Русская линия
Эксперт Владимир Легойда09.12.2011 

Пояс… как ремень

Пояс Богородицы покинул Россию неделю назад, и новостные заголовки СМИ посвящены другим сюжетам. Ажиотаж схлынул, и информационный повод стерся — но ушел ли? Не настало ли именно сейчас время спокойной рефлексии по поводу того, что, собственно, имело место быть?

Пояс как ремень — такую неожиданную метафору предложил у себя в блоге один знакомый. Помните, сколько ажиотажа было в те дни, когда святыня находилась в храме Христа Спасителя и московский центр был забит людьми и машинами? Словно Пояс прошелся по всем тем, кого громко раздражает малейшее присутствие Церкви в общественной жизни. Не волнуйтесь, вот уедет он — заживете как жили, предположил в то время автор метафоры. Но в самом ли деле — как жили? Или же некие новые открытия про нас самих же, которые стали возможны благодаря Поясу, заставят нас смотреть на нашу жизнь иначе?

Ведь это событие, без сомнения, стало знаковым для всего нашего общества. А для нашей Церкви, может быть, — одним из главных событий уходящего года. Да, до этого в нашу страну и в нашу столицу тоже привозили святыни. Но никогда еще эффект от этого не оказывался настолько неожиданным. Это могло бы показаться невероятным, фантастическим для нашей сегодняшней жизни. Но это — реальность, в которой мы все живем. Церковь — это не маргинальная группа клерикалов, а десятки, сотни тысяч и миллионы людей, которые ездят в общественном транспорте, отовариваются в магазинах, голосуют на выборах, ездят в отпуска… А в какой-то момент вместе выходят поклониться Богородице и попросить у нее помощи.

Для многих эта реальность оказывается сюрпризом, местами даже неожиданным и неприятным. Чего только не говорили про очередь у храма Христа Спасителя — и примитивизм, и слепая вера малообразованных людей в чудо. Да только народная реальность, которую мы все наблюдали все эти дни в самом центре Москвы, намного шире и сильнее всех выводов, которые по поводу ее пытаются сделать.

Как сказал недавно патриарх Кирилл, такие добровольные судьи людей, сутками стоявших к Поясу Божией Матери, «словно высекли самих себя перед лицом всего народа». Невозможно судить о степени воцерковленности тех, кто стоял в этой очереди, — это все равно что пытаться вместо Бога давать оценку глубине людской веры. И об этом тоже напомнил святейший патриарх. Чьи-то сердца наверняка горели искренней верой, а кто-то мог просто прийти в надежде на чудо — «а вдруг здесь поможет». Но люди все равно шли и просили помощи у Божией Матери — каждый своими словами, кто как умел. И ведь многих из них даже само это ожидание встречи со святыней могло преобразить — так, как известно Одному Богу. Человек мог встать в хвост этой очереди, будучи одним, а подойти к ее началу — совсем другим. Даже если на миллион тех, кто поклонился Поясу здесь, в Москве, нашлось сто человек, с которыми такое преображение произошло, — все усилия, хлопоты и затраты по принесению святыни в Россию были предприняты не зря. А таких людей было явно не сто, но много больше.

Если же кто-то просто пришел за чудом — то и в этом нет никакой катастрофы и поводов для порицаний. Вспомним Евангелие: Господь творил чудеса для укрепления людей в вере. В то же время Христос совершал их именно в ответ на людскую веру («придя в отечество Свое. не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф. 13:54−58)). В этом ожидании чуда, в самом робком поначалу доверии Богу, Который может это чудо совершить, часто и рождается вера. И наверняка многие из тех, кто пришел к Поясу маловерующим, были награждены Матерью Божией ожидаемыми чудесами — в том числе и чудом веры.

Пусть даже многие из тех, кто стоял в этой очереди, пока не знают православных молитв, пока не участвуют в церковных таинствах — важно то, что они сделали эти шаги навстречу Богу. И Церковь наша должна встретить этих людей с любовью, с заботой, помогать им не сбиваться с пути в этом проснувшемся стремлении познакомиться с красотой и духовным богатством Православия. И наши священники ответственны за то, чтобы чудо веры, открывшееся многим, пришедшим к Поясу, осталось бы в их душах и после возвращения святыни на гору Афон.

http://expert.ru/2011/12/8/poyas__-kak-remen/?n=87 778


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru