Русская линия
Русская линия Юрий Линник01.12.2011 

Современные вандалы Петербурга

Когда я прогуливаюсь по петербургским садам и паркам и любуюсь их красотой, мне частенько режут глаза те разбитые пивные бутылки, которые разбросаны по аллеям в таком количестве, словно только что прошел обильный бутылочный дождь. «Наверно, какой-то буйный вихрь-торнадо обрушился на один из окрестных пивзаводов и унес в небо всё содержимое его складов», — думаю я. Однако эту мою гипотезу опровергают горы разного другого бытового мусора, соседствующего с упомянутыми бутылками и заставляющего предположить, что все эти продукты человеческой жизнедеятельности попали сюда более прозаичным путем.

Об уровне культуры народа всегда можно судить по его отношению к природе, к животному и растительному миру, в котором живут люди. И те горы бытового мусора, которыми сегодня так обильно «украшены» все сады и парки Петербурга, свидетельствуют о чудовищном падении культурного уровня современных людей. Почему же это произошло? Отчего современные люди так одичали?

На мой взгляд, нынешнее российское бескультурье — это пагубное наследие 70-летней коммунистической диктатуры и псевдодемократического хаоса 90-х годов.

«Если Бога нет, то я — бог и хозяин природы «, — говорил сумасшедший самоубийца Кириллов из романа Достоевского «Бесы». И словно бы следуя этому завету, советский коммунистический режим, который считал всех людей богами и хозяевами природы, планомерно разрушал природу, безжалостно вырубая леса и загрязняя реки промышленными стоками.

А пришедшие на смену коммунистам псевдодемократы 90-х годов бросились в противоположную крайность и объявили, что человек — это обычное животное, а смысл жизни человека — в удовлетворении животных инстинктов и в том, чтобы брать от жизни все возможные удовольствия. И неудивительно, что молодое поколение, воспитанное на этой идеологии «животной вседозволенности», по-скотски относится к окружающей природе, превращая наши леса и парки — в сплошные мусорные свалки !!

Наша молодежь словно забыла, что все мы являемся наследниками великой русской культуры, которая всегда воспитывала в людях бережное отношение к природе. Вспомним: главный идейный вдохновитель русского духовного и государственного Возрождения XIV—XV вв.еков — Сергий Радонежский — был великим цивилизатором Русской земли и показал пример того, как развитая цивилизация может жить в согласии с окружающей природой. Сергий основал множество монастырей, и каждый монастырь становился очагом культуры и промышленности. Многие свои монастыри Сергий основал в отдаленных областях, среди диких лесов, и каждый монастырь быстро обрастал поселениями мирян, вокруг монастырей возникали деревни, села и целые города (при этом, естественно, часть леса вырубалась под пашню и застройку). Таким образом Сергий положил начало переселению русских людей на новые земли, что способствовало увеличению численности русского народа, а в дальнейшем привело и к расширению границ Русского Государства. И Сергий показал русскому народу, как человечество может жить в согласии с природой, как человеческая цивилизация может расти и развиваться и при этом не губить окружающую природу, а преображать ее. Сергий явил собой образ человека как Богоподобного преобразователя природы, как того кроткого сына и наследника Божия, который должен унаследовать всю Землю и всю Вселенную. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю», — говорил Иисус Христос в Нагорной проповеди, и Сергий Радонежский следовал этой заповеди всю свою жизнь. Вспомним самый трогательный эпизод из его Жития, когда к нему в пустынь пришла голодная медведица с тремя медвежатами, и Сергий вынес из хижины кусок хлеба, поднес его медведице и кормил ее из своих рук. А этот кусок хлеба был у него последний. Но Сергий предпочел лучше весь этот день быть голодным, чем оскорбить эту медведицу и оставить ее без хлеба.

Именно такое любовное отношение к природе всегда проповедовала великая русская литература. Вспомним старца Зосиму из «Братьев Карамазовых» и его горячую проповедь о любви к природе как к чудесному творению Божию. Вспомним лесовода Тушина из «Обрыва» Гончарова и чеховского доктора Астрова с его потрясающим монологом о красоте русских лесов и о святой обязанности человека поддерживать эту красоту, а не губить ее.

Возможность гармоничного сочетания цивилизации и природы особенно ярко продемонстрировала наша петербургская культура и архитектура. Именно об этом писал академик Лихачев в своей книге «Поэзия садов». Сады и парки Петербурга — это не только творения природы, но и произведения искусства. И потому засорение наших садов и парков бытовыми отходами — это настоящий акт вандализма !! Когда я вижу пивные бутылки, разбросанные по садовым и парковым аллеям, я вспоминаю того маньяка, который бросил бутылку с серной кислотой в «Данаю» Рембрандта и тем самым погубил этот шедевр мировой живописи.

Я хочу обратиться к петербуржцам, особенно к молодому поколению: давайте не будем уподобляться таким маньякам-вандалам! давайте вспомним, что мы являемся наследниками великой культуры, которая во все времена являла миру пример гармоничного соседства цивилизации и природы.

Я перечитал последние строки, и меня поразила их детская наивность. И я вспомнил слова Достоевского из одной его статьи, написанной совсем по другому поводу:
«А впрочем, неужели и впрямь я хотел кого убедить? Нет, это была шутка. Но — слаб человек: авось прочтет кто-нибудь из подростков, из юного поколения…»

http://rusk.ru/st.php?idar=51813

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика