нам создать свой дом и самим урегулировать отношения. Они всегда вторгаются. Все решения, которые принимаются, всегда таковы, чтобы всегда оставалась возможность снова вторгаться. Коммунизм был дьявольским делом. Когда коммунисты определяли границы этих федеративных республик, то использовали немецкие оккупационные линии разделения королевства Югославии. Это было направлено на то, чтобы сербы повсюду были в меньшинстве. А сербы-то были в большинстве по отношению к каждому — и мусульманскому, и хорватскому элементу! Сейчас, правда, в последние 20 лет, из-за высокой рождаемости у мусульман ситуация несколько изменилась.
При коммунистах активно проводилась пропаганда борьбы с «великосербским гегемонизмом», который якобы всех угнетал, и необходимо было народы от него освободить. То же самое и у вас в России с «великорусским шовинизмом». И даже сейчас, когда нынешняя Сербия является лишь частью Центральной Сербии, у нас хотят отнять Косово. Нас все время обвиняют в желании создания Великой Сербии. Но Великой Сербии никогда и не было, а было нормальное желание объединения сербских областей, сербских земель — как говорили уже со времени Неманичей, со времени святого Саввы, Архиепископа всех Сербских земель. Но этому всегда противодействовала политика и Ватикана, и европейских государств. И не надо забывать, что сербов всегда связывали с Россией, а православных всегда старались разъединять. Поэтому и греков разъединяли. Это очень опасная игра: разбивать и греков, и славян! Нас всегда разъединяли и не давали объединиться.
Когда распалась Югославия, сразу признали все эти новые государства. И все эти международные комиссии — это уже все было предвзято. Просто заранее решили уничтожить Югославию. Зато Боснию хотели сохранить единой. Если бы все разделилось, и Босния, то было бы лучше. Летом 1990 года хорватов там было 18%, сербов — 35−37%, и 42% - мусульман. Сербам не хотели дать автономию в Хорватии, а их потом побили с помощью американцев и выгнали, а сейчас будто бы позволяют возвращаться, но это очень трудно происходит, как и в Косово тоже.
До 1941 года сербов в Косово было большинство. Албанцы, как мусульмане, были всегда турецким орудием против нас. К тому же 30% албанцев в Косово сербского происхождения. Их раньше сделали под давлением мусульманами, это происходило с 1750 года, когда Турция начала слабеть и усилилось давление на православных. То же самое было и в Боснии. Потом из этих мусульман сделали албанцев. Во время Второй мировой войны они были за немцев. Тогда в Косово было убито 40 тысяч сербов, а 100 тысяч выгнали. Когда в 1945 году к власти пришел Тито, то он дал албанцам полную автономию, а 100 тысячам сербов вернуться запретил. К тому же албанцы во время Энвера Ходжи массами приходили из Албании и селились в Косово и Метохии. Косово — это восточная часть, а западная — Метохия. Там в Метохии большие участки плодородных монастырских земель. Коммунисты запрещали название Метохия, называли все «Косово», но это Косово и Метохия. На этой территории 1300 православных храмов, монастырей, а это территория 100−120 км по диагонали.
В общем, антисербской была австрийская политика, и ватиканской в то же самое время, затем коммунистическая, и теперь американская.
— Каково Ваше отношение к Милошевичу и проводившейся им политике? Какова его роль в событиях последних лет в Югославии?
— Милошевич пробовал что-то делать, но он так делал, что по крайней мере это была медвежья услуга и даже хуже. Он хотел удержать коммунизм и продлить ему жизнь. И все время говорил, что он коммунист. Получалось, что Сербия как будто защищает коммунизм, а ведь Сербия больше всех пострадала от коммунизма! — как и русские, конечно, в России. Так что роль Милошевича оказалась плохой, а, кроме того, как агрессивный трус действовал против своих! Если бы он был хорошим дипломатом, то не стал бы решать судьбу народов Боснии без Караджича, но он позволил его убрать. И в Косово тоже только он один решал. Надо было сербов спросить в первую очередь! В общем, он правил один и один всё решал. Но он не должен был решать проблему сербов один, никак!
Я не хотел бы больше говорить о Милошевиче: это наша трагедия, что нашелся такой человек — неверующий, злодей. В общем, что от коммуниста можно ожидать? Честные люди давным-давно ушли из коммунизма, а он остался и хотел продолжить жизнь мертвому. Для Запада его присутствие было желательно. Они были за Милошевича — якобы он харизматик и лидер. Никакой он не лидер! Он просто навязывался. Это неправда, что сербы всегда хотят лидера. Нет, они хотят мудрого, умного правителя. Вот сейчас Коштуница — скромный человек, никакого лидерства не хочет, а просто честный человек. Но вряд ли Коштуница сможет что-то сделать, потому что через других политиков вмешиваются американцы, шантажируют нас. Они сделали нам большое унижение тем, что так сдали Милошевича. Это возмутило всех.
Но сербы — народ героический, свободолюбивый, который может защищать себя и свою веру и не ждет американской милости. Европа для нас не идеал. Как говорит великий Достоевский — пророк: Европа — это святая земля чудес, и мы удивляемся, мы это ценим, мы благодарны ей за то, что она нам дала, но уже пора нам давным-давно выйти из этого египетского рабства, которое называется Европа. Это Достоевский говорил, потому что понимал глубину Православия. Что Европа? Один наш историк сказал немцам: «Скажите, вот вы говорите — Европа, Европа… А кто выдумал газовые камеры? — Балканы или Европа? Кто выдумал Варфоломеевские ночи, кто выдумал Гитлера?» Это — не нашего происхождения.
— Владыка, а во время войны в Боснии и Герцеговине ваша епархия сильно пострадала?
— На территории моей епархии во время войны проживали на севере мусульмане, а на юго-западе — хорваты. В ней около 150 храмов — 35 из них уничтожили. Среди них кафедральный собор, епархиальная резиденция и монастырь в Мостаре. В Мостаре до войны была одна треть сербов, одна треть хорватов и одна треть мусульман. Сейчас сербов там живет две-три тысячи, самое большее — четыре. Отняли сербскую территорию: около Требинья — 50 деревень, из них 40 — чисто сербских! Это все сейчас у нас забрали.
— Мы видели страшные фотографии поруганных икон, разрушенных храмов. Действительно было так, что Вы и другие сербские епископы ходили прямо по полю боя, помогали раненым, отпевали убитых?
— Помогали, конечно! Мы были и остаемся со своим народом — другого народа у нас нет. Когда мне говорили из Женевы, и Патриарху, почему там Афанасий ходит по боевым позициям — потому что там народ, живые люди. Я и хорватов спасал, и мусульман… Но об этом никто не говорит. Они заранее решили, что сербы — злодеи и надо сербов сделать черными дьяволами. А сейчас уже выясняется, что, когда бомбили в центре Сараево, на площади Маркале, и было убито 80 человек, — это сделали моджахеды, организованные и руководимые американцами. Свой народ убили, чтобы показать — вот сербы какие! Это было на Успение Божией Матери, в 11 часов, когда сербы еще в церкви! И мы сразу сказали, и тогда еще говорил японец — Ясуши Акаши, что это не сербы, но его не слушали, а сейчас уже генерал английский Роуз пишет, что это сделали моджахеды. Неправда и лицемерие западной цивилизации, как говорил Достоевский, это ужасно. Мы это пережили на себе. Я ненавижу Запад, Запад является и опасностью внутри меня — я мог стать западным человеком, бесчувственным, бесчеловечным, бессовестным. Это всегда таится в ветхом, невозрожденном человеке, ветхом Адаме. А они это культивировали до идеала: надо стать такими, как Клинтон — преступник, аморальный человек и, конечно, большая мафия — наркотики. Они делают, американцы, в Черногории, и в Косово сейчас, особенно в Косово — действует черный рынок наркотиков, оружия, женщин, сигарет и так далее. Говорят, вышла книга «Албанская мафия», написали ее два француза. Они пишут, что американцы собирают каждый год из этого региона пять миллиардов. И в Боснии это тоже было. Но они всегда всё скрывают, всегда у них действует конспирация.
Бог знает, что они сейчас хотят сделать с этим Афганистаном. Боюсь, что они хотят подойти к России через эти мусульманские страны. Им никогда нельзя верить — у них нечестная политика. Говорят, сербы — националисты. А скажите, есть ли больший национализм, фашизм, нацизм, чем американский? Он называется: «американские стратегические интересы». Какое дело нам на Балканах до американских стратегических интересов? Это фашизм, нацизм, агрессия, это американский тоталитаризм. Они всем миром хотят править по-своему, и в этом есть демонический тоталитаризм. Пусть они нас предоставят самим себе, мы свое дело устроим сами — нет, они никогда это не сделают.
Да, мусульмане давно поддерживали турок. Когда Сербия в начале XIX века стала освобождаться от агрессии, они говорили: нет, турецкое государство — законное. Сейчас написали историю Боснии и историю Косово, чтобы похвалить, какое турецкое государство было юридически безупречное, что все было в порядке, и как албанцы были угнетаемы сербами. На самом деле, как у Гитлера были самые жестокие войска СС, точно так и албанские четы были орудием турок. Они пишут историю такую, какая им нужна, а не такую, какой она действительно была и какую мы все знаем и которая задокументирована. Они говорят, что сербы никогда на Косово не были в большинстве. А как тогда объяснить наличие 1300 сербских церквей и монастырей с XII века? Как это объяснить? И вплоть до XX века все время церкви и монастыри разрушали и много раз восстанавливали. И мы, даст Бог, восстановим и эти 110 разрушенных церквей. Но они не хотят исторических свидетельств, они не любят историю из-за своей темной, грязной совести.
Но сербы выдержат, у сербов глубокая вера. Сербы — грешный народ, но Бог пришел спасать грешных. Во время войны меня обвиняли: «Вот, Афанасий сказал, что сербский народ — Божий народ». Патриарх меня спросил: «Как ответим на это в Женеве?» Они прислали две тысячи маленьких таких коробочек по несколько килограммов помощи, а мы получали из Греции, из России, но особенно из Греции — намного больше. Мы очень благодарны им — они спасали наш народ. У меня было тогда 100 тысяч православных — 32 тысячи беженцев, 2 тысячи убитых, 800 детей-сирот; и я ответил: «А это Божий народ. Бог не имеет другого народа на этом пространстве, кроме сербов. Сербы — это Божий народ». Евреи тоже были Божий народ, были грешные. Мы, православные, — Божий народ, хотя и грешные. Нам необходимо спасение, может спасти только Спаситель, значит, мы — тот народ, который пришел спасать Господь.
Какие злодеи там… Что случается в Калифорнии, какое зло, сатанисты, что случается в Лондоне, в Париже — какая бесчеловечность. Никто про это не говорит, будто бы они все — Божий народ. А когда встретишься с ними, то видишь, какое лицемерие, какая ложь, какая бесчеловечность, бесчувствие! Я никогда не видел, чтобы они плакали. А кто не плачет, тот не знает, что такое человек. Сербский народ умеет плакать. И если сделает зло в защите или, может быть, иногда, в нападении на человека, и прольется кровь — мы знаем, что такое покаяние, в покаянии — спасение. Есть сербская поговорка: «Самый красивый цвет человеческой честности — это покаяние». Покаяние — самый красивый цвет человеческой честности. Вот какое слово у сербского народа. И вот еще что сказал наш Патриарх, когда пришла эта натовская сила на Косово, а албанцы начали разрушать все, сжигать монастыри! Он сказал: «Милошевич — не серб и не представитель сербов. То, что сделал Милошевич, — это сделал не сербский народ». Сербский народ страдал под Милошевичем, и больше всех — сербы в Косове, а от косовских сербов албанцы не страдали!
Я писал об этом. Помните, как они 16 марта 1981 года в Неделю православия подожгли Печскую Патриархию? Большой монастырский корпус, в котором жило 30 сестер и гости. Никаких беспорядков еще не было, никаких милошевичей. Понимаете? Значит, они против Церкви действовать начали еще тогда. И Патриарх говорит: «Монастыри и церкви в Косово — почему их разрушают, в чем они виноваты?» Мы выдержим, даст Бог, выдержим, но только лучше было бы не терять каждые 10−20 лет самую лучшую кровь, самых лучших молодых людей. У нас все время с XIX века — войны, войны, войны… Теряем таких людей… Больше миллиона сербов убили во время Второй мировой войны — это кроме тех, кто погиб на фронте. Народ побили в Хорватии, Боснии, Герцеговине и в Косово. И мы все выдержали и выдерживаем. Сербы — народ терпеливый, народ благодушный.
Хорваты и мусульмане в начале 90-х вместе начали воевать против сербов, а потом год воевали между собой — с марта 1993 до мая 1994, пока им американцы не навязали мир. Война между мусульманами и хорватами в Боснии была очень жестокой — такая была ненависть и злоба. Значит, не сербы виноваты во всем. Потом это быстро забыли, и сейчас, когда мусульмане и хорваты никак не могут мирно жить вместе, они говорят: «Нам все-таки лучше с сербами, потому что сербы все быстро забывают и быстро прощают». Вот что говорят хорваты. Это правда. Серб как православный человек умеет простить, умеет жить с человеком, как с братом своим.
Я надеюсь, что Косово останется сербским. Там народ терпит большое страдание. От 300 тысяч сербов осталось только 120 тысяч — остальных выгнали. Албанцы и американцы не хотели даже проводить перепись населения, а когда провели оказалось, что 15−17%. А албанцы говорили, что их 2 миллиона — нет, 1 миллион 100 только. Надеемся, что сербы выдержат и что мировая ситуация изменится как-то в нашу пользу.
Но вернусь к мусульманской проблеме. Совершенно очевидно, что мусульманская опасность надвигается и поднимается над миром. Мусульман сейчас больше миллиарда, и повсюду они агрессивны. В Индии 800 миллионов индийцев и 100 миллионов мусульман, и индийцы боятся мусульман, потому что они агрессивные. Индонезия: 160 миллионов мусульман, и Австралия боится Индонезии. У них есть такая зеленая карта мусульманских стран от Индонезии до Марокко. В Северной Африке только Эфиопия — христианская страна. Почему Эфиопия страдает все время? — Потому что они христиане — это одна точка в зеленом море. Как живут христиане в мусульманских странах? в Турции? Там искореняют православие. В 1923 году полмиллиона греков истребили, полтора миллиона выгнали — осталось лишь 120 тысяч; а сейчас их 2−3 тысячи. А мусульмане в Греции сейчас имеют представителей в парламенте, их сейчас больше 120 тысяч, а тогда было 10 тысяч. Как живут православные на Ближнем Востоке? Христианство там угасает — его удушают повсюду. Как живут христиане в Саудовской Аравии, как живут христиане в любой мусульманской стране? А там тоже говорят про свою свободу, свою культуру. Какая культура может выйти из ислама?! Джихад — вот какая культура. Но американцы похожи на них. Они их озлобляют, они их используют, они их эксплуатируют.
Надвигается опасность — в Германии, Англии, Франции уже много мусульман. В Америке почти все чернокожие стали мусульманами. Увидим еще, что будет с Америкой. Она Вавилон — как был древний Вавилон, как был Египет, как был султан, как была Римская империя, как были Гитлер и другие тираны. И Америка пойдет по этой дороге, потому что никакое зло не остается в конце концов неразоблаченным и ненаказанным. Бог правдив, Бог присутствует в истории. Мы верим в Его присутствие в истории.
Дай Бог им спасения, я им желаю спасения. Дай Бог, чтобы они почувствовали, что в действительности самое важное. Как наш народ всегда это чувствует. Мы любим свою Родину, но еще больше любим нашу Небесную Родину — Царство Небесное. И в свете Царства Небесного мы, сербы, смотрим на царство земное. Таков наш Косовский завет. Наш народ страдал, потерял свое государство, свою земную родину, но сохранил веру и душу. Мы пять веков были в рабстве, потом освободились, но никогда не забывали нашу Небесную Родину.
На рeках вавилонских, тамо сeдохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в началe веселия моего (Пс.136). Это такой патриотический псалом. Земной патриотизм — да, но еще лучше — небесный патриотизм, который обнимает и землю. Неправда, что православные забывают землю — нет. Православие желает спастись всем. Бог всё создал для жизни вечной. И мы — ненавистники не тела, а страстей, зла, как говорят отцы. Вот подлинный православный реализм, и это богочеловеческий реализм, и он трудный. Поверьте, мне легче быть язычником, легче быть мусульманином, легче быть даже католиком, и еще легче — протестантом, но православным — всегда трудно. Это всегда распятие, а распятие всегда ведет к воскресению, но надо выдержать распятие, чтобы пришло воскресение.
Я давным-давно ждал противостояния ислама и христианства в мировых масштабах. У них сейчас прежде всего сильная биологическая экспансия. В Косово главная проблема всегда была — агрессивность албанцев, агрессивность биологическая, демографическая. У них по 10−12 детей. Рождают детей иногда от двух жен и так далее. Таков ислам. Но кто виноват? Каждые два года в Турции проходят съезды всех религиозных вождей с территории бывшей Оттоманской империи. И в Турции все больше возвращаются к сознанию Оттоманской империи. Америка признает Турцию как секулярное государство, но у них в народе оттоманское сознание.
Я думаю, и не только я, что у американцев есть план разделить Россию на несколько частей, и прежде всего занять Сибирь из-за ресурсов. Если русские это не поймут, то когда-нибудь может стать поздно. А почему американцы так лояльны к мусульманам? Конечно, их миллиард и они не хотят с ними ссориться. Америка поддерживала Талибан, а теперь вот что у них самих происходит. И сейчас к Афганистану они подошли через Турцию, и уже, думаю, не уйдут из Афганистана, а останутся там.
Но Бог иногда по-другому все устраивает. Вот сейчас Америка пребывает во всей своей мощи, и вдруг три самолета совершают такие терракты. Если бы четвертый упал на Белый дом, это была бы для них психологическая катастрофа. Они бы не выдержали этого. Психологически они очень слабы и нестабильны. Если, не дай Бог, была бы война, то Америка бы сразу рухнула. Они не могут такого выдержать.
— Как Вы относитесь к происходящим в мире событиям: террористические акты в Америке…
— Террор в Америке — это творение самой Америки. Создали человека по своему подобию. Как сказал отец Паисий: «Диавол создал злого человека по своему подобию». А Америка создала человека по своему образу и подобию — это бен Ладен. И вот так получилось, что он пошел на своего отца. Они создали и бен Ладена, и этих талибов, а сейчас это им вернулось обратно.
Но вряд ли теракты в Америке — это дело только бен Ладена. Я этому не верю. Там много еще темных сторон. Конечно, велика роль в этом самих американцев. Нельзя было так все сделать. А сейчас они бедный народ наказывают.
— Но в мире происходят не только катастрофы и разделения. Не так давно наметилось сближение Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью. Сербская Церковь является посредником в этом процессе. Что лично Вы думаете о возможности воссоединения?
— Я давным-давно говорил, что Русская Заграничная Церковь должна воссоединиться с Русской Православной Церковью, и даже влиял на Патриарха Павла, чтобы он писал об этом, потому что Сербская Церковь имеет непосредственное отношение к этому вопросу, и мы имеем своего рода долг перед Русской Заграничной Церковью, перед карловчанами, потому что они у нас были. Они получили свою автономию внутри Сербской Церкви, вроде того как во время Юстиниана II, когда сарацины или арабы вторглись на Кипр, и киприоты вынуждены были бежать в Малую Азию. Им дали там область около Дарданелл, у Мраморного моря, и они сохранили там церковную автономию. Такой есть пример, и даже каноны это позволили, но временно. Сербская Церковь писала, что Русская Заграничная Церковь должна вернуться к своей Русской Церкви. Их реакция была различной. В общем, должны соединиться.
Как я слышал на днях, ушел митрополит Виталий, который был непримиримым, не только в отношении Русской Церкви, но и в других отношениях. А сейчас владыка Лавр, который умеренный и умный, более молодой. Наверное, соединение будет. Московская Патриархия очень хорошо сделала, что никогда их не судила.
Когда был сербский раскол в Америке, отец Иустин [преподобный Иустин (Попович)] плакал, молил патриарха Германа сделать все, чтобы не допустить раскола. Раскол всегда трудно потом преодолеть. То, что Московская Патриархия не делала суда над ними, — это хорошо. Мы так же с нашими македонцами сделали: им дали автономию, а они захотели сделаться автокефальными. Никто их не признал, и сейчас, похоже, возвращаются обратно. Это еще окончательно не произошло, но дай Бог, чтобы возвратились, и были бы нормальные отношения, а то они совсем изолированы. Большая опасность здесь исходит и со стороны Ватикана, который все время пытается распространить на них свое влияние. Сербская Церковь ставила вопрос суда, но не совершала судебного процесса, не расстригала их епископов. Хотя для этого были серьезные причины.
Но когда такое соединение произойдет, не надо, как говорят сербы, правду «гнать до конца». Есть латинская поговорка: «Абсолютная правда — абсолютная неправда». Если до конца доводить правду, то не по-человечески это, не по любви. Должна быть действительно икономия [снисхождение]. У них есть хорошие священники, хороший порядок, и они сохранили в Америке точное богослужение. Так что дай Бог, будет это соединение. А я давно писал и говорил об этом.
Отец Иустин (Попович) часто говорил о мученической Русской Церкви и о Заграничной Церкви: «Я их понимаю, они не хотели сотрудничать с советской властью, но и те были вынуждены, надо и их понять. Мученическая Церковь — она выдержит это». Он советовал Заграничной Церкви вернуться и воссоединиться с Московской Патриархией.
Я советовал тем, кого сам знал из РПЦЗ: «Вам необходимо воссоединиться». Они против митрополита Сергия. Ну, хорошо, против Сергия; но Сергий уже умер, и что дальше? Особенно я всегда был против того, чтобы они вторгались в дела Русской Церкви и сталкивались с ней, принимали каких-то священников или каких-то прихожан. Дай Бог, чтобы Бог потом не наказал их, как это всегда случается, тех, кто делает в Церкви зло — раздор — благодать Божия больше не бывает с такими людьми. И даже кровь мученическая не может исцелить раскол в Церкви, это св. Киприан говорил, и другие. Святой Ириней говорил, святой Игнатий — как зеницу ока надо сохранять единство Церкви: около епископов, около священников, около клира, народа.
(Продолжение следует…)
Вопросы епископу Афанасию задавали студенты и преподаватели Сретенского высшего православного училища