Радонеж | Марина Васильева, Сергей Худиев | 08.12.2011 |
Международный кинофестиваль «Радонеж» уже давно стал главной площадкой, на которой обсуждаются проблемы соотношения киноискусства и православной веры, роль кино в православном свидетельстве стране и миру. Еще одной встречей, на которой режиссеры, кинокритики и журналисты могли поделиться своими взглядами на духовное значение киноискусства, стал круглый стол «Христос и антихрист в мировом кинематографе», прошедший в Доме Кино 6 декабря.
Открывая встречу, Евгений Никифоров отметил уникальное значение этого, крупнейшего в мире, фестиваля православного кино. Он отметил, что безусловно положительным явлением стало создание острых, социально значимых картин: «Так называемый „Архиерей-фильм“, сводящийся к показу торжественных богослужений, пышных облачений и не более того, отошел в прошлое». Он сказал, что примером диалога художника и Творца может быть творчество Иосифа Бродского, где в глубоко личном отношении поэта просвечивает истинное благоговение. Творчество Бродского, его стихи о Рождестве Христовом, о Сретении могут быть оценены как эталон религиозной поэзии. Киновед и кинокритик Дмитрий Львович Караваев обратил внимание на то, что роль кинокритика — выносить духовную и нравственную оценку произведениям киноискусства. Он также указал на опасность романтизации греха в кино, изображения его как чего-то нормального и приемлемого. «Режиссер через систему экранных образов доносит до зрителей образцы добродетелей, либо ввергает зрителя в соблазн» — отметил выступавший. Очень опасны для молодежи фильмы, в центре которых стоит сильная, дерзкая личность, считающая себя вправе добиваться своего любыми средствами, как, например, в отечественных сериалах, созданных в подражание голливудским (например, сериал «Бригада»). Критика должна выявлять в произведениях искусства фальшивые ноты.
Журналист, обозреватель «Радонежа» Сергей Худиев обратив внимание на то, что тема «Христос и антихрист» уже, специфичнее, чем тема добра и зла вообще. Антихрист — это обольститель, тот, кто пытается занять в сердцах людей место Христа. Присутствие антихриста может проявляться в фильмах, не имеющих явно злого, аморального характера, но предлагающих некое духовное послание, альтернативное Евангелию, картину мира, в которой Христу нет места.
Протоиерей Виктор Салтыков напомнил об опасности подмены — ведь и само слово «антихрист» значит «вместохристос». По убеждению священника, огромное значение имеет наше Православное мировоззрение — и мы должны быть готовы засвидетельствовать его всей нашей жизнью, в том числе, постом и молитвой. Настоящее, подлинное искусство открывает нам трагизм жизни — как трагична икона Троицы преподобного Андрея Рублева. «Мы должны свидетельствовать, что путь к спасению один — через Голгофу» — отметил протоиерей. Преодоление греха возможно только через покаяние. Человек искушается постоянно, но искушение можно остановить послушанием.
Член жюри Фестиваля Валентина Теличкина заметила, что в наше время утрачено ясное представление о жизненных целях и обратила внимание на ответственность государства за поддержку нравственного кино — пока же дело обстоит крайне неблагополучно.
Ярким, как всегда, оказалось выступление «диакона всея Руси» о. Андрея Кураева. Рассказ о православии, считает он, должен быть честным — не все архиереи — святители, и не все монахи — преподобные. Такая же честность нужна и в отношении к себе, чрезмерное завышение планки неполезно: допустим, я не стал преподобным Серафимом — и что теперь? Житийный идеал может совершенно не совпадать с реальностью. Расхождение между этим идеалом и личным поведением может вызвать оказаться потрясением для веры. Собственно, возрождение православия в 90-е гг. связано с активными религиозными исканиями, экзистенциальными поисками утраченного — или не бывшего вовсе — единства. О. Андрей обратил внимание на тему идентичности и солидарности — на необходимость формирования хорошего, доброго чувства «Мы». Наше российское общество, увы, атомизировано. Отец Андрей призвал избегать «православного оживляжа» — неоправданного использования церковных образов там, где они совершенно не на месте. От отметил, что в советские годы многие фильмы носили нравственный характер. «За 40 лет ни фильмов, ни детских песенок не создано лучших, чем в те годы». Заполнить этот вакуум в умах и сердцах вполне может и должен православный кинематограф.
На это обратил внимание Е. Никифоров: «Сейчас мы выпускаем 200 фильмов в год. Те, кого мы показываем, это живые люди. Наши фильмы — это икона современного русского человека». Православные фильмы могут и должны стать средством церковной миссии — и очень важно обратить внимание на то огромное собрание фильмов, которое есть на сайте «Радонежа». Миссия свидетельства о Христе средствами кино возможна, более того, она уже происходит. И международный кинофестиваль «Радонеж» — важное свидетельство этому.