Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургПротоиерей Евгений Попиченко13.12.2011 

«Зажегши свечу, не ставят ее под спудом»
13 декабря — день памяти апостола Андрея Первозванного

Андрей был призван Самим Христом для евангельской проповеди. Он был был родом из Вифсаиды Андрей Первозванный2в Галилее, впоследствии жил вместе со своим братом Симоном в Капернауме на берегу Геннисаретского озера, добывая средства к существованию ловлей рыбы. С юных лет Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу. Он не вступил в брак, но стал учеником святого Пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Когда святой Иоанн Креститель указал на Иордане святым апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом.

Как повествуется в Евангелии, святой апостол Андрей не только первым последовал призыву Христа, отчего в Предании Древней Церкви он именуется Первозванным, но он был первым из апостолов, который исповедовал Его Спасителем, Мессией, приведя ко Христу своего брата Симона, будущего апостола Петра. Из Евангелия мы узнаем, что святой апостол Андрей был вместе с Господом во время чуда с пятью хлебами, насытившими пять тысяч человек, вопрошал его вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на Елеонской горе о будущем разрушении Иерусалима и о признаках Второго Пришествия Спасителя, говорил с Господом в Вербное воскресенье.

После Воскресения и Вознесения Христа, свидетелем которого был и апостол Андрей, он возвратился в Иерусалим и здесь в день Пятидесятницы, вместе с другими апостолами и Пресвятой Богородицей, исполнился Духа Святого, как предсказал Сам Господь. С проповедью Слова Божия апостол Андрей совершил несколько путешествий, из которых трижды возвращался в Иерусалим.

Он прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря — Крым, Причерноморье, Скифию. По преданию Грузинской Церкви, апостол Андрей проповедовал вместе с апостолом Симоном Кананитом в Абхазии, где апостол Симон принял мученическую кончину. Вверх по Днепру апостол Андрей поднялся до месторасположения будущего Киева, где, как повествует Нестор Летописец, водрузил крест на Киевских горах, обратившись к ученикам своим со словами: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей».

Продвигаясь далее на север, апостол Андрей дошел до поселений славян на месте будущего Новгорода и у нынешнего села Грузино водрузил свой жезл. Отсюда апостол прошел через земли варягов в Рим для проповеди и вновь вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии, будущем могучем Константинополе, основал христианскую Церковь, посвятив во епископы одного из семидесяти апостолов Христовых, Стахия. Так имя святого апостола Андрея связывает Церковь Константинопольскую с ее дочерью — Русской Церковью.

На трудном пути благовестника апостол Андрей претерпел много печалей и мук от язычников: его изгоняли из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, но, оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно нес людям проповедь о Спасителе. По молитвам апостола Господь совершал чудеса. Трудами святого апостола Андрея возникали христианские Церкви, которым он ставил епископов и священство. Последним городом, куда пришел Первозванный апостол и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры.

Многие чудеса Господь явил через ученика Своего в Патрах. Недужные исцелялись, слепые прозревали. По молитве апостола выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелились Максимилла, жена правителя Патрского, и его брат Стратоклий. Совершенные апостолом чудеса и его пламенное слово просветили истинной верой почти всех граждан Патр. Немного оставалось язычников в Патрах, среди них был правитель города Эгеат. Апостол Андрей не раз обращался к нему со словами Благовестия. Но даже чудеса апостола не вразумляли Эгеата. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу святого Креста Господня. Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Язычник думал опорочить проповедь святого Андрея, если предаст его смерти на кресте, который прославлял апостол. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и с молитвой к Господу сам взошел на место казни. Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать руки и ноги святого, а привязать их ко кресту. По Преданию, крест, на котором был распят святой апостол Андрей, имел особую форму, был в виде латинской буквы «икс» — так называемый Андреевский крест. Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и пробовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: «Господи Иисусе Христе, приими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу. Случилось это в 62 году. Максимилла, жена правителя, сняла с креста тело апостола и с честью погребла его.

В 357 году мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла — апостола Тимофея. После взятия Константинополя крестоносцами мощи святого апостола Андрея перенесли в Италию и поместили в кафедральном храме в Амальфи. При папе Римском Пие II честная глава святого апостола Андрея была перенесена в Рим и положена в соборе Святого Апостола Петра.

Господь, обращаясь к Своим ученикам, в том числе и к нам с вами, дорогие мои братья и сестры, говорит: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под спудом, но на свещник, да светит всем в доме. Вы — соль земли, и если соль потеряет силу, зачем она нужна? Ее выбрасывают вон, на попрание». Святой апостол Андрей, чтобы обратить людей к свету Христовой истины, постоянно трудился в благовестии Христовом, пройдя тысячи и тысячи километров пешком, по жаре или холоду, испытывая и жажду и голод, и тюремное заключение, и ненависть язычников. В конце концов его стремление просветить людей светом веры Христовой закончилось смертью на кресте. Но плоды его проповеди мы пожинаем до сего дня. Начавшись с Киева, вера Христова распространилась на всю землю Русскую, объединила дикие славянские племена, даровала им грамотность. Даровала земле Русской сотни тысяч святых угодников Божиих, которые прославили наше Отечество в веках.

Какое удивительное время переживаем мы с вами сегодня! Никогда не было в истории иных народов, где когда-либо звучало слово Христово, такой мощи возрождения Церкви: свобода узнавать о Боге, жить святой праведной христианской жизнью, учить своих детей вере, издавать книги, журналы, создавать православное телевидение и радио, огромные возможности интернета — все это есть у нас. Что говорить о возрождении приходской жизни и строительстве храмов! Никогда за двадцать лет не были построены или воссозданы двадцать тысяч храмов и сотни монастырей. Время необычное, которое дано нам Богом за молитвы и подвиг святых новомучеников и исповедников Российских — замученных, расстрелянных, казненных наших сродников, которые остались верными Христу в смерти. На их крови сейчас созидается Русская Церковь. Но не случайно мы напомнили о свете этому миру и о соли земли — наши ресурсы во многом превосходят возможности апостола Андрея: тогда не было ни связи, ни информационных технологий, ни средств передвижения, были только уста апостола, его горячее сердце и стремление рассказать людям истину. Но это стремление было таким сильным, что ради него апостол отдал свою жизнь.

И как живем мы, христиане? Сто миллионов крещены, а сколько из этих миллионов реально борется со грехом, ищет святости, праведности, сколько целью своей жизни ставят стяжание благодати Духа Святого Божия? Господь сказал: «Добрая закваска квасит все тесто». И вот мы, как бы дрожжи, на данном этапе способны ли заквасить все наше Отечество познанием истины? Если мы не воспользуемся такими возможностями, не будет ли это для нас к большему осуждению, когда мы предстанем пред Богом? Господь скажет: лукавый раб и ленивый, Я дал тебе столько талантов, а ты пошел и их в землю закопал. Дай Бог, чтобы мы с вами, осознавая важность и величие происходящих ныне событий, всеми силами старались быть христианами, а не казаться ими. Спаси всех Господи.

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at52119


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru