Фома | Михаил Леонтьев, Максим Соколов | 02.12.2011 |
Всю прошлую неделю одной из главных новостей российских СМИ и интернет-сообществ была многотысячная очередь к Поясу Пресвятой Богородицы. Новость эта вызвала бурное обсуждение как среди верующих, так и среди неверующих. Оценка происходившего была самая разная. В том числе были и очень негативные комментарии. Мы решили спросить в качестве экспертов журналистов Максима Соколова и Михаила Леонтьева о возможных причинах такого отрицательного отношения.
Максим Соколов, публицист: «Нам не хватает предметов веры…»
То, что приезд Пояса Богородицы вызвал столь негативную реакцию в определенных кругах (и в том числе в прессе), думаю, объясняется просто. Гордыня. Как могу еще я, сверхчеловек, смотреть на вот этих простых людей с их примитивными верованиями?
Ну и конечно важна сама по себе необычность этого события. Уже двадцать лет никакая ни политическая, ни общественная сила в России не собирает более чем несколько тысяч человек. Если на Русский марш, наиболее многочисленное массовое явление сегодня, собирается две-три тысяч человек в Москве, то по поводу этого происходит несусветный шум. Тут же речь идет о гораздо большем числе людей, на несколько порядков, причем без всякой агитации, приглашений, заталкиваний и заманиваний. А поскольку это событие относится к другому мировосприятию, даже к другому миру, то это и вызывает сочетание негодования и страха у прогрессивной общественности.
Вообще я думаю, что одна из причин того, что так много людей пришло поклониться Поясу Богородицы, заключается в крайнем недостатке предметов и обстоятельств в нашей жизни, могущих вызвать горячую и искреннюю веру. Если очень долго жить в постмодернистком мире, то рано или поздно возникает очень сильный спрос на ценности.
Да, раньше привозили и другие святыни, но промысел Божий не действует автоматически. Как раз прогрессивная общественность более склонна искать во всем какой-то алгоритм, и поэтому какую-то предсказуемость. Но промысел Божий действует так, что он нам не очень-то постижим. Слишко громко было бы сказать, что сегодня исполнилась полнота времен, но очевидно, что духовная жажда достигла у нас определенного уровня. При этом мы знаем из церковной истории, что проповедь не всегда срабатывает с первого раза. Видимо, это как раз тот случай.
Михаил Леонтьев, телеведущий: «Шаг из суеты»
Мне представляется, что негативная реакция людей на это событие, в общем-то, не очень то и важна. Ее значимость сильно преувеличена. Вот реакция православных людей — другое дело. Меня вообще удивляет натужное желание людей, не идентифицирующих себя как церковных, активно участвовать в деле совершенствования Церкви и организации церковных мероприятий, судить о том, насколько у других людей искренняя вера или является ли она верой в примитивные чудеса и шаманство? Им-то какое дело до всего этого? Ксения Собчак публикует какие-то отсканированные пропуска. Я ничего не имею против нее, но я же не даю совета, как ей вести себя на гламурных вечеринках и надо ли, грубо говоря, мешать кокс с коньяком или нет? Это ее суверенное дело. Это не футбол и не коммунальное хозяйство, и не передача Малахова по ТВ «Пусть говорят». Люди совершенно не понимают этики внутренних отношений в Церкви. В Церкви тоже бывают люди, которые не всегда это понимают, но это уже наше дело и мы как-нибудь разберемся.
Правильно сказал кто-то из моих знакомых, что когда мусульмане собираются на Курбан-Байрам все говорят: «Вот какая у них вера, какое у них единство, какое это производит впечатление»! Но вот оказывается, что и мы тоже можем произвести впечатление. Я считаю, что это замечательная вещь. Например, несколько раз мне удалось побывать на схождении Благодатного Огня в Храме Гроба Господня. Это длится уже две тысячи лет. Для человека неподготовленного, для нехристианина это зрелище шокирующее. Но это совершенно не мешает ощущать настоящую благодать, то, что в данный момент случается настоящее чудо. И как раз возможность выйти за рамки суеты жизни, суеты сует — это как раз и есть сущность этих событий.