Русская линия
Богослов. RuПротоиерей Александр Паничкин14.12.2011 

Первый митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, член Святейшего Синода Гавриил (Петров)
(1770−1799 гг.)

Цикл статей кандидата богословия протоиерея Александра Паничкина, посвященный известным личностям из истории Русской Церкви, продолжает материал о жизненном пути и служении выдающегося церковного иерарха — митрополита Гавриила (Петрова).

Митрополит Гавриил родился 18 мая 1730 г. в Москве. Его отец Петр Шапошников был синодальным иподиаконом, а затем священником Космадамиановской церкви в Китай-городе. Во святом крещении он получил имя Петр. Его старший брат, Варлаам, стал архиепископом Тобольским. При определении в духовное училище будущий владыка получил по отцу фамилию Петров. В 12 лет он был принят в Славяно-Греко-Латинскую Академию, находившуюся в Заиконоспасском монастыре в Москве. Он проучился в ней 12 лет и окончил полный курс с отличием. После окончания Академии Петр был в нерешительности относительно своей дальнейшей судьбы, он благоговейно относился к монашеству, но не считал себя достойным его. В 1754 г. он поступил справщиком в Московскую Синодальную типографию, где принимал участие в печатании Библии. Благодаря своему уму и образованности он обратил на себя внимание архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Гедеона (Криновского). В1757г. ему было предложено место учителя в Академии при условии принятия монашества, но он отказался[1]. В 1758 г. Петр Петров был переведен в Лаврскую семинарию учителем риторики. Занятие этой должности обязывало его принять монашество. 28 июня 1758 г. он был пострижен в Петербурге на Троицком подворье с именем Гавриил. 30 июня он был рукоположен в иеродиакона, 1 июля в иеромонаха, 7 июля он был назначен ректором Лаврской семинарии, 14 августа наместником Лавры. Жизнь он вел трудолюбивую и чрезвычайно воздержанную. 8 августа 1761 г. назначен ректором и преподавателем богословия в Московскую духовнуюакадемию и архимандритом Заиконоспасского монастыря. В1761 г. он напечатал исправленное им по поручению Синода «Последование в Неделю Православия». Кроме того, им напечатаны в «Московских ведомостях» «Слово его на день восшествия на престол императора Петра III» и при Московском университете «Слово на день коронования Екатерины II». В 1763 г. Напечатан сделанный им с латинского перевод книги «Стихи избранные из Священного Писания», им же написано предисловие. Ученая деятельность и строгая жизнь привлекли к нему внимание светских и духовных знатных особ. 6 декабря он был хиротонисан во епископа Тверского в Петропавловском соборе Петербурга[2].

22 декабря 1765 г. по представлению члена Святейшего Синода архимандрита Гедеона он был вызван в Петербург для участия в комиссии по составлению новых законов. В 1766 г. преосвященный Гавриил был назначен в комиссию по подготовке училищной реформы. В 1768 г. он становится представителем Синода в Комиссии по составлению проекта нового Уложения. Преосвященный Гавриил старался улучшить положение духовенства, был против его причисления к среднему сословию. Екатерина отметила его ревность к делу и ум. Она посвятила ему свой перевод пьесы Мармонтеля «Велисарий» и видела в нем первого советника по духовным делам. По желанию императрицы он был назначен членом Святейшего Синода, а 22 сентября 1770 г. — архиепископом Санкт-Петербургским и Ревельским.

На столичной кафедре преосвященный Гавриил прилагал много усилий, чтобы украсить епархию новыми храмами, подавал пример исключительного благочестия, старался возвысить авторитет Санкт-Петербургской епархии.

Владыка Гавриил заботился о Невской семинарии. Она была переведена из старого деревянного здания в специально построенное каменное здание в Лавре, а к 1797 г. была преобразована в Духовную Академию, в которую для продолжения образования стали приезжать выпускники семинарий из других епархий.

Он разделил столицу на округа, во главе которых поставил благочинных, которые управляли всеми церквями и духовенством своего округа и подчинялись непосредственно архиепископу. Его стараниями в 1775 г. к Петербургской епархии была присоединена Новгородская епархия, таким образом Петербургская кафедра получила преемство от древнейшей Новгородской кафедры. Петербургский архиепископ стал первенствующим членом Святейшего Синода. В 1783 г. владыка Гавриил был возведен в сан митрополита. Им были устроены пять школ в городах епархии: в Новгороде, Старой Руссе, Валдае, Боровичах и Тихвине. Он сам составил инструкции для этих школ. Был значительно расширен круг преподаваемых дисциплин, поощрялась научная деятельность.

Владыка Гавриил сам занимался научной деятельностью. Он был почетным вице-президентом Российской Академии Наук. В 1784 г. вышло в свет его толкование на Соборные Апостольские послания (кроме 1-го послания апостола Петра), толкования на заповеди блаженств и некоторые псалмы. Он написал сочинение «О служении и чиноположениях православной Греко-Российской Церкви», «Последование о посещении болящих». Им был издан перевод «Добротолюбия» на славянский язык, выполненный Паисием Величковским. Владыка Гавриил состоял членом государственной законодательной комиссии.

Он повелел собрать по всей Новгородской епархии древние рукописные и печатные книги до XVII в. и хранить их в Софийском соборе.

При нем был отстроен Александро-Невский монастырь и возведен Троицкий собор. Екатерина II велела изготовить его бюст и установить в соборе. Владыка Гавриил заботился и о других монастырях: старался ввести общежитие по афонскому уставу, выписывал иноков из процветавших тогда пустынь Саровской, Сафрониевой и др.[3]. Митрополит Гавриил старался поднять Валаамский монастырь, приходивший в запустение. Вызвал сюда в 1781 г. старца Назария из Саровской пустыни, чтобы он ввел устав пустыни на Валааме. Настоятель Валаамского монастыря и епископ Феофил, желая удержать его у себя, писали митрополиту Гавриилу о нем как о человеке малоумном. Митрополит Гавриил отвечал: «У меня много своих умников; пришлите мне Вашего глупца"[4]. С вельможами он держался достаточно смело и независимо и, по-видимому, один из таких поступков стал причиной его опалы. Он не остался на придворном музыкальном спектакле и уехал, несмотря на приглашение Павла I. На следующий день был издан указ о разделе Петербургской и Новгородской епархий и высылке его в Новгород. 14 декабря 1799 г. он покинул Петербург. Несмотря на тяжкую болезнь, владыка продолжал строго поститься. Немного белого хлеба и горшочек пшена с черносливом составляли его обычную пищу. Он велел устроить себе спальню за дверями храма святителя Никиты, чтобы иметь возможность слушать литургию, когда не мог сам на ней присутствовать. Скончался митрополит Новгородский и Олонецкий Гавриил 26 января 1801 г. на 71 году жизни и похоронен в Софийском cоборе Новгорода в приделе св. Иоанна Крестителя.

«В облике митрополита Гавриила ярко отразилась черта петербургского периода церковной истории — сочетание внешней светскости и глубокой внутренней молитвенной жизни. Характерная внешность вельможного архиерея позволила ему сохранить истинно иноческий облик, не вводя окружающих во искушение, исполнять тяжелое послушание в миру. Настоящий ревнитель веры, строгий постник, он следил за соблюдением постов в нормальных училищах, занимавшихся подготовкой учителей. В своем письме заведующему графу Завадовскому владыка писал: «Могут ли преступники закона Церкви быть учителями закона? Я довольно приметил, что отступление от Церкви в народе начинается нарушением постов». В своей ревности к соблюдению православных обычаев преосвященный Гавриил не склонял голову ни перед какими властями. Так, он не допустил служить при освящении собора в Царском Селе придворного священника, учителя Цесаревича Александра I, священника Самборского за то, что тот вышел встречать митрополита с напудренными, как у светских, волосами. На просьбу одного из придворных вельмож определить известного ему диакона на священническое место владыка ответил: «Доложите его сиятельству, что я никогда не вмешивался в его дела, и не назначал кого ему определить в какую должность. Поэтому и мне прошу не мешать в определении людей на места сообразно с их известными мне достоинствами""[5].

[1]Рункевич С. Г. СПб. 1997. С. 433.

[2]РункевичС.Г. Александро-Невская лавра. СПб. 1997. С. 434.

[3] И.С.С.С-П.Е. Вып. 8. СПб. 1885. С. 5−7.

[4] Там же.

[5] Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. Иоанн (Снычев) митр. Редактор-составитель. СПб. 1994. С.97

http://www.bogoslov.ru/text/2 304 874.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru