Карповка | Любовь Леонтьева | 08.12.2011 |
Над возвращением станции Детское Село ее исторического названия Царское Село сейчас думают в ОАО «Российские железные дороги». Сроки железнодорожники называть не спешат, но говорят, что в первую очередь опасаются за смету. Известные петербуржцы и царскосельцы давно считают: это нужно.
Детское Село — центральная станция города Пушкина; местные жители называют ее вокзалом. Она была открыта в 1838 году в составе первой в России Царскосельской железной дороги. Называлась она изначально, как и город, Царское Село. Однако спустя восемьдесят лет и город, и станцию переименовали в Детское Село.
В 1937 году, к 100-летию со дня смерти Александра Пушкина, город вновь переименовали — в Пушкин. Станция же до сего дня остается с «пограничным» названием. Впервые вернуть старинное имя предложила топонимическая комиссия Петербурга. Приурочить переименование намечалось к 300-летию города Пушкина, праздновавшемуся летом 2010 года. Но смена табличек не состоялось, и в электричках по-прежнему объявляют: «Следующая остановка Детское Село. Город Пушкин».
Как объяснил сегодня корреспонденту «Карповки» член топонимической комиссии Алексей Ерофеев, от своих идей орган не отказался: «По поводу замены устаревшего названия железнодорожной станции, которая так и осталась Детским Селом, мы в свое время направляли обращение в РЖД Владимиру Якунину — и он это одобрил».
Свое слово высказал и фонд «Возрождение». Даниил Петров, вице-президент фонда, сегодня сообщил корреспонденту «Карповки», что не так давно он обратился к пушкинским властям. «Отечество нам Царское Село», — процитировал Пушкина господин Петров и объяснил, что возвращением старинного топонима «мы активизируем интерес к эпохе и всей истории императорской семьи».
Администрация Пушкинского района по-своему подошла к переименованиям. Она посчитала, что наиболее правильным будет назвать станцию так: Царское Село — Город Пушкин. В такой версии топоним был направлен в компанию «Российские железные дороги». Представитель РЖД проинформировал корреспондента «Карповки», что обращение дошло: «Сейчас рассматривается возможность переименования станции. Следующим шагом станет обращение в специальную топонимическую комиссию».
Первый зампред комиссии по наименованиям Андрей Зонин уточнил в ответе на запрос «Карповки», что вариант «Царское Село — Город Пушкин» невозможен. Такая форма противоречит требованиям закона о названиях географических объектов, который допускает возвращение старых имен только в форме, «широко известной в прошлом или настоящем», заявил господин Зонин.
Когда РЖД вынесет окончательный вердикт, пока неизвестно. Сейчас железнодорожники прорабатывают разные вопросы, в том числе оценивают, во сколько может обойтись переименование. По предварительным расчетам, смета составит не менее 800 тыс. рублей; РЖД надеются, что эти деньги им компенсируют.
Тем временем своим мнением с корреспондентом «Карповки» поделились известные пушкинцы. «Я всячески это поддерживаю. Если говорить о топонимической чистоте, то надо возвращаться к историческому названию Царское Село. Сегодня люди, которые едут с целью посетить парки и музеи, полностью дезориентированы из-за несоответствия названий, — и проезжают мимо. Мы, как музей, заинтересованы в том, чтобы люди понимали, куда направляться», — прокомментировала директор музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова.
Галина Груздева, председатель пушкинского отделения Всероссийского общества охраны памятников, согласна с коллегой: «На самом деле, конечно, ждем переименования. Название станции Детское Село переросло свое время. И совершенно нормально, что теперь она станет Царским Селом».