Русская линия
Радонеж Марина Васильева07.12.2011 

Незапланированная встреча или особенности православного фандрайзинга

В рамках XVI Международного фестиваля «Радонеж», 5 декабря в Доме кино состоялась одна незапланированная ранее встреча, на которой были рассмотрены проблемы, жизненно важные для всего православного медиа — сообщества. Эту встречу возглавил президент Фестиваля Евгений Никифоров, прошла она в Доме кино, и участников было не так уж много — не более десятка. У присутствующих завязался живой разговор на вечно актуальную тему: как выжить в условиях кризиса? (Наше православное кино и телевидение, похоже, из него не выйдет никогда!) Один из возможных путей, который был предложен гостями из Самары — закупка «на корню» телестудий епархиями и крупными монастырями с переориентированием их деятельности на цели православного просвещения и миссионерства. Как пример были приведены Свято-Елизаветинская студия в Минске, телестудия в МДА (г.Сергиев Посад), и несколько других. Это безусловно перспективный путь развития. Такие студии становятся производящими компаниями. Они приглашают профессионалов и те делают отличное профессиональное кино. Таким образом мы уходим от приходской самодеятельности, которой сколько не повышай квалификацию она ею же и останется. Если идти по этому пути — решаются и многие другие проблемы. В частности, связанные с авторскими правами. Согласно существующим правилам, автору, не обладающему этим правом, хотя бы и снявшему самый лучший и нужный фильм, распространять его запрещено. А крупным телекомпаниям-правообладателям даже на коммерческой основе это малоинтересно, потому что мелочь.

На Западе ширится движение за свободу получения информации, создаются и успешно существуют так называемые «пиратские партии». Некоторые из них даже уже заседают в национальных парламентах. «Я первый вступлю в такую партию, — заявил Евгений Никифоров, — Наше дело миссия. Даром получили — даром отдайте. Выбили грант на съемки и забудьте о мелочных продажах». Но пока пиратство, хоть и православное незаконно. Вставлять хорошие фильмы в сетку вещания ТВ-каналы не заинтересованы, так как связаны коммерческим характером деятельности. Тут вступают в дело рейтинги, доли и пр. утехи рекламодателей. На скромные гранты из Федеральных агентств можно распространить всего 3−4 фильма тиражом до 2−3 тыс. экземпляров для некоммерческого социального распространения (школы, детские дома, и т. д.). Тем не менее, как отметил Евгений Никифоров, у «Радонежа» есть хотя бы возможности размещать православные фильмы на своем сайте. «У нас нет коммерческой заинтересованности, — подчеркнул он, — наша деятельность ясна и прозрачна. А что пираты тиражируют — слава Богу!». Да и мировая тенденция в пользу зрителя. Сейчас все можно скачать через Интернет, поэтому ситуация для коммерческого распространения неблагоприятная. Умирают даже музыкальные магазины.

Есть огромная потребность в хороших, качественных сценариях, которая пока не удовлетворяется. 80−90% текстов, которые приходят в адрес фестиваля являются графоманством.

Светские телеканалы требуют яркости и остроты сюжета. По отношению же к православным фильмам и телепрограммам есть стойкое предубеждение — они безконфликтны, там сплошной «мармелад». И честно сказать, часто это правда. «Но в православии остроты как раз хватает, — заявил Никифоров, — вспомните, как Христос сказал: „Не мир принес Я вам, но меч“. И на нашем фестивале таких пронзительных, не боящихся прямо говорить правду и показывать тяжелые конфликты фильмов много.»

В то же время, как отмечалось на пресс-конференции, есть тенденция у руководства каналов как раз такое пламенеющее православие и не пускать. «Давайте что-то обтекаемое, духовность вообще, без лишнего акцентирования православия, а то мусульмане с иудеями обидятся». Но кто им делегировал представлять интересы мусульман с иудеями? Настоящих верующих людей ни крест, ни полумесяц, ни шестиконечная звезда ни каким образом не оскорбляют. Эта идея, что религиозная символика способна кого-то оскорбить, выдумана агрессивным секуляризмом, которому действительно до тошноты противны любые проявления религиозности. Поэтому не надо покупаться на эту злонамеренную риторику. В целом условия, в которых растет и входит в силу православное телевидение, тепличными назвать трудно.

Когда-то у Ханжонкова был «отдел разумного кино», с консультантами-профессорами. Затраты покрывались за счет фильмов с участием Веры Холодной и других «звезд» того времени. В рамках кинопроизводства была заложена и успешно существовала заведомо бездоходная, просветительная структура. Не пора ли вернуться к хорошо забытому старому? Даже в нынешних, суровых условиях рынка?

http://www.radonezh.ru/analytic/15 518.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика