Русская линия
Православие.Ru Андрей Ригель19.04.2001 

КАК ВСТРЕТИЛ ПАСХУ РОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ

За неделю до Пасхи многие новостные ресурсы стали «прорабатывать» тему предстоящего праздника. На многих сайтах появились публикации о жизни Церкви. Однако, по большей части, это была информация поверхностная, информация второстепенного характера. Писали и о том, что метро на Пасху будет работать до четырех утра, и о том, что московские храмы будут охранять три тысячи милиционеров, и о том, какая будет в пасхальную ночь погода, и о том, что в столицу завезено сорок миллионов штук куриных яиц. Все это очень приятно, а иногда даже практически полезно читать, но писать обзоры по такой информации невозможно. Между тем, в отечественном секторе всемирной паутины в предпасхальные дни и в самый праздник появлялось много публикаций, заслуживающих внимательного рассмотрения.
К примеру, на страницах сетевого информационного агентства «пресс-центр.ру» часто появляются публицистические материалы как о современном состоянии общества в свете православного взгляда на мир, так по истории Российской Церкви XX столетия. Так, на Страстной седмице была опубликована статья «„Иудина пасха“, год 1918. Свидетельство очевидца». Ее автор, Ольга Теплова, повествует о своем знакомстве с пациентом дома престарелых в Химках — этот старик оказался свидетелем празднования первомая в Москве в 1918 году. Тогда большевистский праздник, пришедшийся на Страстную седмицу, был чудесным образом сорван: «В кульминационный момент торжества, когда перед Совнаркомом проходили праздничные колонны демонстрантов, сплошь состоящие из красноармейцев, произошло нечто. С одной из главных башен Кремля — Никольской, вдруг, мелкими клочками, как лепестки розы, начал опадать кумач. И на всеобщем красном фоне обнажился лик Николая Угодника. Это была надвратная икона одноименной башни. Согласитесь, эмоциональное зрелище. Перед таким чудом не устояли демонстранты и даже некоторые члены правительства. По старой привычке, заложенной с детства, они дружно перекрестились… Мероприятие быстро свернули».
Как ни странно, но появление на сайте «пресс-центра» другого материала за авторством все той же Ольги Тепловой было приурочено к одному из «советских» праздников — дню космонавтики. Статья «Скафандр для Юрия Гагарина создавала… монахиня» посвящена памяти первой настоятельнице возрожденного Новодевичьего монастыря игуменье Серафиме, доктору технических наук. В миру Варвара Васильевна Черная действительно была светилом отечественной и мировой науки, но оставила ученую деятельность ради работы в храме. Автор видит причины успехов советской науки в том, что наши ученые были людьми в большинстве своем верующими, или по крайней мере людьми, воспитанными еще в той, православной России. «Как знать, может быть и космический скафандр Юрия Гагарина создавался как икона, — с молитвой и предварительным постом».
Среди тем, появлявшихся на информационных сайтах в предпасхальные дни, особенно выделялась тема совпавшего празднования Воскресения Христова христианами разных конфессий. Не слишком интересующаяся религиозной жизнью «Газета.ру» опубликовала материал «Православные и католики объединились на один день». Согласно этой статье, многие православные считают совпадение дат празднования Пасхи неслучайным. Что правда, то правда, это отметил даже Святейший Патриарх в своем послании. А вот что думает об этом митрополит Кирилл, глава ОВЦС: «Совпадение Пасхи в такой особый год является хорошим знаком, еще одним напоминанием того, что христиане должны искать пути взаимодействия друг с другом». При этом, по сообщению НТВ.ру, владыка призвал верующих разных конфессий к более активному диалогу друг с другом. «Я глубоко убежден, — сказал митрополит, — что каждый христианин должен воспринимать призыв Христа к единству всего человечества с полной ответственностью. Как это ни тяжело, мы должны искать пути примирения». Митрополит Кирилл также выступил за совместное празднование Пасхи христианами разных конфессий. По его мнению, было бы правильно вернуться к празднованию Пасхи в соответствии с определением I Вселенского собора, которому следует Православная Церковь. Символичным считают совпадение и католики, призывающие Православные Церкви к диалогу с тем, чтобы установить общую для всех пасхалию.
На сайте «Страна.ру» опубликовано интервью протоиерея Владислава Свешникова, который считает, что «принятие иной пасхалии невозможно». По мнению известного московского священнослужителя, «сама по себе идея не содержит ничего плохого, я был бы рад, если бы не только католики, но и представители других христианских деноминаций праздновали Пасху в один день… хотя безусловно, это к пути единения не ведет. Потому что главное разъединение проходит не по календарной линии, но в то же время не так уж плохо, если, по крайней мере, мир вовсе не христианский будет лишен одного из главных своих аргументов против христианского отношения к действительности, ведь они часто говорят: «Даже Пасха у вас празднуется в разное время».
Однако, по мнению о. Владислава, «дело в том, что едва ли… когда-нибудь Католическая Церковь во всей полноте согласится на то, чтобы перейти на юлианский календарь, и когда-нибудь Русская Православная Церковь согласится перейти на григорианский календарь». Хотя, возможно, в Церкви появятся деятели, стремящиеся к смене календаря. Но такая деятельность несомненно приведет к расколу. «Раскол, может быть, к сожалению, а может быть, и нет, в русском религиозном сознании вызывают часто факты не главные, хотя за ними стоят нередко и главные факты. Так, раскол XVII века, вызванный сравнительно не самыми важными причинами (они, как знамя, поднимались вождями раскола), скрывал гораздо более серьезные внутренние мировоззренческие причины».
Несомненно, «Страна.ру» — информационный портал, более всех других уделяющий внимания православной жизни. Хотя «религии» — всего лишь подраздел в разделе «общество», новости православия на «Стране» освещаются куда подробнее, чем на большинстве сайтов собственно православных. В течение всего поста, а начиная с Лазаревой субботы постоянный автор сайта Филипп Тараторкин публиковал статьи, рассказывающие о евангельских событиях соответствующего дня и объясняющие богослужения. Сайт часто публикует проповеди таких уважаемых церковных иерархов, как митрополит Сурожский Антоний, архиепископ Иоанн Сан-Францисский.
Под конец Страстной на сайте появился новый «сюжет» — «Первая Пасха третьего тысячелетия». Сюжет обновлялся по нескольку раз в день: здесь можно найти как сообщения обо всех богослужениях Патриарха в пасхальные дни, так и текст послания Святейшего, как рассказ об истории и смысле пасхальных служб, так и несколько интервью на разные острые темы церковной жизни, в частности, со священником Максимом Обуховым, руководителем медицинского центра «Жизнь», и диаконом Андреем Кураевым.
Сайт «Вести.ру», хотя и создавался тем же Фондом эффективной политики, что и «Страна.ру», но политику ведет иную. На сайте вышел только один материал, напрямую связанный с Постной Триодью — «великопостные» заметки Андрея Десницкого. Автора настораживает отношение большей части российского общества к посту. Для многих, не вполне воцерковленных людей пост — всего лишь время внешних гастрономических ограничений, а Пасха — просто лишний повод повеселиться и вкусно поесть. «Современный человек не хочет ни от чего отказываться. Он хочет выбирать времена. Как турист, пробегающий от одной достопримечательности к другой, чтобы вечером запрыгнуть в самолет, так и не увидев страны пребывания, или как сытый ребенок, от нечего делать выковыривающий изюм из булки, современный человек празднует вечную масленицу с мясом, узнает о времени поста из газетных заметок и, не говев ни минуты, с удовольствием разговляется на Пасху, причем иногда даже досрочно».
Надо сказать, что такая «всеядность» современного общества не могла не отразиться и в Интернете. Примечательна публикация ежедневной газеты «УТРО.ру» «Пост. Самая строгая неделя», вышедшая в Вербное воскресенье. Здесь в одну кучу, в один материал, свалено все: и рецепты окраски яиц, и вполне серьезный рассказ о евангельских событиях с объяснением богослужебных особенностей Страстной седмицы, и всевозможные народные приметы, суеверия и даже заговоры. Вот пример: «Тверские мужики в Великий четверг садились верхом на кочергу и трижды объезжали вокруг избы, огорода и поля, произнося при этом: «Крот, крот, не ходи в мой огород, в день чистого Четверга тебе в… кочерга».
(Впрочем, на Великий четверг гусинско-киселевское НТВ выдавало еще более бредовые идеи. Так, оно с утра до вечера с упрямством слабоумного рассказывало телезрителям о неких «ритуальных омовениях» православных, которые якобы в этот день дружно купаются в источниках, «чтобы смыть остатки грехов». И ни слова о том, что Великий четверг — это день установления Таинства Евхаристии, когда все верующие причащаются Тела и Крови Христовых.)
Надо сказать, что российский Интернет не обошел своим вниманием народную традицию советского времени ездить в Пасху на кладбища. Многие сайты опубликовали просьбу столичных властей не ездить на кладбища на личном автотранспорте, а пользоваться городским. Некоторые, однако, добавили к этому призыву вполне уместный комментарий: «А Deadline.Ru призывает на Пасху на кладбище не ездить. Пусть вам говорят — всегда так было, пусть ссылаются на вековую традицию предков. Никакой вековой традиции в этом нет, это, скорее традиция советской эпохи. По церковному уставу не следует делать этого не только в Светлое Христово Воскресение, но и во всю Светлую седмицу. Пасха — особый праздник, это жизнь, это избавление от смерти. И ликовать нам с живыми, и радоваться, что живы. А во вторник второй недели Пасхи (24 апреля) настанет день, именуемый православными Радоница. В этот день по церковному уставу и пойдите на кладбище к усопшим родным и разделите с ними радость Пасхального торжества».
Уже упоминавшийся сервер «Пресс-центр», регулярно проводящий пресс-конференции в режиме реального времени в рамках рубрики «Диалог дня», пригласил в Великий четверг священника Антония Ильина. Посетители сайта со всей России присылали вопросы о. Антонию. Эти вопросы затрагивали и проблему посещения кладбищ, и совпадение празднования Пасхи разными конфессиями, и многие другие, как бытовые и политические (ситуацию со сменой руководства НТВ), так и чисто духовные аспекты жизни.
Приятно, что светские новостные web-ресурсы уделили внимание жизни Православия в святые для христиан дни. Видно, что Православие русскому Интернету интересно. Или, по крайней мере, русский Интернет понимает, что Православие интересно русскому обществу. Общество, пусть даже через внешние атрибуты христианства, через крашение яиц и освящение куличей узнает больше о Церкви и учится уважать ее традиции.
Однако, во многом со стороны общества, в частности интеллигенции, по-прежнему проявляется непонимание и неприятие Церкви. Один из таких «камней преткновения» — проблема возвращения церковного имущества Церкви, утраченного при коммунистах. И это непонимание не могло не отразиться в Интернете.
Вот, например, какой подарок преподнес христианам к Пасхе сайт «Грани.ру» (не так давно созданный Березовским): цикл материалов по проблеме возвращения церковного имущества. На фоне в целом благодушного предпраздничного отношения онлайновых СМИ к Церкви, здесь налицо прямо-таки агрессия. Чего стоит хотя бы статья «Мертвая хватка» о конфликте между оптинским подворьем и музеем-усадьбой Останкино. Согласно автору, в мае 1998 года настоятель подворья Оптиной пустыни в Останкине игумен Феофилакт (Безукладников) с группой рабочих якобы «ворвался в реставрационные мастерские, находящиеся на территории оспариваемого участка земли, и учинил там настоящий погром». Разумеется, версия событий самого отца игумена г-жу Бажину, автора публикации, не интересует.
Продолжает тему материал Льва Лифшица «Граффити вместо Рублева». Статья повествует о бедственном состоянии фресок великого русского иконописца в Звенигороде и Владимире. Виновата в этом, конечно же, Церковь. Автор жалуется на то, что в храмах ежедневно проводятся богослужения, горят свечи. Безусловно, именно копоть свечей и отсутствие нормальной системы вентиляции и поддержания температурного режима в древних храмах — причина разрушения фресок. Но тут можно проследить любопытный парадокс в отношении автора к проблеме: передавать здания в собственность Церкви нельзя, а устанавливать дорогостоящие климат-системы в храмах должна все-таки Церковь, а не государство, которому по-прежнему принадлежит все церковное имущество в России.
«Еще одно условие (сохранности фресок) — щадящий режим эксплуатации, то есть проведение здесь только редких праздничных служб. Но об этом церковные власти даже говорить не желают», — пишет автор. Конечно, не желают, ведь куда же деваться верующим не в праздник, а в обычное воскресенье?
Материал Кирилла Михайлова «Англикане против однополых браков», появившийся на «Вестях» 13 апреля, кажется, к Православию никакого отношения не имеет. Пред нашей Церковью подобные вопросы не стоят и вряд ли когда-нибудь встанут. Это проблемы пытающихся «поспеть за прогрессом» протестантов. Однако эта статья, поводом для которой стало интервью архиепископа Кентрберийского Джорджа Кери, данное BBC, затрагиват более глубокую проблему — кризис отношений современного общества с Церковью.
«Современные этические представления уже очень далеки от христианских — гомосексуализм не только не осуждается, но и не считается извращением. И вообще, упоминать об этом как об извращении не политкорректно…» Архиепископ не считает возможным для Церкви признание однополых браков, так как они браками не являются. «Давайте не будем путать термины», — говорит он. Однако почему вообще вопрос о возможности венчания гомосексуалистов ставится перед архиепископом Кентерберийским? Не в том ли причина, что «Англиканская церковь, стараясь сохранить свое присутствие в жизни общества, пытается идти в ногу со временем: вводит женское священство, поскольку радикально пересмотрена социальная роль женщины, сокращает службы и отменяет посты, чтобы не обременять своих прихожан, ищущих комфорта и привольной жизни"…
Далее автор пишет о том, что в современной ситуации, когда сознание секулярное зачастую вступает в противоборство с сознанием традиционным, религиозным, Церковь должна сохранять свою идентичность, даже если это грозит ей гонениями. И это можно отнести не только к Церкви Англиканской (точнее сказать, к ней-то этого и нельзя отнести, она свои традиции во многом утратила) а к нашей, Православной Церкви. «Можно сказать, что сейчас, когда голос Церкви все чаще воспринимается современным обществом как, мягко говоря, анахронизм, Церковь возвращается к ситуации первых веков христианства, когда проповедь распятого Христа воспринималась как безумие (1 Кор 1:23), точнее же, если посмотреть греческий оригинал текста, как глупость и слабоумие. Именно в этой ситуации Церковь имеет исторический шанс освободиться от привязанности к социальному и историко-культурному контексту, будучи, по словам Христа, и солью земли (Мф 5:13), и не от мира сего (Ин 15:19)».
Это обзор хотелось бы завершить еще одной цитатой из «Великопостных заметок» А.Десницкого. «Можно надеяться, что Господь примет даже и такой пост, какой получается у нас. Ведь как бы плохо мы ни постились — все равно наступит Пасха!» — пишет он. И Пасха наступила. А значит, кто-то все-таки постился по-настоящему, кто-то все-таки был готов встретить праздник.
Недавно президент Беларуси Лукашенко сравнил Пасху с Днем Победы. Сравнение неуклюжее, но не лишенное оснований: советские люди, у которых радость Воскресения была отнята, горячо полюбили этот праздник, он заменил им Пасху, ведь он — тоже воспоминание победы над мировым злом и знак надежды на новую жизнь, и он тоже бывает весной. Вспоминается строчка из песни: «Этот день мы приближали, как могли». Ее можно отнести и к празднику Христова Воскресения. Пост — это прежде всего труд каждого христианина над собой для того, чтобы достойно встретить, приблизить к себе пасхальную весть. Каждый готовится к Пасхе, как может: кто-то молится и посещает все службы, а кто-то, может быть, еще не очень церковный — пишет или читает статьи о Православии в Сети. Думается, в том, что наша страна дожила до новой Пасхи, есть какая-то заслуга и авторов российского Интернета.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика