Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Евгений Попиченко | 19.12.2011 |
Святитель Николай — один из самых любимых, самых почитаемых святых по всему миру:даже и в мире мусульманском к святителю очень уважительное отношение. И это совершенно справедливо. Потому что, прожив жизнь, этот удивительный человек стяжал такое благодатное устроение, что невозможно не прикипеть к нему сердцем, соприкасаясь с ним в молитвенном общении. Наверное, больше всего икон посвящено именно святителю Николаю, больше всего храмов по всему лицу Земли освящено во имя святителя; наверное, больше всего мальчиков названо Николаями. Это — выражение любви христианского мира к удивительному святому.
Святитель Николай родился во второй половине III века в городе Патарах в области Ликия в Малой Азии около 280 года. Родители его Феофан и Нонна были благородного происхождения, благочестивые христиане. Исполненный благодати Божией, новорожденный младенец, никем не поддерживаемый, простоял в крещенской купели в продолжение трех часов, воздавая тем славу Пресвятой Троице. Ему было наречено имя Николай — «победитель народа». Еще будучи грудным младенцем он начал поститься, принимал молоко матери по средам и пятницам только после совершения родителями вечерних молитв. Благодать Святого Духа укрепляла душу будущего святителя, он уклонялся от детских забав, праздности, хранил целомудрие, любил читать Священное Писание, часто посещал церковные службы.
Его дядя, епископ Патарский, по имени тоже Николай, заметив, что племянник выделяется среди других молодых людей добродетелями и строгой подвижнической жизнью, посоветовал ему посвятить свою жизнь служению Господу и возвел его в должность чтеца. Через несколько лет дядя-епископ посвятил Николая в сан пресвитера, поручив ему благовествование слова Божия. Ревностным служением Богу молодой пресвитер был подобен мудрому старцу и снискал за то глубокую любовь паствы. После смерти родителей святой Николай раздал нуждающимся унаследованное имение. Имея великое милосердие к бедным, он благотворил и тем, кто обращался к нему за помощью, и тем, кто из ложного стыда не просил о ней. При этом старался благотворить тайно. Одному разорившемуся человеку такой тайной помощью он помог выдать замуж трех дочерей, которые от отчаяния готовы были встать на грешный путь блуда.
Однажды, когда будущий святитель совершал паломничество в Иерусалим, разразилась сильная буря. По молитве святого буря утихла, и корабельщик, который упал с высокой мачты на палубу, встал невредимым. Со слезами молился святой Николай на Голгофе, где Господь наш Иисус Христос искупил грехи всех людей. Он поклонился и другим святыням в Иерусалиме. Двери единственной в то время церкви на Сионской горе сами отворились перед будущим святителем Николаем. Он решил уйти в пустыню для безмолвных подвигов, но Господь во сне открыл ему Свою волю: совершать предназначенное ему служение на родине.
На обратном пути корабельщики задумали обмануть святого Николая и направили корабль в другую сторону. Но Господь не оставил Своего угодника; по молитве святого налетел сильный ветер и понес корабль в нужную сторону. В Ликии угодник Божий, желая окончить свою жизнь в безвестности, вступил в братскую обитель, именуемую Святым Сионом. Но Господь вновь возвестил ему в видении, что ожидает от него не подвигов безмолвия, а пастырского служения людям в миру. Святой Николай, избегая человеческой славы, повинуясь этому велению, удалился из обители и местом жительства избрал не свой город Патары, где все его знали и оказывали ему почести, а большой город Миры, столицу ликийской земли, где, никем не знаемый, он мог скорее избегнуть мирской славы. Жил он как нищий, не имел где приклонить голову, но неизменно посещал все церковные службы. Насколько угодник Божий смирял себя, настолько Господь, унижающий гордых и возвышающий смиренных, возвысил его. В то время в Мирах скончался архиепископ всей ликийской страны Иоанн. Для избрания нового архиепископа собрались в Миры все местные архиереи. Много было предложено к избранию умных и честных людей, но общего согласия не было. И поэтому решено было совершить совместную молитву, чтобы Господь Сам показал Своего избранника. Молитва была услышана. Старейшему из епископов Господь открыл, что надо посвятить во епископы человека по имени Николай, который первым придет в храм на утреннее богослужение. Так святой Николай по воле Божией стал Первосвятителем Ликийской Церкви. В новом служении укрепляло подвижника видение, в котором Господь Иисус Христос подавал ему Евангелие, а Пречистая Богородица возлагала на него омофор.
В сане епископа святитель Николай оставался, как всегда, кроток и смирен духом, незлобив сердцем, чужд всякой надменности и своекорыстия, соблюдал строгую умеренность и простоту: носил простую одежду, вкушал постную пищу раз в сутки — вечером. Целый день великий Архипастырь творил дела благочестия и пастырского служения. Двери его дома были открыты для всех. Оказывая помощь в житейских нуждах, он более всего заботился об исцелении язв души.
В гонения на христиан императора Диоклетиана, когда пострадали священномученики Анфим Никомидийский, Автоном Италийский, Петр Александрийский и многие другие, святитель Николай вместе со многими христианами был заключен в темницу. Он стойко переносил голод, жажду, не переставал укреплять веру в заключенных и утверждал их в крепком исповедании Господа, чтобы они были готовы пострадать за Христа. Святитель Николай готовился к мученической смерти, но Господь сохранил Своего избранника для церковной пользы. Новый император Константин Великий прекратил гонения, освободил исповедников, даровав Церкви мир и свободу. Святитель Николай по выходе из темницы снова занял Мирликийскую кафедру и с еще большей ревностью отдался исполнению своих высоких обязанностей.
В те годы возникла ересь лжеучителя Ария. Он отвергал Божество Сына Божия и не признавал Его единосущным Отцу. Для осуждения ложного мудрования, желая водворить в стаде Христовом мир, потрясенный ересью Ариева лжеучения, равноапостольный император Константин созвал в 325 году в Никее Первый Вселенский Собор, где под председательством императора собрались 318 архиереев; здесь было подвергнуто осуждению учение Ария и его последователей. В числе участников Собора был и святитель Николай. Услышав богохульные речи Ария, святитель, ревностный хранитель чистоты Православия, не стерпел такой дерзости и ударил еретика по щеке. Отцы Собора, сочтя такой поступок излишеством ревности, лишили святителя Николая его архиерейского омофора и заключили в тюремную башню. В ту же ночь некоторым участникам Собора было видение, которого сподобился ранее сам святитель: Господь наш Иисус Христос подал святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него епископский омофор. Тогда отцы поняли, что Господу было угодно дерзновение святителя, и, воздав ему честь, освободили из заключения, возвратили прежний сан и прославили как великого угодника Божия.
По возвращении с Собора в свою епархию святитель Николай продолжал благотворную пастырскую деятельность.
Заботясь о духовных нуждах своей паствы, святитель Николай не пренебрегал удовлетворением ее телесных потребностей. Когда в Ликии наступил великий голод, добрый пастырь, чтобы спасти голодающих, сотворил новое чудо: один торговец нагрузил большой корабль хлебом и накануне отплытия куда-то на запад увидел во сне святителя Николая, который повелел ему доставить весь хлеб в Ликию, ибо он покупает у него весь груз и дает ему в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец был очень удивлен, найдя у себя в руке три золотые монеты. Он понял, что это было повеление свыше, привез хлеб в Ликию, и голодающие были спасены. Здесь он рассказал о видении, и граждане по его описанию узнали своего архиепископа.
Еще при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.
Корыстолюбивый градоначальник Мир Евстафий осудил на смертную казнь трех невиновных граждан, оклеветанных врагами. Святитель Николай поспешил в Миры и с ним — трое царских воевод, которым очень полюбился этот добрый архиерей, оказавший им великую услугу. В Миры прибыли они в самый момент казни. Палач уже занес меч, чтобы обезглавить несчастных, но святитель Николай властной рукой вырывает у него меч и повелевает освободить невинно осужденных. Никто из присутствующих не осмелился противиться ему: все поняли, что творится воля Божия. Градоначальник, которого святитель Николай грозно обличил, сознался в своем грехе и просил принять его покаяние. При этом присутствовали некоторые императорские военачальники, которых вскоре постигла подобная же участь: они были оклеветаны перед императором в измене и осуждены на казнь. В темнице они вспомнили о святителе Николае и со слезами просили его о помощи. Скорый спаситель в бедах, в ту же ночь угодник Божий явился во сне императору Константину и властно потребовал освобождения трех невинно осужденных воевод. Что и было исполнено.
Много раз святитель Николай спасал бедствующих на море, выводил страждущих из плена и заточения. Святитель мирно отошел ко Господу в глубокой старости около 350 года. В 1087 году было совершено торжественное перенесение его мощей из Мир Ликийских в итальянский город Бари, где они почивают и доныне в мраморном саркофаге в крипте собора, возведенного в честь святителя в XII веке. В 1953 году саркофаг этот был открыт. Тщательные исследования, произведенные учеными, позволили восстановить черты лица святителя Николая. Они совпадают с чертами его лика, изображаемого на русских иконах. Нетленные мощи святого чудотворца Николая источают целебное миро, помогающее страждущим духовно и телесно.
Что можно сказать в заключение? Святителю, отче Николае, моли Бога о нас.
Надо помнить, что наше общение с духовным миром — это реальность, которая направляет нас по жизненному пути, поддерживает, сохраняет, укрепляет. В истории Церкви мы знаем сотни и тысячи примеров, когда молитвы святителя Николая, ходатайство его перед Богом и Пречистой Богородицей выводили людей из самых, казалось бы, тупиковых, самых безнадежных ситуаций, по их доверию святителю Николаю. Дай Бог, чтобы мы как можно чаще прибегали к молитвенной благодатной помощи этого удивительного подвижника, духовного наставника, пастыря и учителя Церкви.