Седмицa.Ru | 05.12.2011 |
Телепрограмма «Православная энциклопедия» (2009 г.)
Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Здравствуйте, в эфире «Православная энциклопедия». 5 декабря, ровно год назад скончался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, 15-й Предстоятель Русской Православной Церкви. Он возглавлял нашу Церковь 18 лет. Время Его Первосвятительства называют вторым Крещением Руси. Миллионы людей пришли тогда в храмы к голосу Церкви стали прислушиваться и общество и государство. При Патриархе Алексие произошло знаменательное событие — объединение Русской Церкви Московского Патриархата и Зарубежной. В архивах «Православной энциклопедии» сохранилось много уникальных видеозаписей почившего Патриарха, которые Вы увидите сегодня впервые. В них очень ценные для нас размышления и духовные наставления Святейшего Патриарха Алексия.
Святейший Патриарх Алексий: — Каждый человек, я думаю, должен иметь свободные минуты, чтобы побыть с самим собой и подумать о прошлом и настоящем. К сожалению, таких свободных минут мало, но надо их выкраивать, потому что побыть со своей совестью и заглянуть в свою душу каждому человеку нужно, а, особенно, для человека, который достиг уже вечера своей жизни
***
Алексий Ридигер родился 23 февраля 1929 года в Таллине. Его предки — представители старинного дворянского рода курляндских немцев, принявших православие ещё при Екатерине.
Отец будущего Патриарха Михаил Александрович учился в одном из самых привилегированных учебных заведений — Императорском училище правоведения. После революции из охваченного революционными беспорядками Петрограда семья бежала в Эстонию. Здесь русским предлагали только самую тяжелую и грязную работу. Михаил Александрович сначала зарабатывал рытьем канав, а потом поступил бухгалтером на фанерную фабрику Лютера, где и проработал вплоть до рукоположения во дьяконы в в 1940 году. А ещё через два года он принял священнический сан.
Мать будущего Патриарха Елена Иосифовна (в девичестве Писарева) была дочерью расстрелянного большевиками полковника Белой Армии.
Святейший Патриарх Алексий: — В первую очередь, я благодарен своим родителям, которые дали мне жизнь, привили мне любовь к храму, к святыням, потому что ежегодно они ездили или в Псково-Печерский Успенский монастырь или в Пюхтецкий Успенский монастырь или в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь в 1938 и 1939 годах. Общение со старцами Валаамского монастыря, с которыми мне, девятилетнему мальчику, пришлось встретиться, оставили на меня очень сильное впечатление. У меня не было никаких сомнений, по какому пути я пойду. Я в шесть лет уже знал наизусть Литургию. Я всегда молюсь о тех, кто примером своей жизни наставлял меня и учил.
***
С четырнадцати лет Алексий Ридигер служил псаломщиком, алтарником, ризничим. В восемнадцать поступил в Ленинградскую духовную семинарию, сразу в третий класс, а затем и в Академию, которую закончил по первому разряду со степенью кандидата богословия.
Ещё будучи студентом Алексий Ридигер был рукоположен во священника и назначен настоятелем Богоявленского храма города Йыхви, а через семь лет — Успенского собора в Тарту. Вскоре он стал благочинным одного из округов Таллиннской епархии, включавшего в себя 32 русских и эстонских прихода. Протоиерей Алексий совершал богослужения в русских приходах на церковнославянском языке, в эстонских — на эстонском, который знал в совершенстве.
Святейший Патриарх Алексий: — В конце 1959 года умерла моя мать. Мы остались вдвоем с отцом. У нас была очень дружная семья. После смерти матери мое желание принять монашество стало еще более твердым. Я поехал в Троице-Сергиеву лавру и получил благословение от Святейшего Патриарха Алексия. Он спросил меня какое бы я хотел принять имя. Я сказал, что я привык к своему имени, и мне бы хотелось его сохранить. Святейший Патриарх сказал, что по традиции нужно два имени положить в раку преподобного. Были положены: имя святителя Алексия, митрополита Московского и преподобного Сергия Радонежского. Вынутый жребий указал на святителя Алексия.
***
В 1961 году иеромонах Алексий (Ридигер) стал епископом Таллиннским и Эстонским, а три года спустя — архиепископом, управляющим делами Московской патриархии.
Святейший Патриарх Алексий: — Для меня эта должность была новой. В первый день я столкнулся со множеством духовенства, которое было лишено регистрации и оказалось без мест. Второй этап — это просьбы об открытии храмов. Было много самоуправства со стороны уполномоченных совета по делам религии. Например, в Ростовской епархии было можно крестить до двухлетнего возраста, с 2 до 18 лет крестить было запрещено.
В 1983 году я был назначен председателем комиссии по приему, реставрации и строительству Данилова монастыря. В удручающем состоянии мы приняли монастырь, потому что все, что возможно было уничтожить, разбить, было разбито. Мы начали восстанавливать, и вся Русская Православная Церковь принимала участие. Это проходило на особом подъеме. Одним из последних возвращался храм Воскресения Словущего, который находился за оградой Даниловского монастыря. Там располагалась фабрика зонтов. Мы пригласили на наше заседание директора фабрики, чтобы сказать, о том, что согласно решению правительства, вы должны выехать и освободить здание в 1987 г., но просим разрешение привести внешне здание в порядок и установить кресты, потому что с Автозаводского моста это обезглавленное здание портит вид монастыря. Директор выслушал это и сказал, что они должны обсудить. Через неделю он пришел и сказал, что они обсуждали этот вопрос на партийном собрании и, по идеологическим мотивам, не могут работать под крестами. Я спонтанно сказал: «А как же в Кремле, в окружении крестов кремлевских соборов проходят съезды партии?». Мы поставили вопрос перед советом по делам религии и через непродолжительное время начали восстанавливать этот храм внешне. Восстановили купол, колокольню, установили кресты, но и зонты не стали хуже. Последние два года фабрика выпускала зонты, и никто не жаловался, что ухудшилось их качество.
В 1988 году в переданном Церкви в Свято-Даниловом монастыре состоялись главные торжества, посвящённые 1000-летию Крещения Руси.
Более двадцати лет управляющему делами Московской патриархии архиепископу, а затем митрополиту Алексию (Ридигеру) приходилось решать многие, казавшиеся подчас неразрешимыми вопросы и противостоять желанию государства разъединить народ и Церковь. В декабре 1985 года он направил письмо Горбачеву, в котором говорил о том, что Церковь должна получить свободу. Но тогдашний руководитель государства не был готов к таким переменам. Митрополита Алексия сняли со всех руководящих должностей и назначили на Ленинградскую и Новгородскую кафедру, где советская власть была особенно враждебна Церкви. Но и здесь митрополиту Алексию удалось добиться многого, в том числе — возвращения Церкви Иоанновского монастыря на Карповке, восстановлением которого занялись монахини Пюхтицкой обители.
Новый этап в жизни Церкви начался в год Тысячелетия Крещения Руси. А через два года в 1990-м в Троице-Сергиевой лавре прошли первые за семьдесят лет свободные выборы Предстоятеля Русской Церкви. И выбор был сделан, — не по указаниям и намекам, а по вере, долгу и велению души. Пятнадцатым Патриархом Московским и всея Руси стал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий Ридигер.
Святейший Патриарх Алексий: — Я с особым чувством посещаю: Богоявленский собор, где совершилась моя патриаршая интронизация, и где находятся мощи моего небесного покровителя — святителя Алексия, имя которого я получил при монашеском постриге; также храм Тихвинской иконы Божией Матери, где придел посвящен в честь Алексия человека Божия, имя которого я носил от крещения. Многое за последнее время связано с Храмом Христа Спасителя, который восстанавливался на наших глазах и сейчас даже трудно представить себе это место Москвы без него. Сложно было поверить в то, что удастся к 2000-летию восстановить храм, который строился 43 года. На Рождество 1995 года мы совершали крестный ход из Успенского собора, чтобы освятить закладку Храма Христа Спасителя. В то время, я думаю, не многие были уверены, что через 5 лет, на 2000-летие Рождества Христова, мы сможем в этом храме, освященном в честь Рождества Христова, отмечать великий юбилей пришествия в мир Господа и Спасителя нашего. Я думаю, если бы Юрий Михайлович Лужков не был мэром Москвы, Храм Христа Спасителя никогда бы не мог быть в такие сроки восстановлен. Мы вместе с ним бывали на стройках, поднимались в купол, на леса. Для нас обоих, в какой-то степени, Храм Христа Спасителя — это детище, которое выросло на наших глазах. Это не только храм посвященный Рождеству Христову, но это памятник нашей истории.
Святейшему Патриарху Алексию пришлось начинать почти с нуля: возрождать приходскую и монашескую жизнь, восстанавливать систему духовного образования и укреплять веру людей, миллионы которых в те годы впервые переступили порог храма. Десятки городов, больших и малых, встречали своего Патриарха. Никто до него не был так близок к своей пастве. Он посещал несколько епархий в год, совершая богослужения не только в кафедральных соборах, но и в маленьких провинциальных храмах. Встречался с людьми в больницах и школах, детских домах и воинских частях, всюду, где ждали его помощи и утешения.
Дважды, в самое трудное для Сербской Церкви время, в 1994 и 1999 годах Патриарх Алексий прилетал на многострадальную Сербскую землю. Он пытался остановить бомбовые удары и кровопролития. В эти тревожные дни Патриарх молился в Белграде вместе с сербским народом.
В 1993 году над страной нависла угроза гражданской войны. Тогда Патриарх Алексий прервал визит на Аляску и вернулся в Москву. По благословению Патриарха Алексия из Третьяковской галереи в Богоявленский собор была принесена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, перед которой молились о том, чтобы не пролилась кровь. Патриарх благословил и устройство в осаждённом Белом доме церкви, в которой священник Алексий Злобин причащал и крестил людей. В Патриаршей резиденции Святейший Патриарх возглавил переговорный процесс и сделал все возможное для примирения враждующих сил.
А 17 мая 2007 года Алексий II и Первоиерарх Русской Зарубежной церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр подписали Акт о каноническом общении. Это историческое событие положило конец почти вековому духовному разделению русских людей в Отечестве и за его пределами.
Святейший Патриарх Алексий: — Это большое духовное событие. К этому мы шли 80 лет. В последние годы, когда стали возможны личные контакты между иерархами Русской Зарубежной Церкви, была создана комиссия, которая обсуждала вопросы, которые как казалось, разделяли нас. Когда мы пришли к единению, был подписан Акт о каноническом единстве Русской Православной Церкви. Сегодня это единая Русская Православная Церковь. У Московского Патриархата около 300 зарубежных приходов, около 300 приходов имеет и Русская Зарубежная Церковь. Сегодня 600 православных, русских приходов совершают свое служение, окормляя русских, православных людей в рассеянии. Подписание канонического Акта — не формальный факт, это событие дошло до приходского уровня. Я почувствовал это единство, когда совершал молебен с акафистом в кафедральном соборе Русской Зарубежной Церкви в Мюнхене. Собралось более 400 человек. Я ни на йоту не почувствовал, что нас что-то разделяет. Молитва объединяла нас, и я чувствовал, как будто я нахожусь в областном городе России. Те же верующие, которые также ждали благословения Патриарха, которые также с любовью встречали и вместе молились.
***
Сразу после своего избрания Святейший Патриарх Алексий переехал в Переделкино, потому что Патриаршая резиденция в Чистом переулке требовала капитального ремонта. В резиденции все было устроено по его вкусу: удобный кабинет, библиотека, домовая церковь, келья с выходом на балкон и видом на пруд, в котором плавают утки и лебеди.
Святейший Патриарх Алексий: — Это имение связано с боярами Колычевыми, из рода которых митрополит Московский Филипп. Там находится стела, на которой написаны имена тех, кто из рода Колычевых погибли, защищая Отечество в разных сражениях. Это было любимое место Патриарха Алексия I, где он и скончался. Президент там неоднократно бывал, как и мэр Москвы и губернатор Московской области. Угощаем мы их, если это пост, то постной пищей, но и в посту можно жить. Там много солений: помидоры соленые, огурцы соленые, капуста квашеная и, непременно, грибы.
Я всегда любил животных. Общение с братьями меньшими снимает напряжение, уходит стрессовое состояние. Когда я жил на даче, произошел такой случай: кто-то из наших монашествующих шел и увидел, что по шоссе бегает цыпленок. Видимо из птицефабрики везли цыплят и он, каким-то образом, выпал из грузовика. Мы его принесли, он вырос у нас дома, оказался очень смышленым. Я его отвез в Пюхтицкий монастырь, где ее назвали Московская барыня и с особым почтением к ней относились.
Мне близки и утренние и вечерние молитвы, которые я всегда совершаю, и обращения к тем святым, которыми я заканчиваю утренние и вечерние молитвы: к Спасителю, Божией Матери, своему небесному покровителю, преподобному Сергию Радонежскому, преподобному Серафиму Саровскому, святителю Николаю Чудотворцу, который является нашим общим покровителем, новомученикам и исповедникам Российским, кровью которых возрождается и утверждается Церковь Христова.
***
Он прожил здесь 18 лет и скончался 5 декабря 2008 года.
Святейший Патриарх Алексий: — Мы имеем великий дар — дар молитвы друг за друга. Иногда, находясь на расстоянии, когда помнишь о человеке, молишься о нем, уповаешь на его молитвы, то в этом чувствуешь единение с ним. Часто вспоминаешь слова древнего пророка «Время разрушать и время созидать. Время разбрасывать камни и время собирать камни». Слава Богу, что на нашу долю выпало созидать, время, когда мы собираем камни, которые были бездумно разбросаны в прошлые десятилетия. Я откровенно скажу, что Патриарший крест не легкий. Ответственность за Церковь, за ее сегодняшний день и будущее лежит на Патриархе. Это подвиг очень трудный, нелегкий, и только с помощью Божией можно его совершать.