Столетие.Ru | Ольга Решетникова | 15.12.2011 |
С 1 по 4 декабря с.г. в Подворье Русской православной церкви в Софии прошли дни памяти архиепископа Серафима (Соболева), приуроченные к 130-летию со дня его рождения.
Дитя российской глубинки, русский патриот, владыка Серафим был вынужден покинуть Россию в октябре 1920-го, когда красные ворвались в Крым. Архиепископ Таврический Димитрий, благословивший епископа Серафима уехать за границу, спас его от судьбы десятков тысяч русских священнослужителей, первыми принесенных на алтарь большевистской «свободы». С мая 1921 г. и до своей кончины в день Торжества Православия 26 февраля 1950 г. владыка Серафим жил в Болгарии — в православной стране, которой правил царь Борис, крестник последнего Российского императора, среди добросердечного народа, хранившего любовь и признательность к русским братьям-освободителям. На его долю выпало окормление многочисленных соотечественников — Болгария стала одним из центров русской эмиграции, более 30 тысяч русских беженцев прибыли в страну четырьмя волнами. В течение 29 лет архиепископ Серафим управлял русскими приходами в Болгарии, находясь до 1945 г. в ведении Зарубежного Архиерейского Синода, а затем в юрисдикции Московской Патриархии.
Пастырское служение архиепископа Серафима заслуживает внимательного изучения и доброго слова, поскольку он оставил о себе добрую память в Болгарии не только среди русских, но и среди болгар. Немало лиц духовного звания называли и называют себя его учениками.
Однако владыка Серафим не только добрый пастырь. Он при жизни снискал славу одного из крупнейших русских богословов ХХ века.
Его богословские труды «Новое учение о Софии Премудрости Божьей», «Искажение православной истины в русской богословской мысли» и другие не потеряли своей актуальности и по сей день. Архиепископ Серафим не только чисто исповедовал православную веру и учил этому других, он жил по этой вере, являя живой пример кропотливой работы души, жаждущей благодати Божией, следуя заповеди своего небесного покровителя Серафима Саровского: «Спасись сам и тысячи вокруг тебя спасутся».
В Болгарии расцвел духовный и подвижнический дар архиепископа Серафима, здесь он прославился как «светоносный пастырь», стал и по сей день остается одним из самых почитаемых угодников Божьих среди болгарского народа. Интересно, что его имя никогда не забывали даже в условиях коммунистического режима. Место его погребения стало объектом паломничества, рассказы о многочисленных чудесах, явленных по молитвам к владыке, передаются из уст в уста, описываются в книгах и журналах. Болгарский народ почитает его как святого чудотворца, покровителя Софии. Неудивительно, что нынешние торжества в Софии вызвали большое внимание и интерес.
1 декабря, в день рождения архиепископа Серафима, в русском посольском храме святителя Николая Чудотворца, в крипте которого покоится владыка, литургию отслужил специально прибывший из России архиепископ Костромской и Галичский Алексий. Примечательно, что этот день совпал со столетием назначения тогда еще молодого архимандрита Серафима инспектором Костромской духовной семинарии, ректором которой ныне является архиепископ Алексий.
3 декабря в Доме Москвы в Софии при огромном стечении народа прошла презентация книги молодого российского исследователя А.А. Кострюкова «Жизнеописание архиепископа Серафима».
Монография, изданная на русском и болгарском языках, по существу — первое глубокое и обстоятельное исследование жизни и наследия архиепископа Серафима, предпринятое на основе изучения широкого круга как опубликованных, так и архивных материалов, мемуаров его современников, учеников и духовных чад.
В выступлениях прозвучала мысль о том, что имя владыки Серафима на сегодняшний день гораздо лучше известно в Болгарии, чем в России, где интерес к его личности и трудам возник лишь в начале 90-х годов. Тем не менее, в нашей стране опубликованы основные труды владыки Серафима, первое издание монографии А. А. Кострюкова «Архиепископ Серафим (Соболев). Жизнь, служение, идеология». Сочинения архиепископа Серафима — не только важная часть русского духовного наследия, без которой невозможно составить полную картину идейных воззрений русского Зарубежья. Они как никогда актуальны сегодня, когда здоровые силы нашего общества задаются вопросами, какой мы хотим видеть Россию, какими мы должны быть, чтобы добиться процветания нашего Отечества.
По глубокому убеждению архиепископа Серафима, русская идеология — это православная вера, составляющая основу жизни каждого русского человека, «обнявши всю его жизнь во всех ее проявлениях». Православная вера должна стать основой, пронизывающей все наше существо, движение ума, воли, сердца, тогда определять жизнь российского общества во всех областях будут люди, живущие с чувством стыда и совести, вооруженные единым критерием понимания добра и зла, греха и добродетели, критерием истины при оценке всякого деяния.
Подчеркивая необходимость покаяния русского народа, архиепископ Серафим вовсе не предлагал начать подсчет грехов белых и красных и точно взвесить, чья вина тяжелее во всех тех катаклизмах, которые обрушились на Россию.
Он рассматривает покаяние как перемену мышления — нужна работа ума, сердца, души, чтобы взращивать в себе прежде всего человека духовного, а не пополнять ряды «напрасно рожденных». Только такой человек может осознать смысл своей жизни, понять историческую миссию России и направить свою волю и силу для ее осуществления. Чем скорее мы это осознаем, тем скорее сможем преодолеть нынешний этап, когда без национальной идеи, общественной скрепы мы только рассуждаем об обновлении России, образ которой всяк видит по-своему, и без руля и ветрил несемся, один Бог знает, куда…
Мысли архиепископа Серафима актуальны и для сегодняшней Болгарии, сотрясаемой экономическим и политическим кризисом. Как раз в дни памяти владыки Серафима прошла стачка железнодорожников, подъезды к Софии заблокировали тракторами сельскохозяйственные рабочие. Нередко в средствах массовой информации можно услышать критику в адрес Церкви, почему, дескать, не вмешается в решение острых политических проблем.
Архиепископ Серафим твердо был убежден, что Церковь не должна быть в политике, это политики должны быть в церкви.
Отрадно было видеть, как много болгар посетили церковные службы в Русском храме, пришли на презентацию книги о владыке Серафиме, на концерт священнического хора Софийской митрополии, которым завершились дни памяти архиепископа Серафима в Софии.
Дружно проигнорировали памятное событие сотрудники российского посольства в Болгарии и члены их семей, хотя были разосланы официальные приглашения, программа опубликована в болгарской прессе. Это свидетельствует прежде всего о том, что в своей работе российские дипломаты не опираются на богатейший опыт многовековых духовных связей болгарского и русского народов. А им бы задуматься, почему и сегодня, как много лет назад, к гробнице архиепископа Серафима, установленной под алтарем посольского русского храма святителя Николая Чудотворца, нескончаемым и все возрастающим потоком приходят люди не только со всех концов Болгарии, но и из России, Греции и многих других стран. Жизнь и деятельность архиепископа Серафима, история русского посольского храма дают несравнимо более глубокое понимание истории России и Болгарии, чем многие современные учебники по истории, заточенные под натаскивание к ЕГЭ, но, увы, и старшеклассников российской школы на торжествах не было.
И на церковные службы в русскую церковь пришли главным образом болгары.
Вроде бы уж прошли те времена, когда людей, посещавших храмы, подвергали гонениям, но и сегодня нет ощущения, что храм святителя Николая — это русский, посольский храм. Это тем более обидно, что в сентябре 2014 г. Никольское Патриаршее подворье в Софии отмечает 100-летие Великого освящения. По благословению архиепископа Егорьевского Марка для организации празднования этой памятной даты сформирован российско-болгарский Юбилейный комитет, первое заседание которого состоялось в Москве 9 декабря. Комитет констатировал, что Никольский храм нуждается в серьезной реставрации — уникальные росписи храма, орнаменты, имитирующие золотую мозаику, потемнели от копоти и грязи, фрески практически не читаются, частично утрачена авторская живопись, нуждается в ремонте и внешний фасад. Юбилейный комитет будет заниматься прежде всего организаций реставрационных работ. Уже сделана необходимая экспертиза состояния храма, определен объем предстоящих работ, ведутся переговоры с мастерами о подряде, открыт счет для перечисления пожертвований на восстановление храма. Когда-то Русский храм в Софии строился под надзором российской императорской дипломатической миссии на средства русской казны при активном участии русских и болгар.
Не будем забывать исторический опыт, а главное помнить, что Русский храм в Софии — это прежде всего зримое воплощение духовных связей русского и болгарского народов, молитвенного единения двух православных церквей.
Счет для реставрации Подворья Патриарха Московского и всея Руси в Софии
Bank address: Руска църква свети Николай Чудотворец, цель пожертвования: помощь на реставрацию и ремонт храма Святителя Николая.
Bank Acc/IBAN/ BG28STSA93000019909127
SWIFT STSABGSF
Beneficiari s Bank: Banka DSK
VAT .: 131 027 861
http://www.stoletie.ru/sozidateli/russkij_pastyr_v_bolgarii_2011−12−14.htm